11 тетрадь
Кризис
трех летКризис трех лет характеризуется
тем, что личностные изменения, происходящие
с ребенком, приводят к изменению его отношений
со взрослыми. Этот кризис возникает потому,
что ребенок начинает отделять себя от
других людей, сознает свои возможности,
ощущает себя источником воли. Он начинает
сравнивать себя со взрослыми, и у него
невольно возникает желание выполнять
те же действия, что и они, например: «Когда
я вырасту большой, буду сам чистить зубы». В этом возрасте появляются следующие
черты: негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Негативизм проявляется в негативной реакции на
требование или просьбу взрослого, а не
на само действие. Например, ребенок игнорирует
требования одного члена семьи или воспитательницы,
а других слушается. Еще одна характеристика
кризиса трех лет – упрямство. Его причина не в стремлении ребенка
во что бы то ни стало получить желаемое
или требуемое, а в том, чтобы с его мнением
считались. Следующая характеристика
– обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется
оно в том, что начинают обесцениваться
все привычки и ценности, которые раньше
были дороги. Своеволие выражается в стремлении ребенка делать
все самому. Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями.
Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем
окружающим, как себя вести, и стремится,
чтобы его слушались и поступали так, как
он говорит. Подобное поведение может
отмечаться тогда, когда ребенок один
в семье или последний по счету.
11.Общая характеристика
психологических особенностей ребенка
раннего возраста
особенностью поведения детей раннего
возраста является высокая эмоциональность.
Отношение ребенка к окружающему миру
в значительной степени эмоционально
обусловлено. Эмоциональное состояние,
как субъективный ответ организма на его
связи с окружающим, основано на изменениях
в этом окружающем и зависит от уровня
развития ребенка и его воспитания.
Изменения окружающей среды и обычного
образа жизни приводят в первую очередь
к нарушению эмоционального состояния.
Для адаптационного периода характерны
эмоциональная напряженность, беспокойство
различной степени выраженности или заторможенность.
В адаптационном процессе заинтересована
вся личность ребенка в ее совокупности,
но решающее значение принадлежит эмоциям.
Ребенок быстро и непосредственно эмоционально
реагирует на все воздействия внешней
среды. От положительных или отрицательных
эмоциональных отношений, которые возникают
между ребенком и новой средой, зависит
скорость и легкость его приспособления.
Поведение ребенка характеризуется в
периоде бодрствования интенсивностью
и уровнем его деятельности. Поэтому наряду
с изменениями эмоционального состояния,
сна и аппетита, очень важно учитывать
как индикаторы процесса адаптации и изменения
активности ребенка в его игре и взаимоотношениях
с другими людьми. Очевидно, говоря об
особенностях социальной адаптации у
детей раннего возраста , необходимо учитывать
незавершенность развития функциональных
систем и рассматривать в комплексе все
проявления состояния адаптации -- поведенческие
реакции, вегетативные сдвиги, изменения
реактивности и повышенную заболеваемость
на протяжении первых 2 лет жизни, колебания
в психическом и физическом статусе.
Необходимость резкого изменения привычного
поведения является трудной, а для некоторых
детей раннего возраста и непосильной
задачей, и ведет к срыву в системе высшей
нервной деятельности по типу "психического
стресса".
Тонкова-Ямпольская Р. В. выдвинула гипотезу,
что нарушения эмоционального состояния,
сопровождающиеся вегетативными сдвигами,
снижают функциональную активность коры,
что приводит к уменьшению регуляторных
возможностей и сказывается на системе
реактивности и специфического иммунитета.
Как следствие возникает заболевание
ребенка
11.Характеристика кризиса
трех лет
Три года – возраст открытий и находок,
возраст пробуждения фантазии и осознания
себя как личности. Возраст, когда ребенку
так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным!
В этом возрасте, мальчики уже четко осознают
свою половую принадлежность, а девочки
стремятся во всем подражать маме, как
идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная
особенность данного периода - кризис
трех лет . У малышей он может проявляться
по разному, но основными «симптомами»
являются крайнее упрямство, негативизм
и своеволие.
Малыш отказывается ложиться спать, не
хочет сам одеваться, убирать игрушки.
Капризничает – «Я хотел пойти другой
дорогой!» (Когда пройдено уже половина
пути и свернуть на другую дорогу уже нет
возможности). Кричит и топает ногами,
если родители не выполняют любую его
просьбу.
Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание
для родителей, но ребенку в это время
приходится еще тяжелее. Он не понимает,
что с ним происходит, и не в состоянии
контролировать свое поведение. И ему
нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить
малышей за хорошее поведение и поощряйте
самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие
детишки не умеют убирать за собой игрушки,
а Катюша умеет», расскажите бабушке или
папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша
такая умница – сама днем спать легла».
Это поможет сформировать у ребенка положительный
образ себя.
Кризис 3 лет и реакция родителей на эту
возрастную особенность - очень важный
вопрос. Конечно, упрямство любимого чада
огорчает родителей, испытывая их нервы
на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет
границы дозволенного, и если вы где-то
дадите слабину или наоборот чересчур
жестко поведете себя – в ответ получите
неадекватную реакцию на, казалось бы,
простую просьбу. Поэтому будьте спокойны
в любой ситуации и даже если очень сложно
– держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет
у ребенка – это вовсе не проявление вредности
или негативной наследственности, а природная
необходимость испытать себя, закрепить
ощущение силы воли и собственной значимости.
Это жизненный этап, без которого невозможно
становление личности ребенка.
Кризис трех лет у детей нужно просто
переждать как бурю, пережить как землетрясение
и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз
на этот год: терпение, терпение и терпение!
12Развитие предметной деятельности
в раннем возрасте.
В младенчестве, во втором полугодии
предметная деятельность носит манипулятивный
характер(ребенок совершает действия,
не понимая смысла действий). После года
ПД принимает подражательный характер.
Приблизительно к 1,5 годам ПД
снова меняется - наступает этап функциональных
действий и ребенок выбирает другой предмет
и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б.
Эльконин и он выделил 2 направления в
деятельности:
1. Развитие действия от
совместного со взрослым до самостоятельного
исполнения.
2 . Развитие средств и
способов ориентация ребенка
в условиях осуществления действия.
Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании
орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда
еще несформулированы способы его применения
(н., ребенок знает для чего нужна ложка,
но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим
способом употребления.
Второй этап наступает, когда
ребенок начинает производить действия
в неадекватной ситуации, т.е перенос действия
с предметом на другой.
Третий этап сопровождается
возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве
основной единицы рассматривает понятие
- предметное действие.
Предметное действие - это употребление
предмета по его назначению (. Н., мячик
- бросать, катать;, кусать, облизывать
не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных
действий:
- орудийное - это действия,
в которых предмет выступает,
как орудие(н., ложка). Орудийные действия
проходят путь в своем развитии: орудие,
как продолжение руки; овладения схемой
действия; само действие. соотносящие
действия - это выполнение действий с предметами,
которые между собой как-то связаны (н.,
коробочки, пирамидка, конструктор, матрешка
и тд.) Эти действия тоже проходят путь
в своем развитии. Этим действиям ребенка
надо обучать. Результатом обучения будут
перцептивные действия, т.е. действия восприятия
- (н., выделение предмета, анализ свойств,
сравнение, соотношение, классификация
и тд.).
К 3 годам в ПД зараждается игра.
Эльконин выделил 2 стороны предметных
действий:
- техническая (как делать?);
- смысловая (что делать?).
Эти 2 стороны развиваются неравномерно
- смысловая быстрее.
ВЫВОД: происходит интенсивное
развитие ПД. Оно возможно только при совместной
деятельности на основе обучения - показ..
18 Психологическая готовность
к школьному обучению.
психологической готовностью к школьному
обучению понимается необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка
для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в группе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального
развития должен быть таким, чтобы программа
обучения попадала в “зону ближайшего
развития“ ребенка. “Зона ближайшего
развития” определяется тем, чего ребенок
может достичь в сотрудничестве со взрослым,
тогда как без помощи взрослого он этого
выполнить пока еще не может. Сотрудничество
при этом понимается очень широко: от наводящего
вопроса до прямого показа решения задачи.
Причем обучение плодотворно только в
том случае, если оно попадает в “зону
ближайшего развития “ ребенка.
Если актуальный уровень психического
развития ребенка такой, что его “зона
ближайшего развития” ниже той, которая
требуется для освоения учебной программы
в школе, то ребенок считается психологически
не готовым к школьному обучению, так как
в результате несоответствия его “зоны
ближайшего развития” требуемой он не
может усвоить программный материал и
сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность
к школе – это комплексный показатель,
позволяющий прогнозировать успешность
или неуспешность обучения первоклассника.
Психологическая готовность к школе включает
в себя следующие параметры психического
развития:
1) мотивационная готовность к
учению в школе, или наличие
учебной мотивации;
2) определенный уровень развития
произвольного поведения, позволяющий
ученику выполнять требования
учителя;
3) определенный уровень интеллектуального
развития, подразумевающий владение
ребенком простыми операциями
обобщения;
4) хорошее развитие фонематического
слуха.
Остановимся подробнее на каждом из этих
показателей.
19Психологическая характеристика
младшего школьного возраста
- В современной периодизации
психического развития младший школьный
возраст охватывает период от 6-7 до 9-11
лет.
Возраст от 6 до 11 лет является
чрезвычайно важным для психического
и социального развития ребёнка. Кардинально
изменяется его социальный статус - он
становится школьником, что приводит к
перестройке всей системы жизненных отношений
ребёнка. У него появляются обязанности,
которых ранее не было и которые определяются
теперь не только взрослыми, но и окружающими
его сверстниками1.В этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе. Прежде
всего, совершенствуется работа головного
мозга и нервной системы. По данным физиологов,
к 7 годам кора больших полушарий является
уже в значительной степени зрелой.
Доминирующей функцией в младшем
школьном возрасте становиться - мышление.
Завершается, наметившийся в дошкольном
возрасте переход, от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению.Школьное
обучение строится таким образом, что
словесно-логическое мышление получает
преимущественное развитие. Если в первые
два года обучения дети много работают
с наглядными образцами, то в следующих
классах, объём такого рода занятий сокращается.
Образное мышление всё меньше и меньше
оказывается необходимым в учебной деятельности.конце
младшего школьного возраста (и позже),
проявляются индивидуальные различия:
среди детей психологи выделяют группы
"теоретиков" или "мыслителей",
которые легко решают учебные задачи в
словесном плане, и "практиков", которым
нужна опора на наглядность и практические
действия, а также "художников", с
ярким, образным мышлением. У большинства
детей наблюдается относительное равновесие
между разными видами мышления.Важное
условие для формирования теоретического
мышления - формирование научных понятий.
Теоретическое мышление позволяет ученику
решать задачи, ориентируясь не на внешние,
наглядные признаки и связи объектов,
а на внутренние, существенные свойства
и отношения. Развитие теоретического
мышления зависит от того, как и чему учат
ребёнка, то есть от типа обучения (система,
разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым,
Л.В. Занковой).По мнению Даниловой Е.Е.,
в младшем школьном возрасте память, как
и все другие психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их состоит
в том, что память ребенка постепенно приобретает
черты произвольности, становясь сознательно
регулируемой и опосредованной. Неумение
ребенка запоминать сказывается на его
учебной деятельности и влияет в конечном
итоге на отношение к учебе и школе. В младших
классах, где от ученика требуется лишь
простое воспроизведение небольшого по
объему материала, способ "просто запомнить"
позволяет справляться с учебной нагрузкой.
Но нередко он остается у школьников единственным
на протяжении всего периода обучения
в школе. Это связано в первую очередь
с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел
приемами смыслового запоминания, его
логическая память осталась недостаточно
сформированной2.Таким образом, процесс развития
логической памяти у младших школьников
должен быть специально организован, поскольку
в подавляющем большинстве дети этого
возраста самостоятельно (без специального
обучения) не используют приемы смысловой
обработки материала и с целью запоминания
прибегают к испытанному средству - повторению.В.Д.
Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13
мнемических приемов, или способов организации
запоминаемого материала: группировка,
выделение опорных пунктов, составление
плана, классификация, структурирование,
схематизация, установление аналогий,
мнемотехнические приемы, перекодирование,
достраивание запоминаемого материала,
серийная организация, ассоциации, повторение.В
младшем школьном возрасте развивается
внимание. Особую роль в развитие произвольного
внимания у ребёнка играет школа и учебный
процесс. В процессе школьных занятий
ребёнок дисциплинируется, у него формируется
усидчивость, способность контролировать
своё поведение3.