Конформность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Неписаные правила поведения в группе называются социальными нормами. По моему мнению, каждый наверняка вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями или моральными принципами. Порой конформность сильно сказывается в нашем поведении и в некоторых случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывает большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен.

Содержание работы

Введение 3
1. Конформность: понятие и область исследований 5
2. Роль культуры в склонности людей к конформному поведению 7
3. Конформность и взаимоотношения в группе 12
3.1 Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе 12
3.2 Давление в группе 14
3.3 Доверие – недоверие к источнику информации 17
3.4 Референтные группы 18
4. Характеристики индивида и уровень конформности 21
4.1 Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида 21
4.2 Конформность как акцентуация характера 24
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

0 моя кр псих.docx

— 90.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

1. Конформность: понятие и область исследований 5

2. Роль культуры в склонности людей к конформному поведению 7

3. Конформность и взаимоотношения в группе 12

3.1 Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе 12

3.2 Давление в группе 14

3.3 Доверие – недоверие к источнику информации 17

3.4 Референтные группы 18

4. Характеристики индивида и уровень конформности 21

4.1 Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида 21

4.2 Конформность как акцентуация характера 24

Заключение 27

Список литературы 28

 

 

 

Введение

 

Когда психологи  говорят о конформности, они рассматривают  поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Неписаные правила  поведения в группе называются социальными  нормами. По моему мнению, каждый наверняка  вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано  или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями  или моральными принципами. Порой  конформность сильно сказывается в  нашем поведении и в некоторых  случаях может заставить действовать  в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывает большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен.

Сегодня люди, как  правило, работают не в одиночку, а  в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных в силу каких-то причин (общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств  и т. п.), всегда выступающей по отношению  к другим группам как единое целое.

Судьба цивилизации, законы развития общества и человека - это  макроуровень социологического анализа. Реализация содержания общественных отношений  в индивидуальной жизнедеятельности  человека это микромир социологии, малая группа людей и межличностные  отношения между ними. Малая группа является связующим звеном между  индивидом, с одной стороны, и  большой группой, обществом в  целом, с другой.

Можно привести некоторые  определения понятия «малая группа». Дж. Хоманс: малая группа - это определенное число лиц, взаимодействующих между  собой в течение определенного  времени, достаточно малочисленных  и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников. Р.Мертон: малая группа - это некоторое количество людей, которые взаимодействуют  друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, считаясь членами данной группы с точки зрения "значимых других".

Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Неписаные правила поведения  в группе называются социальными  нормами. По моему мнению, каждый наверняка  вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано  или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями  или моральными принципами. Здесь  и появляется понятие конформности. 

1. Конформность: понятие и область исследований

 

Конформность — подверженность групповому давлению и изменение  своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость  и конформизм. Внушаемость — это  непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства  группы во избежание конфликта с ней.

Различают:

а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) —  мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек  соглашается, что группа права, и  изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое  мнение, поведение и при отсутствии группы;

б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей  лично для себя или близких  людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная  конформность).

В середине 50-х годов, Соломон  Эш (Solomon Asch) решил заняться систематическим  изучением проблемы конформности.

Эш хотел выяснить, как  сильно необходимость приспосабливаться  влияет на наше поведение. Проявления конформности часто затрагивают  такие общие и сложные понятия, как установки, этика, мораль и система  убеждений. Но Эш решил сконцентрировать свое внимание на наиболее очевидной  форме: конформности восприятия. Он проводил изучение этого явления в контролируемых лабораторных условиях на примере простых  задач визуального сравнения.

Если конформность - такая  мощная сила, как считали Эш и  многие другие, то можно было предполагать, что экспериментаторам удастся  манипулировать поведением членов группы, используя ее влияние на каждого из них. Таким образом, Эш провел хорошо спланированную серию экспериментов, построенных по одной и той же методике.

Визуальным материалом в  эксперименте служили карточки с  изображениями линий, используемые попарно. В каждой паре на одной из карточек были изображены три вертикальных отрезка разной длины (сравниваемые отрезки), на другой - один отрезок-образец, равный по длине какому-нибудь из нарисованных на первой карточке.

Испытуемому говорили, что  он принимает участие в исследовании зрительного восприятия. Экспериментатор, показывая пару карточек, предлагает определить, какой из трех сравниваемых отрезков имеет ту же длину, что и  образец. Но отвечают на этот вопрос сначала  другие участники. Каждый дает правильный ответ, и когда очередь доходит  до испытуемого, он, безусловно, отвечает так же. Далее процесс повторяется. На следующей стадии эксперимента, когда отвечают другие, все они  выбирают не тот отрезок. Другие испытуемые в лаборатории - помощники экспериментатора. Они создают экспериментальную  ситуацию с самого начала.

Каждый испытуемый принимал участие в такой серии экспериментов  несколько раз. Приблизительно 75% из них, в конце концов, приходили к согласию с группой. По обобщенным данным эксперимента, испытуемые соглашаются с неправильными ответами группы в каждом третьем случае. Чтобы дополнительно убедиться в том, что испытуемые могли правильно определить истинную длину линий, каждого из них просили записать свой ответ после того, как они сами сравнили длину отрезков. Испытуемые дали 98% правильных ответов.

Результаты работы Эша  чрезвычайно важны для психологии в следующих двух аспектах. Во-первых, они продемонстрировали реальную силу социального давления, причем впервые  это было сделано так четко  и научно обоснованно. Во-вторых, его  работа породила целую волну исследований, которые не прекращаются по сей день.

2. Роль культуры в склонности  людей к конформному поведению

 

В социальной психологии изучаются  не только определяемые культурой регуляторы социотипического поведения, но и регуляторы поведения другого уровня – приспособительные  механизмы, используемые, прежде всего при межличностных отношениях в малой группе: способы разрешения конфликтов, помогающее поведение, конформность и т.п. В настоящее время имеется множество данных о том, что и они в той или иной степени обусловлены культурой. Попытаемся проанализировать, как влияет культура на конформность, «имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, меру подчинения индивида групповому давлению».1

На протяжении довольно длительного  времени конформность не только рассматривалась  в качестве фундаментального процесса групповой динамики, но и ее уровень, выявленный Ашем, считался универсальным, не зависящим от культуры. Действительно, при повторении экспериментов в  разные годы и во многих странах  – Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Португалии, Франции, Ливане, Гонконге, Кувейте, Заире – уровень конформности был близок к обнаруженному в  США. Но столь же длинным оказывается  и список стран, в которых испытуемые демонстрировали более высокий (Зимбабве, Гана, Фиджи, Китай), более низкий (Германия, Япония) и даже нулевой (Канада, та же Великобритания) уровень конформных реакций.

Даже в США по мере накопления данных исследователи столкнулись  с множеством противоречивых результатов. Так, одни авторы доказывали, что для  периода с 1974 по 1988 г. характерны значительные колебания в уровне конформности американцев, отражающие социально-политические изменения и сопутствующие им периоды подъема и спада протестной активности основных испытуемых –  студентов. Другие социальные психологи  утверждали, что американцы постепенно становятся все более конформными, иными словами, соглашались с идеей Д. Рисмена об увеличении в современных постиндустриальных обществах числа индивидов, «ориентированных на других». А результаты недавнего мета-анализа исследований, проведенных в США и использовавших экспериментальную процедуру Аша, свидетельствуют о неуклонном снижении уровня конформности в этой стране в период с 1952 по 1994 г.2

Противоречивость данных свидетельствует о том, что якобы  универсальный уровень конформных реакций является, по меткому замечанию  британских исследователей С. Перрина  и К. Спенсера, «дитем своего времени», отразившим эпоху маккартизма и  «охоты за ведьмами» начала 50-х гг. в США.3

Исследование самих британских психологов, повторивших эксперимент  в конце 70-х гг., со всей очевидностью показало, что результаты Аша являются дитем не только своего времени, но и «дитем своей культуры». В их эксперименте обычные британские студенты продемонстрировали полное отсутствие конформности, но у выходцев из Вест-Индии  был зафиксирован достаточно высокий  ее уровень, авторы – социальные психологи  – предположили, что в ответах  членов этнического меньшинства  проявилась тенденция к поддержанию  группового единства.

Но с точки зрения этнопсихолога  высокий уровень конформных реакций  выходцев из Вест-Индии можно объяснить  и влиянием культурных традиций. В  культурах Запада с их акцентом на самовыражение и отстаивание  своего мнения конформность обычно ассоциируется  с покорностью и уступчивостью  и считается однозначно отрицательным  явлением. Но в культурах, где высоко ценится гармония межличностных  отношений, податливость мнению большинства  может интерпретироваться как тактичность  и социальная сензитивность, «как в  высшей степени положительное и  желательное явление, социальная ценность и норма»4.

И действительно, в исследованиях  не раз подтверждалось, что представители  одних народов – индонезийцы, китайцы, японцы – одобряли конформность, покорность и уступчивость больше, чем представители других – американцы, англичане и итальянцы. Из этого  можно сделать только один вывод  – конформность является продуктом социализации и инкультурации, от особенностей которых зависит ее уровень. Так, необычайно высокий уровень конформности (51%) был выявлен у африканских племен банту, чьи методы социализации отличаются необыкновенной суровостью.

А основываясь на уже рассмотренных  нами идеях Барри, можно предположить, что конформные реакции проявляются  с разной степенью интенсивности  в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости. Именно эту гипотезу проверял в семнадцати культурах Дж. Берри. По его мнению, культуры охотников и собирателей – общества с малыми запасами пищи, которые воспитывают в детях необходимые для выживания стремление к самоутверждению, креативность и исследовательский дух, – оказывают меньшее давление на личность, что приводит к меньшей конформности. А в сплоченных, стратифицированных сельскохозяйственных культурах – обществах с большими запасами пищи – социализация направлена на то, чтобы воспитать послушного, уступчивого ребенка, и функционален высокий уровень конформности.

Используя модификацию методики Аша, Берри сумел подтвердить  данную гипотезу, обнаружив более  высокий уровень конформности в  культурах земледельцев и скотоводов, в частности у племени темпе  в Сьерре-Леоне, и более низкий – у охотников и собирателей, например у эскимосов. Причины высокой  конформности Берри видит в особенностях окружающей среды, которая делает ее функциональной, и в паттернах  социализации, поощряющих конформное – функциональное в определенной экологии – поведение.

Хотя результаты исследований Берри являются ярким свидетельством того, что конформное поведение подвержено влиянию культурных норм и ценностей, направляющих отношения между членами  группы, рамки его концепции ограничены традиционными культурами, относительно свободными от внешнего влияния. Когда  Берри внутри культур сравнивал  более «традиционные» и более  европеизированные выборки испытуемых, вкусивших плоды западного образования, урбанизации и т.п., он обнаруживал, что знакомство с ценностями западной культуры ведет к меньшей вариативности  уровня конформности между культурами.

Британские исследователи  Р. Бонд и П. Смит, осуществившие мета-анализ исследований конформности за период 1952-1994 гг., предприняли попытку рассмотреть  связь уровня конформности с культурными  ценностями в более широком контексте. Всего в публикациях и диссертациях ими было обнаружено 68 отчетов о 133 исследованиях, авторы которых до мельчайших подробностей повторяли  экспериментальную процедуру Аша  по определению длины линий.

Считая, как и многие другие исследователи, наиболее важными измерениями  культуры индивидуализм и коллективизм, Бонд и Смит рассматривали их в  качестве регуляторов поведения, влияющих на степень конформности. Сравнение уровней конформности и индивидуализма/ коллективизма в семнадцати странах мира подтвердило гипотезу авторов, согласно которой коллективистических культурах конформность выше, чем в индивидуалистических. Это позволило британским психологам утверждать, что причины более высокого уровня конформности коллективистов связаны, во-первых, с тем, что они придают большее значение коллективным целям и больше беспокоятся о том, как их поведение выглядит в глазах других и влияет на этих других, а во вторых, с тем, что в коллективистических обществах в воспитании детей делается акцент на послушании и хорошем поведении.

Хотя в экспериментах  Борна и Смита были получены другие данные, конформные реакции продемонстрировали менее 20% японских испытуемых.

Эти результаты удивили самих  исследователей, предполагавших выявить  высокий уровень конформности в  Японии, коллективизм культуры которой  не вызывает сомнений. Но следует иметь  в виду, что существуют межкультурные  различия в готовности индивидов  рассматривать других людей в  качестве членов значимой референтной  группы. В коллективистических культурах  люди не поддаются давлению любой группы. Они имеют тенденцию приспосабливаться к мнениям членов своей группы, но по отношению к членам чужих групп их поведение может оказаться даже менее кооперативным, чем поведение представителей индивидуалистических культур. Как совершенно справедливо отмечает Триандис, для японцев чужие люди, дающие неправильные ответы, едва ли могут рассматриваться как «своя группа», а иностранцы в качестве экспериментаторов делают положение вещей еще более неестественным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 20% японских испытуемых описываемого исследования продемонстрировали антиконформные реакции – они дали неправильные ответы в тех случаях, когда большинство подставных участников эксперимента отвечали правильно.

Информация о работе Конформность