Контрольная работа по «Практикуму по общей психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Восприятие обладает различными свойствами:
§ Активность. Восприятие встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект.
§ Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях.

Содержание работы

Восприятие как функция стимуляции
Обратимость мыслительного процесса
Память как уникальный интегратор психики
Речь и сознание
Характер. Акцентуация характера
Практическая часть.
Основные приемы создания творческих образов
Определение готовности детей к школьному обучению
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по  дисциплине «Практикум по общей психологии»

 

Оглавление 

Восприятие как  функция стимуляции

Обратимость мыслительного  процесса

Память как уникальный интегратор психики

Речь и сознание

Характер. Акцентуация  характера

Практическая часть.

Основные приемы создания творческих образов

Определение готовности детей к школьному обучению

Литература

Восприятие как функция стимуляции

Мир представлен  нам как предметно оформленный, то есть как множество отдельных  друг от друга конкретных предметов  и явлений. Это становится возможным  благодаря восприятию.

Восприятие - это  психический познавательный процесс  отражения целостных предметов  и явлений действительности в  совокупности их свойств и частей пи их непосредственном воздействии  на органы чувств. В результате восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Он представляет субъективную картинку, копию или модель воспринимаемого  объекта, отражающую его физико-химические свойства: форму, размер, цвет, расположение в пространстве, химический состав, состояние др. субъективный образ  является носителем информации об окружающем мире и выступает в качестве ориентировочной  основы для построения практических действий. Он выполняет функцию ориентировки и регуляции поведения.

Восприятие обладает различными свойствами:

§ Активность. Восприятие встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено  соответствующим целям и задачам. Образ порождается субъектом  в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект.

§ Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым  условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных  ситуациях.

§ Константность  определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными  по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия: освещенности, удаленности, угла зрения др.

§ Целостность восприятия проявляется в том, что в образе отдельные элементы - признаки предмета - объединяются в целое.

§ Осмысленность (категориальность) выражается в том, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом - понятием и относится к  определенному классу. Это достигается  с помощью мыслительной деятельности человека в процессе восприятия.

§ Апперцепция - зависимость  восприятия от личности воспринимающего.

Восприятие - это  сложный и многомерный психический  процесс . поэтому существует несколько  его классификаций.

В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности выделяют:

§ Восприятие пространства - предполагает субъективное отражение  величины, формы, объемности, глубины  и взаимного соотнесения предметов. Оно имеет важное значение в регуляции  поведения человека в различных  ситуациях.

§ Восприятие времени - отражение объективной длительности, быстроты последовательности явлений, процессов и событий: долго, коротко, раньше, позднее, в настоящем, в прошлом  и т.п.

§ Восприятие движения представляет собой субъективное отражение  физического перемещения объектов в пространстве. Оно включает в  себя оценку динамического состояния  объекта, скорости перемещения и  ускорения. Важнейшую роль в формировании и функционировании этого восприятия играет двигательный анализатор.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может  быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное  восприятие возникает непреднамеренно  и стихийно. Оно актуализируется  либо некоторыми особенностями самих  объектов, либо соответствием их потребностям и интересам субъекта.

Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели - что-то воспринять, заметить, обнаружить др.

Восприятие является одним из инструментов обеспечения  социального бытия человека: общения  и предметной деятельности.

Социальное восприятие является одним из структурных компонентов  общения. На его основе осуществляется ориентировка субъекта в элементах  внешнего физического облика другого  человека, во всех внешних проявлениях  его внутренней психологической  сущности.

Предметное восприятие включено в структуру предметно-практической деятельности человека. Оно позволяет  субъекту ориентироваться в свойствах  тех объектов, на которые направлена его деятельность.

Человеку необходимы все виды восприятия. Все они поддаются  целенаправленному развитию.

Обратимость мыслительного процесса

Мышление возникает  и развивается одновременно с  практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственно познания.

Мышление - это психический  познавательный процесс отражения  сущности и отношений предметов  и явлений объективного мира. Процесс  мышления включает ряд операций, с  помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед  человеком.

Анализ - мыслительная операция расчленения объекта на составляющие части.

Синтез - мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание  их принципов и свойств.

Обобщение - мыслительная операция соединения предметов и  явлений по их общим и существенным признакам.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установление сходства и различия между объектами.

Систематизация - мыслительная операция распределения предметов  или явлений по группам или  подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Абстрагирование - мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств  предметов и явлений с целью  сосредоточения на главном.

Конкретизация - мыслительная операция сосредоточения на частных  аспектах предметов и явлений.

К формам мышления относятся:

§ понятие - форма  мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений, выраженные словом или  группой слов;

§ суждение - форма  мышления, отражающая связи между  предметами и явлениями; утверждение  или отрицание чего-либо;

§ умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Выделяют следующие  виды мышления.

По форме:

§ наглядно-действенное  мышление возникает в практической деятельности и является основой  для формирования более сложных  форм видов мышления;

§ наглядно-образное характеризуется опорой на представления  и образы;

§ словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

По характеру  решаемых задач:

§ теоретическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой;

§ практическое мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.

По степени развернутости:

§ аналитическое  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.

§ интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей  и условий его получения.

По степени новизны  и оригинальности:

§ репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление;

§ продуктивное мышление вырабатывает новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Память как уникальный интегратор психики

На протяжении всей своей жизни человек усваивает  огромное количество знаний, умений и  навыков, то есть того, что составляет жизненный опыт. При необходимости  они используются для решения  соответствующих задач и выполнения разнообразных действий. Все это  становится возможным благодаря  психическому процессу, который называется памятью.

Память - это психический  процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта  человека, а также развитии и существовании  его субъекта и как личности.

Память лежит  в основе способностей че6ловека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без  памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Виды памяти (классификация  П.П. Блонского).

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения  материала:

§ двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;

§ эмоциональная  память характеризуется быстротой  формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью. Воспроизведения  информации;

§ образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта;

§ словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

В зависимости от характера деятельности:

§ произвольная память характеризуется преднамеренностью  запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит  механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;

§ непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознаваемом уровне.

В зависимости от способа запоминания:

§ механическая память не опирается на осмысление запоминаемого  материала;

§ смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных  ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала  в памяти:

§ ультракороткая память связана с удержанием информации в сенсорном регистре: далее она  преобразуется в кратковременную;

§ кратковременная  память - определенная фаза в упрочнении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации.;

§ долговременная память обусловливается структурно-химическ5ими  изменениями в нейроне, стабилизацией  долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь;

§ оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Запоминание - процесс  памяти, направленный на закрепление  новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее  знанием.

Сохранение - процесс  памяти, в результате которого в  коре головного мозга удерживается полученная информация.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного  ранее материала.

Речь и сознание

Речь понимается как исторически сложившаяся  форма общения, система значений и связей между ними. Значение речи в психическом развитии велико, так  как она перестраивает мироотношение, обозначая не только предметы, но также  нормы и правила; с возрастом  начинают преобладать речевые формы  общения.

Речь выполняет  несколько функций в человеческой жизни 

(по Л.С. Выготскому):

· Сигнальная (привлечение  внимания);

· Коммуникативная (средство высказывания и понимания);

· Индикативная (выделение  и указание какого-либо признака);

· Номинативная (называние  предмета, отнесение его к какому-либо классу);

· Символическая (осуществляющая переход от аффекту к интеллекту);

· Сигнификативная (обозначение по ряду признаков).

Значение слова  как средства выделения предметов  и признаков для психического развития состоит в Ом, что оно  способствует категоризации восприятия, раскрытию связей и взаимозависимостей явлений, установлению произвольности действий, усилению саморегуляции посредством  правил, формированию оценок, самопознанию, управлению коммуникацией. Следовательно, речь переносит все основные процессы на другой уровень, придавая им осознанность и произвольность и таким образом  превращая их в высшие психические  функции.

Различают устную речь (внешнюю), письменную, внутреннюю (близкую к мышлению) и эгоцентрическую (по форме внешнюю, но обращенную субъектом  к самому себе).

Сознание представляет собой особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся  ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать  ее как часть самого себя.

Сознание имеет  сложное строение. Выделяются четыре образующих его структурных компонента:

1. Значение - это  зафиксированный в слове общественный  опыт. Оно составляет содержание  соответствующего понятия. Усвоение  понятий в процессе обучения  и воспитания приводит к формированию  у ребенка данных элементов  сознания, позволяющих ему воспринимать  окружающий мир через призму  общественного опыта. Значения  лежат в основе понятийного  мышления. Они являются носителями  знаний. В имплицитной форме в  них зафиксированы способы обращения  с предметами, людьми ,социальными  ситуациями.

2. смысл - проявляется  как пристрастность сознания. В  нем выражается факт глубокой  личностной значимости тех событий  ситуаций, которые являются предметом  сознательного психического отражения.  Субъективно смысловой компонент  сознания представлен как ощущение  причастности человека к соответствующим  событиям и ситуациям и включенности  в них. Они напрямую связаны  с определенными потребностями  и мотивами и получают отклик  эмоциональных переживаниях и  чувствах.

3. чувственная ткань  - это обобщенное название сенсорно - перцептивных элементов, из которых  строятся субъективные образы: различные  ощущения, восприятие пространства, времени, формы и др. именно  через такие образы мир представлен  человеку как находящаяся вне  его реальность, как пространство  его бытия и объект общения  и деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по «Практикуму по общей психологии»