Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:07, контрольная работа
Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Неписаные правила поведения в группе называются социальными нормами. По моему мнению, каждый наверняка вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями или моральными принципами. Порой конформность сильно сказывается в нашем поведении и в некоторых случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывает большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен.
Введение 3
1. Конформность: понятие и область исследований 5
2. Роль культуры в склонности людей к конформному поведению 7
3. Конформность и взаимоотношения в группе 12
3.1 Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе 12
3.2 Давление в группе 14
3.3 Доверие – недоверие к источнику информации 17
3.4 Референтные группы 18
4. Характеристики индивида и уровень конформности 21
4.1 Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида 21
4.2 Конформность как акцентуация характера 24
Заключение 27
Список литературы 28
1. Если группа не обеспечивает достаточно авторитета своим членам, они будут выбирать внешнюю группы, имеющую больший авторитет, чем собственная.
2. Чем больше изолирована
личность в своей группе, чем
ниже ее статус, тем вероятней
ее выбор как референтной
3. Чем больше возможности
имеет индивид, чтобы изменить
свой социальный статус и
Уровень конформности в референтных группах изучался японским ученым, Н. Матсуда. Он исходил из того, что для японцев характерно четкое различение в выборе поведения в зависимости от типа межличностных отношений – уши, секен и сото. От первого, к третьему типу отношений уменьшается степень интимности и значимость других как референтной группы. Иными словами, японцы демонстрируют глубокую взаимную заинтересованность в отношениях близких друзей (уши) и полное безразличие в отношениях сото.
В своем эксперименте Матсуда разделил испытуемых – студенток первого курса университета – на три типа групп. Группы уши – «наивная испытуемая» и подставные лица – состояли из индивидов, осуществивших взаимный социометрический выбор. Группы секен достигли умеренной сплоченности на предварительном этапе эксперимента. Члены групп сото не являлись друзьями и не имели возможности развить сплоченность.
Японские студентки, участвовавшие
в этом эксперименте, продемонстрировали
высокий уровень конформности, хотя
ответы давали индивидуально, т.е. без
непосредственного давления группы.
У членов групп с более тесными
межличностными отношениями конформные
реакции, как и предполагалось, встречались
чаще. Однако Матсуда обнаружил
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:
1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);
4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).
Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей».
Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный.
Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе: характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.
Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.
Для подростков младшего возраста
большое значение имеет возможность
разделить с друзьями общие интересы
и увлечения; также важны верность,
честность, и отзывчивость. Поздние
подростки направлены на поиск такого
контакта, который позволил бы им найти
понимание и сопереживание их
чувствам, мыслям, идеям, а также
обеспечил бы эмоциональную поддержку
со стороны сверстников в
Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.
Для подростковых групп характерна
чрезвычайно высокая
Выяснить, кто более склонен к конформному поведению - мужчины или женщины пытались многие психологи.
Показано, что с возрастом
у мальчиков возрастает интернальность,
а у девочек - экстернальность. По
данным С. И. Кудинова, интерналы разного
пола по-разному проявляют свою высокую
информационную потребность. Женщинам
нужна вся информация, и не важно,
актуальна ли она для них именно
сейчас; они собирают сведения о
мире, чтобы стать более
По данным А.К. Канатова, у мужчин во все возрастные периоды, исключая возраст старше 55 лет, уровень субъективного контроля несколько выше, чем у женщин того же возраста (таблица 1)11.
Отличается и мотивация поступков у мужчин и женщин, выделяют внешне- и внутриорганизованную мотивацию.
Таблица 1
Пол |
До 25 лет |
26-40 лет |
41-55 лет |
Старше 55 лет |
Мужчины |
5,8 |
5,4 |
5,4 |
4,4 |
Женщины |
5,4 |
5,1 |
4,3 |
4,6 |
Под внешнеорганизованной мотивацией
понимается такой процесс формирования
человеком мотива, который происходит
под значительным влиянием извне (когда
другие люди отдают приказы, распоряжения,
советы). Внутреннеорганизованная
Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А.И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 2)12.
Рис. 2
Мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.
Можно сделать вывод, что женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э.С. Чугуновой, у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.
Эксперименты Эша дали
большое количество новой информации
о конформном поведении и открыли
дорогу для многих более поздних
исследований. Картина конформной акцентуации
в характерологических
Например, А.Е. Личко создала классификацию характеров подростков, в которой использовала конформность как акцентуацию характера. Психопатий конформного типа не существует, он встречается в чистом виде только в форме акцентуаций, и поэтому в клинические систематики не включался.
Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Также отмечено свойственное этим личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.
Конформность сочетается
с поразительной
Ко всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Правда, в наших условиях они в этом открыто не признаются, видимо, потому что в подавляющем большинстве микроколлективов, где они оказываются, чувство нового официально и неофициально высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому у них остается только на словах. На деле они предпочитают стабильное окружение и раз, и навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается как просто новичка, который появился в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя.
От еще одного качества
зависит их профессиональный успех.
Они - неинициативны. Очень хорошие
результаты могут достигаться на
любой ступени социальной лестницы,
лишь бы работа, занимаемая должность
не требовали бы постоянной личной
инициативы. Если именно этого от них
требует ситуация, они дают срыв
на любой, самой незначительной должности,
выдерживая гораздо более
Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа. Возможно, поэтому, только начиная с подросткового возраста, черты конформной акцентуации бросаются в глаза. Все специфически-подростковые реакции проходят под знаком конформности.
Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует - это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами.
Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.
Конформная акцентуация у подростков, является довольно распространенной, особенно у мальчиков.
Слабое звено конформной
личности - чрезмерная податливость влиянию
среды и чрезмерная привязанность
ко всему привычному. Ломка стереотипа,
лишение обычного для них общества
может послужить причиной реактивных
состояний, а дурное влияние окружающей
среды толкнуть на путь интенсивной
алкоголизации или приобщения к
наркотикам. Длительное неблагоприятное
влияние может послужить
В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Л. Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.