- ПРЕДМЕТ
И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Возрастная психология– это отрасль психологической
науки, изучающая закономерности этапов
психического развития и формирования
личности на протяжении онтогенеза человека
от рождения до старости.Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
2Особенность применения
методов в возрастной психологии
Возраст - одна из
фундаментальных и сложных категорий
возрастной психологии. Самое общее, формальное
определение возраста имеет два значения,
оба из которых широко применяются как
в историко-биологических науках, так
и в науках о неживой материи – это абсолютный
и условный возраст.
1. Абсолютный (календарный,
или хронологический) возраст выражается
количеством временных единиц (минут,
дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих
момент возникновения объекта
до момента его измерения. Это
- чисто количественное, абстрактное
понятие, обозначающее длительность
существования объекта, его локализацию
во времени. Определение хронологического
возраста объекта называется
датировкой.
2. Условный возраст
(или возраст развития) определяется
путем установления местоположения
объекта в определенном эволюционно-генетическом
ряду, в некотором процессе развития,
на основании каких-то качественно-количественных
признаков. Установление условного
возраста - элемент периодизации, которая
предполагает выбор не только
хронологических единиц измерения
, но и самой системы отсчета и принципов
ее расчленения.
В науке возрастные
категории выглядят чрезвычайно сложными
и противоречивыми. Как указывает И.С.Кон,
чтобы разобраться в содержании категории
возраста, прежде всего, необходимо разграничить
главные системы отсчета, в которых наука
описывает человеческий возраст.
Во-первых, это индивидуальное
развитие, описываемое в таких понятиях,
как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный
цикл», «биография»; его составляющие
(«стадии развития», «возрасты жизни»
и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Вторая система отсчета
- социально-возрастные процессы и социально-возрастная
структура общества. Они описываются в
таких терминах, как «возрастное разделение
труда», «возрастные слои», «возрастные
группы», «поколение», «кагортные различия»
и т.д.;.
Третья система отсчета
– возрастной символизм, т.е. представления
о возрастных процессах в культуре, то,
как их воспринимают и символизируют представители
разных социально-экономических и этнических
общностей и групп - «возрастные обряды»,
«возрастные стереотипы» и т.п
4Понятие социальной ситуации развития
Социально-психологические явления возникают
при взаимодействии социальной среды,
личности и группы. Уточним эти понятия.Социальная
среда – это все, что окружает человека
в его социальной жизни, это конкретное
проявление, своеобразие общественных
отношений на определенном этапе их развития.
Социальная среда зависит от типа общественных
экономических формаций, от классовой
и национальной принадлежности, от внутриклассовых
различий определенных слоев, от бытовых
и профессиональных отличий.Существуют
достоверные факты, которые свидетельствуют
о том, что если дети с самого раннего возраста
развиваются вне общества, то они остаются
на уровне развития животных, у них не
формируются речь, сознание, мышление,
нет вертикальной походки. Никакой личный
опыт человека не может привести к тому,
что у него самостоятельно сложатся системы
понятий. Участвуя в труде и различных
формах общественной деятельности, люди
развивают в себе те специфические человеческие
способности, которые уже сформировались
у человечества. Необходимые условия усвоения
ребенком общественно-исторического опыта:
1) общение ребенка со взрослыми людьми,
в ходе которого ребенок обучается адекватной
деятельности, усваивает человеческую
культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами,
которые являются продуктами исторического
развития, необходимо осуществить по отношению
к ним не любую, а такую адекватную деятельность,
которая будет воспроизводить в себе существенные
общественно выработанные способы деятельности
человека и человечества.. Таким образом,
развитие человечества невозможно без
активной передачи новым поколениям человеческой
культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического
опыта человечества стать человеком, приобрести
специфические человеческие качества
невозможно, даже если человеческое существо
обладает биологической полноценностьюПсихология
учитывает, что личность не только объект
общественных отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает выступать как совокупность
внутренних условий, через которые преломляются
внешние воздействия общества. отношений,
Социальная ситуация развития – социальные
условия, в которых происходит психологическое
и поведенческое развитие человека. Социальная
ситуация развития включает в себя также
систему факторов, от которых зависит
развитие, то есть систему факторов, определяющих
собой психическое и поведенческое развитие
ребенка. Факторы развития включают содержание
обучения и воспитания, педагогическую
подготовленность учителей и воспитателей,
методы и средства обучения и воспитания,
многое другое, от чего зависит психологическое
развитие ребенка. Факторы развития могут
способствовать или Социальная ситуация
развития – специфическая для каждого
возрастного этапа система отношений
ребенка с окружающим миром, отраженная
в его переживаниях.Социальная ситуация
развития – социальные условия, в которых
происходит психологическое и поведенческое
развитие человека. Социальная ситуация
развития включает в себя также систему
факторов, от которых зависит развитие,
то есть систему факторов, определяющих
собой психическое и поведенческое развитие
ребенка.В словаре практического психолога
дано следующее определение. Ситуация
развития социальная – это специфическая
для каждого возрастного периода система
отношений субъекта в социальной действительности,
отражающаяся в его переживаниях и которая
реализуется им совместной с другими людьми
в деятельности. Понятие введено Л. С. Выготским.
Введено оно как единица анализа динамики
развития ребенка – тоесть совокупности
законов, определяющих появление и изменения
структуры личности ребенка на всех возрастных
ступенях. Данное понятие направлено на
преодоление представлений о среде как
механически определяющем развитие личности
факторе. Представления о социальной ситуации
развития в изучении детства позволяют
органично вписать в социально-исторический
контекст онтогенез личности ребенка.Социальная
ситуация развития определяет образ жизни
ребенка, его социальное бытие, в обстановке
которого приобретаются новые свойства,
качества личности, а так же психические
новообразования. Новообразования появляются
к концу возрастного периода как продукт
возрастного развития, они приводят к
перестройке всей структуры сознания
ребенка, приводят к изменениям системы
его отношений к самому себе, миру, и другим
людям. Особым знаком распада старой ситуации
развития является появление новообразований,
что в последствии сопровождается возрастными
кризисами.Социальная ситуация развития
представляет собой историко-культурный
аспект жизнедеятельности субъекта в
обществе. Она включает:1) оциальные, политические,
экономические, правовые и прочие предпосылки
развития личности, то есть объективные,
условия онтогенеза и социогенеза2) историко-культурные
и хронологические характеристики детского
возраста в данном обществе, то есть социальный
статус детства;3) социальные роли, которые
реализуют общую социальную позицию ребенка
такие как систему его отношений к условиям,
статусу, ролям, выражаемую им в его установках,
в готовности к принятию ценностей и ожиданий
выдвигаемых референтной для него группы.
5-6 теории возрастной
переодизацииГ
Теории и периодизации психического
развития в зарубежной и отечественной
психологии Г.С. Холл (1844 - 1924) Труд «Юность»
- первая в истории психологии монография,
посвященная психическому развитию в
подростковом и раннем юношеском возрасте.В
объяснении психического развития ребенка
Холл опирался на биогенетический закон,
на основе которого в детскую и педагогическую
психологию вводился принцип рекапитуляции
(сокращенного повторения в индивидуальном
развитии основных этапов развития человеческого
рода). Формирование детской психики трактовалось
им как фатальный переход от низших стадий
развития человеческого рода к высшим.Он
считал, что детям следует предоставить
возможность беспрепятственно проходить
«примитивные» стадии своего развития.Холл
был также основателем педологии – комплексной
науки о ребенке, в основе которой лежит
идея педоцентризма, т.е. идея о том, что
ребенок является центром исследовательских
интересов многих профессионалов – психологов,
педагогов, биологов, педиатров, антропологов,
социологов и других специалистовГетчинсон На
основании теории рекапитуляции создал
периодизацию психического развития,
критерием в которой был способ добывания
пищи. При этом действительные факты, которые
наблюдались у детей определенного возраста,
связывались с идеей Холла и объяснялись
изменением способа добывания пищи, который
является ве дущим не только для биологического,
но и для психического развития.От рождения
до 5 лет – стадия рытья и копания.От 5 до
11 лет – стадия охоты и захвата.От 8 до
12 лет – пастушеская стадия.От 11 до 15 лет
– земледель. От 14 до 20 лет – стадия промышленности
и торговли, или стадия современного человека.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что
прохождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к появлению отклонений
и аномалий в психике.Э. Мейман Основной
целью экспериментальной педагогики считал
изучение общих закономерностей и индивидуальных
особенностей физического и духовного
развития ребенка в условиях применения
тех или иных дидактических приемов. В
качестве методов использовал эксперимент,
систематическое наблюдение за детьми
и анализ детского творчества. Основатель
экспериментальной педагогики.Э. Клапаре, (1873-1940)Закон
осознаня Клапареа Закон осознания Клапареда
- отношения, рано учитываемые в реальном
поведении и способствующие его автоматизации,
осознаются с трудом и поздно, а отношения,
препятствующие автоматизации, рано осознаются.
Этот закон был сформулирован на материале
изучения детской интроспекции: для маленьких
детей значительно проще сказать, что
различается в предметах, а не то, что они
имеют общего. Сходство предметов допускает
использование однотипных (автоматизированных)
действий с ними, а их различия вызывают
нарушение привычного хода действий и
ведут за собой особую (ориентировочную)
реакцию.Д.М.Болдуин (1861-1934) Болдуин
отмечал, что и социальная среда и наследственность
определяют уровень социальных достижений
человека в данном обществе, так как в
процессе социализации дети обучаются
одинаковым вещам, всем даются одинаковые
знания, одинаковые нормы поведения, моральные
законы. Индивидуальные различия заключаются
не только в скорости усвоения, но и в возможности
адаптации к тем нормам, которые приняты
в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные
различия должны лежать в пределах того,
чему должны выучиться и что должны принять
индивиды.Он был одним из немногих ученых
рубежа XIX-XX веков, кто считал необходимым
исследовать не только познавательное,
но и эмоциональное и нравственное развитие
ребенка. Он также считал необходимым
изучать личность не изолированно от общественного
процесса, но внутри него.У.Л. Штерн (1871 — 1938)Персоналистическая
психология.В своей теории Штерн уделяет
большое внимание вопросам взаимодействия
личн. и окружающего мира. Для объяснения
причинной взаимосвязи личн. и мира он
обращается к предложенной им теории конвергенции.Штерн
выделяет значение отношений между детьми
в зависимости от скорости развития и
интеллекта. Кроме этого, осуществляет
исследования фантазии ребёнка и вытекающую
из этого степень правдоподобия детских
свидетельских показаний при расследованиях
и на суде (Forensische Psychologie). Штерн также являлся
одним из основателей философского персонализма.К.Л. Бюлер(1879-1963)Теория
речевого такта.К. Бюлер выделял три составляющих
речевого акта: «отправителя», «получателя»,
«предметы и ситуации» и соотносил их
с определёнными функциями языка (в скобках
приводятся названия функций по Р. О. Якобсону,
см. след. абзац): экспрессии (эмотивная,
«сосредоточенная на адресанте»), апелляции
(конативная, ориентирующаяся на адресата)
и репрезентации (референтивная, сообщение
о действительности).Три основных стадии
психического развития..Инстинкт. 2.Дрессура
(образование условных рефлексов).3.Интеллект
(появление "ага-переживания", осознание
проблемной ситуации). Говоря о значении
детской игры для психического развития,
Бюлер подчеркивал со-роль именно в формировании
эмоций. Он вводит понятие функционального
удовольствия, объясняя, что в игре нет
продукта не потому, что она служит только
для упражнения врожденных инстинктов,
а потому, что игра и не нуждается в продукте,
ее цель сам процесс игровой деятельности
(игра, по его мнению, находится на стадии
дрессуры). Таким образом, в теории игры
появилось первое объяснение ее мотивации.А.Л.Геззел (1880-1961)
- Американский психолог.В центре научных
интересов – природа младенчества и раннего
детства. Развивал идеи биологизаторского
подхода в психологии, поскольку возрастные
изменения детей объяснял наследственным
фактором. Солидарен с положением о том,
что ребенок в первые годы жизни как бы
повторяет историю развития человеческого
рода. В то же время детство – это и продукт
эволюции. У человека в сравнении с животными
детство самое длинное и качественно иное.Функция
психики – адаптация к среде. Главную
роль в развитии психики играет созревание
нервной системы. Показатель развития
– его темп. Закон развития: снижение темпа
развития с возрастом, на начальных этапах
развития темп максимальный, на конечных
- минимальный. Темп развития0-1 год – темп
развития максимальный1-3 года – темп средний.3-18
лет – темп низкий.Положил начало нормативного
подхода в психологии, ориентированного
на описание достижений ребенка в процессе
развития, на построение норм развития.
Ввел в детскую психологию лонгитюдный
метод исследования. Одним из первых использовал
метод близнецов. Вместе с тем, ограничивался
чисто количественным изучением сравнительных
срезов детского развития, не анализируя
качественных преобразований при переходе
от одной ступени развития к другой, Отожествление
развития и роста.З.ФрейдАнализ
свободных ассоциаций пациентов привел
3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой
личности сводятся к переживаниям детства.
Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют
сексуальную природу. Это чувство любви
и ненависти к отцу или матери, ревность
к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал,
что этот опыт оказывает неосознанное
влияние на последующее поведение взрослого. Стадии
психического генеза в течение жизни ребенка.
В них отраженоразвитие "Оно", "Я",
"Сверх-Я" и взаимовлияние между ними. 1)
Оральная стадия (0-1 год).2) Анальная стадия
(1-3 года).3)Фаллическая стадия (3-5 лет).4)
Латентная стадия (5-12 лет).5) Генитальная
стадия (12- I8 лет). В чем же секрет огромного
влияния 3. Фрейда на всю современную психологию
вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая
концепция развития, во-вторых, это теория,
которая показала, что для развития человека
главное значение имеет другой человек,
а не предметы, которые его окружают.Эрик Хомбургер Эриксон
(1902- 1994, Эпигенетическая теория развития
личности По мнению Эриксона развитие
продолжается всю жизнь, причём каждая
из стадий развития отмечается специфичным
для неё конфликтом, благоприятное разрешение
которого приводит к переходу на новый
этап.1) От рождения до года - конфликт между
доверием и недоверием.2) От года до двух
- конфликт между автономией и сомнением.3)
От трёх до шести лет - конфликт между предприимчивостью
и неадекватностью.4) Соответствует фрейдовскому
«латентному периоду» - конфликт между
творчеством и комплексом неполноценности.5)
Юность - идентификация личности и путаница
ролей.6) Ранний взрослый период - конфликт
между близостью и одиночеством.7) Поздний
взрослый период - конфликт производительности
и застоя.8) Конфликт цельности и безнадежности. Оценивая
осуществленную работу, Э. Эриксон признавал,
что его периодизацию нельзя рассматривать
как теорию личности. По его мнению, это
лишь ключ к построению такой теории.Беррес ФредерикСкиннер
(1904 - 1990) бихевиоризм Люди не заслуживают
ни похвалы, ни упрека за все, что они делают
или не делают. Окружающая среда контролирует
поведение таким образом, что и добро,
и зло, если они существуют, живут в ней,
а не в человеке.Скиннер считал, что урок,
преподанный бессознательным, заключается
в том, что психические процессы просто
не имеют отношения к поведению.А. Бандура
род. 1925г. Теория социального обучения
(или социального когнитивизма).Личность
формируется поведением человека, его
индивидуальными характеристиками (особенно
важную роль здесь играет мышление - cognition)
и влиянием окружающей среды и что все
эти факторы действуют совместно, а научение
не обязательно предполагает вознаграждение. Поведение
человека формируется действиями трех
переменных величин. 1.Окружающая среда.2.
Само поведение.3.Личностные особенности. Социально-когнитивная
теория Бандуры придерживается точки
зрения, что деятельность человека есть
продукт множественного действия событий
окружающей среды, поведения человека
и свойств его личности, особенно мышления.Ж.
Пиаже́ (1896-1980) теория когнитивного развития
и философско-психологической школы генетической
психологии. Теория интелекта. Когнитивное
развитие (от англ. Cognitive development) - развитие
всех видов мыслительных процессов, таких
как восприятие, память, формирование
понятий, решение задач, воображение и
логика. Сенсо-моторный интеллект (0-2 года).Подготовка
и организация конкретных операций (2—11
лет).Подпериод дооперациональных представлений
(2—7 лет).Подпериод конкретных операций
(7—11 лет).Формальные операции (11—15 лет). Теория
рассматривает появление и построение
схем - схем того как воспринимается мир
- в «стадии развития», времени когда дети
получают новые способы представления
информации в мозге. Теория считается
«конструктивистской», в том смысле что,
в отличие от нативистских теорий (которые
описывают когнитивное развитие как разворачивание
врождённых знаний и способностей) или
эмпирических теорий (которые описывают
когнитивное развитие как постепенное
приобретение знания через опыт), она утверждает
что мы самостоятельно конструируем наши
когнитивные способности с помощью собственных
действий в окружающей среде
7Родовой кризис
период новорожденности
Акт рождения ребенка
сопровождается сильным стрессом как
для матери, так и для новорожденного.
После того как ребенок появился на свет,
его нервная система глубоко потрясена
всем происшедшим, что дало основание
осмыслять этот факт в терминах психологической
травмы рождения Человеческая жизнь начинается
с кризиса рождения. Особенность кризиса
начала жизни состоит, помимо всего прочего,
в возможности самой жизни. И хотя фатальный
исход рождения в современных условиях
явление достаточно редкое, роды представляют
собой физически тяжелое испытание для
матери и ребенка. Родившись и оправившись
от потрясений, связанных с рождением,
ребенок начинает жить в заданных условиях
и развиваться в соответствии с врожденным
потенциалом и с создаваемыми условиями.
Акт рождения в известном смысле есть
переход от паразитарного типа существования
к форме индивидуальной жизни. Это переход
от темноты к свету, от тепла к холоду,
от одного типа питания к другому. Вступают
в действие другие виды физиологической
регуляции поведения, и многие физиологические
системы начинают функционировать заново.
Родовой кризис – промежуточный период
между внутриутробным и внеутробным образом
жизни. Защитные рефлексы выражаются в
характерных реакциях на яркий свет, резкие
звуки, боль, что вызывает в ответ зажмуривание,
сужение зрачка, защитное отдергивание,
вздрагивание и вскрикивание. Ориентировочные
рефлексы, направленные на контакт с раздражителем.
Ориентировочно-пищевые рефлексы (рефлекс
«поиска груди») вызывается прикосновением
к уголкам рта, ребенок при этом поворачивает
голову в сторону раздражителя, открывает
рот и вытягивает губы. Сосательный рефлекс,
хватательный,рефлекс шаганияВыделяют
3 момента, характеризующих своеобразие
психической жизни новорожденного: 1) преобладание
недифференцированных, нерасчлененных
переживаний, представляющих как бы сплав
влечения, аффекта и ощущения, 2) неотделенность
себя и своих переживаний от восприятия
объектов окружения; 3) реагирование прежде
всего на комплексные эмоционально окрашенные
ситуации, нежели на отдельный ее элементы.
Длительность и критерии родового кризиса.
В вопросе о длительности родового кризиса
и о критериях его преодоления среди медиков
и психологов нет единства взглядов. Медики
ориентируются на объективные критерии
и показатели благополучного переживания
ребенком кризиса рождения. Таким критерием
для них прежде всего является вес ребенка.
Развитие ребенка начинается
с критического акта рождения и следующим
за ним критическим возрастом, носящим
название новорожденности.
В момент родов ребенок физически отделяется
от матери, однако при этом не происходит
еще биологического отделения его от матери.
Период новорожденности очень важен для
понятия психологических основ взаимодействия
«мать-ребёнок». Все существование
ребенка в период новорожденности занимает
среднее положение между внутри утробным
развитием и последующими периодами постнатального
детства. Новорожденность - соединительное
звено между утробным и внеутробным развитием,
она совмещает в себе черты того и другого.
Это звено представляет собой в истинном
смысле переходный этап от одного типа
развития к другому, коренным образом
отличному от первого. питание новорожденного
представляет собой как бы переходную
форму, промежуточное звено между внутриутробным
и последующим внеутробным питанием.
8 в тетради
10 мышление
По определению А. В.
Брушлинского, мышление – это всегда искание
и открытие существенно нового (здесь
имеется ввиду, что открываемое в процессе
мышления новое является таковым по отношению
лишь к предшествующим стадиям мышления
и вообще всей жизни данного индивида,
а не всего человечества) (1). Уже маленький
ребенок, по мере формирования у него элементарных
видов мыслительной деятельности, начинает
открывать новое. Например, он задумывается
над устройством той или иной игрушки,
пытается понять некоторые отношения
между людьми, овладевает все более сложными
навыками и умениями.В то время, когда
ребенок развивается, у него начинают
последовательно включаться различные
гены, определяющие направление дальнейшего
развития его центральной нервной системы,
и по этой последовательности развитие
малыша можно подразделить на различные
периоды, “ступеньки” развития.
Итак, “ступеньки”:
1)Новорожденный (первые
две-три недели). На этом этапе у него образуются
”физические” образы
2)Двух–трехнедельный
В это время он начинает ощущать взаимосвязи
между присутствием близкого человека
(мама подошла) и своим последующим эмоциональным
состоянием
3) Ребенок начинает
двигаться в нужном ему направлении (трех–шестимесячный).
4) Пяти - семимесячный.
Ребенок постепенно
начинает идентифицировать себя как человечка.
В первую очередь, это выражается в том,
что он начинает себя “ощущать” отдельно
от мамы.
Спустя некоторое время
возникает момент, когда ребенок может
сказать “нет”. Это уже следующая стадия
идентификации его как человечка
5) Стадия “предговорения”
(восьми–двенадцатимесячный) ребенок начнет говорить,
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное
развитие головного мозга, слуха, а также
органов речи. Головной мозг является
основным регулятором деятельности организма.
Слуху принадлежит ведущая роль в овладении
речью, так как возможность ее возникновения
и дальнейшее развитие зависят прежде
всего от состояния слуха.
Одновременно с развитием слуха у младенца
проявляются голосовые реакции.Речь начинает
развиваться практически с первых дней
жизни и проходит несколько этапов развития.Самым
первым речевым проявлением является
крик.1-3 месяца:
малыш реагирует на обращенную речь, отвечает
улыбкой при общении, произносит гласные
звуки в ответ на речь взрослого;4-5 месяцев:
ребенок уже может смеяться при эмоциональном
общении с окружающими, активно «гулит»
с изменениями интонации, может определить
направление исходящих звуков;6-7 месяцев:
узнает голос матери, уже может понимать
интонацию взрослого, поддерживает игровое
общение, звуки начинают складываться
в слоги;8-9 месяцев:
малыш использует не только гласные, но
и согласные звуки, ритмично повторяет
нравящиеся слоги, малыш уже может быть
инициатором общения, активно использует
жесты;10-12 месяцев:
уже появляются упрощенные слоговые слова:
«ма-ма», «ля-ля», малыш уже может комментировать
ситуацию, кроха понимает отдельные слова
и может выполнять элементарные просьбы,
количество используемых слогов увеличивается.