Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:28, контрольная работа
Специфика общественных отношений такова, что люди не могут жить, не будучи включенными в те или иные организации – самые разнообразные объединения людей, имеющие некоторую совокупность целей и задач, провозглашаемых ими публично или преследуемых негласным образом. Организации подразделяются между собой в зависимости от специфики их деятельности и характера выполняемых общественных функций. Внешние требования общества по отношению к организации во многом определяют и характер внутренних отношений в самих организациях, а следовательно, воздействуют и на специфику развертывания в них конфликтов, и на способы их регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Основной ячейкой структуры современного общества так или иначе является организация.
Специфика общественных отношений
такова, что люди не могут жить, не
будучи включенными в те или иные
организации – самые
1 ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ТИПЫ
КОНФЛИКТОВ И УПРАВЛЕНИЕ
Конфликт – (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника
Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
Типы конфликтов могут варьировать:
когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходить к борьбе личностей (межличностный конфликт); к конфликту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту, и далее – к социальному конфликту – столкновению различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.
Особую группу методов социальной регуляции поведения работников составляют методы разрешения социальных конфликтов, под которыми понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника.
Как правило, конфликт развивается через конфронтацию частных и общественных интересов. При этом собственно конфликт надо отличать от других форм конфронтации, которые могут быть следствием:
1) отсутствие согласия (например, между участниками дискуссии;
2) противоречия интересов
(различных групп или
3) коллизий (моральных или правовых норм);
4) соперничество (например, в сфере экономики);
5) соревнования (например, за звание лучшего по профессии).
Ни одна
и таких форм конфронтации
сама по себе не есть
Концептуальная модель конфликта Р. Дарендорфа содержит три типа переменных: группа, вид разногласий, причина.
Группа – это совокупность людей с реальными или потенциальными взаимоотношениями, включая цели, потребности и ресурсы. К типам группы относят отдельных индивидов, малые группы, организации, большие организованные группы, классы, нации.
Конфликтующие группы – объединения, прямо или косвенно включенные в конфликт и ставящие перед собой социально значимые цели, разногласие, т.е. характеристику, которая формирует отношение к конфликту.
Конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или же противоречие интересов. Он возникает в тех ситуациях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения, проявляются различия взглядов.
Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп: ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; различия в целях, ценностях методах поведения, уровне квалификации, образования; взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности; плохие коммуникации. Они становятся причинами конфликта, когда делают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Классификацию конфликтов см. в рис. 1.
Причины конфликтов
субъективные
объективные
Деструктивные конфликты
Конструктивные конликты
Лично - эмоциональная
сфера разрешения конфликта
Деловая сфера разрешения конфликта
Рис. 1 Классификация конфликтов
Причины выступают важным элементом концептуальной схемы при объяснении конфликта. К ним относят:
1) условия, усиливающие
или поощряющие
2) агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению;
3) психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий.
Условия выступают базой конфликта и включают:
1) структурную дифференциацию;
2) личностные различия и коммуникацию;
3) дефицит ресурсов;
4) идеологические различия;
5) доминирование.
При этом «асоциальное доминирование» предлагает следующую систему суждений:
1) человеческие существа
от природы склонны
2) иерархии социального
доминирования включают в себя
определенную степень
3) природная предрасположенность
к социальному доминированию
вынуждает людей вступать в
конкуренцию за право обладать
лучшей позицией
4) действия с целью
достижения социального
К числу конфликтогенных факторов необходимо отнести отраслевую специфику производства. Социологи обнаружили известную корреляцию: к забастовкам тяготеют рабочие тех отраслей, где они сконцентрированы в относительно компактные и однородные профессиональные группы. Уже в силу профессиональной солидарности они демонстрируют большую способность к единству в организации массовых действий. Речь идет о горняках, металлургах, транспортниках.
Не меньшую роль играет и содержание конкретного вида труда. Известно, что чаще бастуют работники, занятые физически тяжелым, малоквалифицированным и потому не привлекательным трудом.
Нельзя игнорировать и другие факторы:
1) экономическое положение
отрасли и ее финансовые
2) норму прибыли,
3) размеры предприятия и перспективы его развития,
4) динамику внедрения новой техники и социальных инноваций,
5) отношение персонала к забастовке как форме защиты своих интересов,
6) способность руководства
компетентно выполнять
Вероятность забастовок увеличивается на восходящей или нисходящей стадии цикла экономического развития отдельного предприятия или отрасли в целом.
Наряду с конфликтами «рабочие – администрация» конфликтные ситуации могут вспыхивать между администрацией и инженерно – техническим персоналом. Причины – различия в источниках и степени властных полномочий, в уровне образования, возрасте (конфликт поколений). Руководители и специалисты – это разные социальные группы, имеющие разный социальный и организационный статус.
Деление конфликтов на виды достаточно условное, жесткой границы между различными видами не существует.
Позитивные функции конфликтов могут быть следующие:
1) разрядка напряженности
между конфликтующими
2) получение новой информации об оппоненте;
3)сплочение коллектива
организации при
4)стимулирование к изменениям и развитию;
5)снятие синдрома покорности у подчиненных; 6)диагностика возможностей оппонентов.
Негативные конфликты порождают:
1) большие эмоциональные,
материальные затраты на
2) увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение
социально-психологического
3) представление о побежденных группах, как о врагах;
4) чрезмерное увлечение
процессом конфликтного
5) после завершения конфликта
– уменьшение степени
Инновационная, творческая функция конфликта позволяет преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
Конфликт внутри первичного производственного коллектива по поводу значимых групповых ценностей и норм приводит к изменению социально- психологического климата; авторитета, уровня сплоченности, идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения.
Урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает интенсификацию социальной активности.
Основной и рациональный путь разрешения конфликта – переговоры, стремление придерживаться мирной стратегии достижения взаимоприемлемых решений, перевод конфликта из опасной зоны недоброжелательства в сферу обоюдной заинтересованности.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Укрупнено, методы управления конфликтами можно представить в виде нескольких групп:
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3)межличностные методы поведения в конфликте;
4) переговоры;
5) ответные агрессивные действия (эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп).
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.
Межличностные методы предусматривают выбор рационального стиля поведения в конфликте. Руководитель может использовать несколько стилей преодоления межличностного конфликта:1) разрешение конфликта через сотрудничество, на основе стремления кооперироваться с другими, но без внесения в кооперацию своего сильного интереса – «войти с другой стороны»; 2) через компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации
собственных интересов,
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Для разрешения организационных конфликтов используются структурные методы управления конфликтом внутри организации, которые связаны с изменением структуры организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта и включают методы, связанные с такими действиями и условиями:
- с использованием
- с «разведением» частей
организации – участников
- с созданием определенного
«задела» в работе
- с введением специального
интеграционного механизма для
конфликтующих подразделений (
- со слиянием разных
подразделений и наделением их
общей задачей (например, объединение
отдела труда и заработной
платы и отдела кадров в
отдел развития персонала,
Структурные методы используют такие приемы, как разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.