Конфликты в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации. Задачи работы:
изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………………….3

1. Общее понятие конфликта, его разновидности………………………………5

1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов, их особенности………………………………………………………………………………….5

1.2 Специфика конфликтного взаимодействия в организациях……………….8

1.3 Причины возникновения конфликтов в организации……………………..11

1.4. Мотивы возникновения конфликтов………………………………………14

1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………….16

2. Практическое исследование влияния потребностей на выбор стратегии поведения…………………………………………………………………………....19

2.1. Построение и организация эксперимента………………………………….19

2.2. Процедура эксперимента……………………………………………………21

Выводы…………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Кофликт (организация).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

 
Анализ полученных данных свидетельствует, что для большинства опрошенных наиболее актуальными являются материальные потребности и потребности в самовыражении – по 9 человек (30% опрошенных), далее идут потребности в признании – 8 человек (27%), социальные потребности – 3 человека (10%) и потребности в безопасности – 1 человек (3%). 
 
Для оценки степени удовлетворенности основных потребностей использовалось предложенное разработчиками методики деление баллов в соответствии с зонами, которых выделено три:

  •  
    зона удовлетворенности: от 1 до 14 баллов;
  •  
    зона частичной удовлетворенности: от 15 до 28 баллов;
  •  
    зона неудовлетворенности: от 29 до 42 баллов.

 
Сопоставление полученных результатов  с данной схемой оценки позволило  выявить тот факт, что абсолютное большинство опрошенных оценивают  свои потребности как частично или  полностью неудовлетворенные.  
 
Сравнительный анализ выбора стратегии у каждого конкретного испытуемого и степени удовлетворения его основных потребностей демонстрирует непосредственную зависимость между выбором стратегии соперничества и полным неудовлетворением основных потребностей. Для опрошенных с частичным неудовлетворением потребностей характерными являются другие стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Данные показатели подтверждают гипотезу о том, что в процессе взаимодействия между людьми на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывает существенное влияние степень удовлетворенности основных потребностей.

Выводы 
Конфликт представляет собой ситуацию противоречия, в которой принимают участие несколько сторон, обладающих несовместимыми взглядами, позициями и интересами.  
 
Существует множество разновидностей конфликтов, каждый из данных типов имеет свои особенности, определяющие специфику протекания конфликтного взаимодействия.  
 
В рамках организации протекание конфликтов определяется сложностью возникающих взаимосвязей, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Характерными чертами организационных конфликтов являются: высокая прогнозируемость, особенности ролевой структуры организации, общая структура и разделение по горизонтали и вертикали и др.  
 
Среди причин, способствующих возникновению конфликтных отношений в коллективе можно выделить объективные и субъективные.  
 
Мотивы вступления в конфликтное взаимодействие представляют собой внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов конфликтного взаимодействия к открытому противостоянию. В качестве мотивов возникновения конфликта могут выступать: потребности, интересы, ценности, цели, идеалы, убеждения и т.д. Помимо этого на мотивацию участников конфликта оказывает влияние конкретная социальная ситуация, имеющиеся социальные условия. 
 
Конфликтное взаимодействие между людьми требует от каждого участника выбора той или иной стратегии поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество).  
 
Необходимо отметить тот факт, что на выбор стратегии поведения в конфликте существенное влияние оказывает степень удовлетворения основных потребностей, что подтверждается данной работой.  
Заключение 
Современное состояние экономики и уровень общественного развития предъявляют достаточно жесткие требования к функционированию производственных коллективов и организаций. Создание условий для эффективной профессиональной деятельности включает в себя анализ и учет факторов, способных спровоцировать конфликтное взаимодействие, в связи с чем проблема межличностных конфликтов в организациях находится под пристальным вниманием исследователей.  
 
Изучение факторов, определяющих выбор стратегии поведения в конфликте, позволяет учитывать данные параметры и использовать их как способы стимулирования желаемого поведения. 
 
Исследование влияния степени удовлетворенности основных потребностей испытуемых на предпочтение в выборе стратегии конфликтного поведения проводилось на базе строительной компании. Экспериментальная выборка состояла из 30 человек мужского пола в возрасте от 24 до 35 лет.  
 
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики:

  1.  
    Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
  2.  
    Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

 
Анализ полученных в ходе тестирования данных позволил подтвердить гипотезу о том, что в процессе взаимодействия между людьми на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывает существенное влияние степень удовлетворенности основных потребностей. 
 
Список литературы

  1.  
    Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. М., 2001.
  2.  
    Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание - конфликт. 2-е изд. Новосибирск, 1989.
  3.  
    Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  4.  
    Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика., 1996.
  5.  
    Гришина Н. В. Психология конфликта. С.-П., 2000
  6.  
    Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. СПб: Лениздат, 1990
  7.  
    Зеркин Д. П. . Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.
  8.  
    Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд., М., Изд. Инфра-М, 2006.
  9.  
    Кошелев А. Н., Иванникова И. И. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления.М.: Альфа-Пресс, 2007.
  10.  
    Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы, М.: Изд. Аспект Пресс, 2001.
  11.  
    Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… – М., 2001
  12.  
    Кулиев Т. А., Мамедов В. Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М.: Знание, 1990.
  13.  
    Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Т. 1. М., 1993.
  14.  
    Леонов Н. И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Научное издание. Ижевск, 2002.
  15.  
    Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Питер, 2005.
  16.  
    Леонов Н. И. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ижевск: Удмуртский Университет, 2000.
  17.  
    Ратников В. П. Конфликтология. М.: Юнити, 2001.
  18.  
    Сомова Л. К. Разрешение конфликтов // Менеджер, 2000.
  19.  
    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М., 1992
  20.  
    Чумиков А. Н. Управление конфликтом. М., 1996.
  21.  
    Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  22.  
    Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997, с. 11-70

 
Приложения 
 
Приложение 1 
 
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) 

 
Ответ «А» 

 
Ответ «Б»

 
1. Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса. 

 
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

 
2. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

 
Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

 
3. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

 
Я стараюсь успокоить другого и  сохранить наши отношения.

 
4. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

 
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого  человека.

 
5. Улаживая спорную ситуацию, я  все время стараюсь найти поддержку  у другого. 

 
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

 
6. Я пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.

 
Я стараюсь добиться своего.

 
7. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно. 

 
Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.

 
8. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 

 
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

 
9. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий. 

 
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 
10. Я твердо стремлюсь достичь  своего.

 
Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

 
11. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  вопросы. 

 
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 
12. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры. 

 
Я даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 
13. Я предлагаю среднюю позицию.

 
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

 
14. Я сообщаю другому свою точку  зрения и спрашиваю о его  взглядах.   

 
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 
15. Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом, сохранить  наши отношения. 

 
Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 
16. Я стараюсь не задеть чувств  другого. 

 
Я пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции.

 
 
17. Обычно я настойчиво стараюсь  добиться своего.  

 
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 
18. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем. 

 
Я даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 
19. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

 
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

 
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия.

 
Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

 
21. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого. 

 
Я всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы.

 
22. Я пытаюсь найти позицию,  которая находится посредине  между моей позицией и точкой  зрения другого человека.

 
Я отстаиваю свои желания.

 
23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого. 

 
Иногда я представляю возможность  другим взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса.

 
24. Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. 

 
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

 
 
25. Я пытаюсь доказать другому  логику и преимущества моих  взглядов.

 
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 
26. Я предлагаю среднюю позицию. 

 
Я почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

 
27. Я избегаю позиции, которая  может вызвать споры. 

 
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 
28. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего. 

 
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти  поддержку у другого.

 
29. Я предлагаю среднюю позицию.  

 
Думаю, что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий

 
30. Я стараюсь не задеть чувств  другого. 

 
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Приложение 2 
 
Ключ к методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)

 

 
Соперничество

 
Сотрудничество

 
Компромисс

 
Избегание

 
приспособление

 
1

 

 

 

 

 

 

 
А

 
Б

 
2

 

 

 
Б

 
А

 

 

 

 

 
3

 
А

 

 

 

 

 

 

 
Б

 
4

 

 

 

 

 
А

 

 

 
Б

 
5

 

 

 
А

 

 

 
Б

 

 

 
6

 
Б

 

 

 

 

 
А

 

 

 
7

 

 

 

 

 
Б

 
А

 

 

 
8

 
А

 
Б

 

 

 

 

 

 

 
9

 
Б

 

 

 

 

 
А

 

 

 
10

 
А

 

 

 
Б

 

 

 

 

 
11

 

 

 
А

 

 

 

 

 
Б

 
12

 

 

 

 

 
Б

 
А

 

 

 
13

 
Б

 

 

 
А

 

 

 

 

 
14

 
Б

 
А

 

 

 

 

 

 

 
15

 

 

 

 

 

 

 
Б

 
А

 
16

 
Б

 

 

 

 

 

 

 
А

 
17

 
А

 

 

 

 

 
Б

 

 

 
18

 

 

 

 

 
Б

 

 

 
А

 
19

 

 

 
А

 

 

 
Б

 

 

 
20

 

 

 
А

 
Б

 

 

 

 

 
21

 

 

 
Б

 

 

 

 

 
А

 
22

 
Б

 

 

 
А

 

 

 

 

 
23

 

 

 
А

 

 

 
Б

 

 

 
24

 

 

 

 

 
Б

 

 

 
А

 
25

 
А

 

 

 

 

 

 

 
Б

 
26

 

 

 
Б

 
А

 

 

 

 

 
27

 

 

 

 

 

 

 
А

 
Б

 
28

 
А

 
Б

 

 

 

 

 

 

 
29

 

 

 

 

 
А

 
Б

 

 

 
30

 

 

 
Б

 

 

 

 

 
А


 
Приложение 3 
 
Опросник к методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей 
1. Добиться признания и уважения. 
 
2. Иметь теплые отношения с людьми. 
 
3. Обеспечить себе будущее. 
 
4. Зарабатывать на жизнь. 
 
5. Иметь хороших собеседников. 
 
6. Упрочить свое положение. 
 
7. Развивать свои силы и способности. 
 
8. Обеспечить себе материальный комфорт. 
 
9. Повышать уровень мастерства и компетентности. 
 
10. Избегать неприятностей. 
 
11. Стремиться к новому и неизведанному. 
 
12. Обеспечить себе положение влияния. 
 
13. Покупать хорошие вещи. 
 
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи. 
 
15. Быть понятым другими. 
 

 


Информация о работе Конфликты в организациях