Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:38, контрольная работа
Восприятие обладает различными свойствами:
§ Активность. Восприятие встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект.
§ Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях.
Восприятие как функция стимуляции
Обратимость мыслительного процесса
Память как уникальный интегратор психики
Речь и сознание
Характер. Акцентуация характера
Практическая часть.
Основные приемы создания творческих образов
Определение готовности детей к школьному обучению
Литература
Контрольная работа
по дисциплине «Практикум по общей психологии»
Оглавление
Восприятие как функция стимуляции
Обратимость мыслительного процесса
Память как уникальный интегратор психики
Речь и сознание
Характер. Акцентуация характера
Практическая часть.
Основные приемы создания творческих образов
Определение готовности детей к школьному обучению
Литература
Восприятие как функция
Мир представлен нам как предметно оформленный, то есть как множество отдельных друг от друга конкретных предметов и явлений. Это становится возможным благодаря восприятию.
Восприятие - это психический познавательный процесс отражения целостных предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей пи их непосредственном воздействии на органы чувств. В результате восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Он представляет субъективную картинку, копию или модель воспринимаемого объекта, отражающую его физико-химические свойства: форму, размер, цвет, расположение в пространстве, химический состав, состояние др. субъективный образ является носителем информации об окружающем мире и выступает в качестве ориентировочной основы для построения практических действий. Он выполняет функцию ориентировки и регуляции поведения.
Восприятие обладает различными свойствами:
§ Активность. Восприятие
встроено в структуру определенной
деятельности или общения и подчинено
соответствующим целям и
§ Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях.
§ Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия: освещенности, удаленности, угла зрения др.
§ Целостность восприятия проявляется в том, что в образе отдельные элементы - признаки предмета - объединяются в целое.
§ Осмысленность (категориальность) выражается в том, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом - понятием и относится к определенному классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности человека в процессе восприятия.
§ Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего.
Восприятие - это
сложный и многомерный
В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности выделяют:
§ Восприятие пространства
- предполагает субъективное отражение
величины, формы, объемности, глубины
и взаимного соотнесения
§ Восприятие времени
- отражение объективной
§ Восприятие движения
представляет собой субъективное отражение
физического перемещения
В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов, либо соответствием их потребностям и интересам субъекта.
Произвольное восприятие
подчинено специальной
Восприятие является одним из инструментов обеспечения социального бытия человека: общения и предметной деятельности.
Социальное восприятие является одним из структурных компонентов общения. На его основе осуществляется ориентировка субъекта в элементах внешнего физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внутренней психологической сущности.
Предметное восприятие
включено в структуру предметно-
Человеку необходимы все виды восприятия. Все они поддаются целенаправленному развитию.
Обратимость мыслительного процесса
Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственно познания.
Мышление - это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира. Процесс мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком.
Анализ - мыслительная операция расчленения объекта на составляющие части.
Синтез - мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств.
Обобщение - мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установление сходства и различия между объектами.
Систематизация - мыслительная операция распределения предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.
Абстрагирование - мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном.
Конкретизация - мыслительная операция сосредоточения на частных аспектах предметов и явлений.
К формам мышления относятся:
§ понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов;
§ суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо;
§ умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Выделяют следующие виды мышления.
По форме:
§ наглядно-действенное мышление возникает в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм видов мышления;
§ наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы;
§ словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
По характеру решаемых задач:
§ теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой;
§ практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
По степени развернутости:
§ аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
§ интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения.
По степени новизны и оригинальности:
§ репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление;
§ продуктивное мышление вырабатывает новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Память как уникальный интегратор психики
На протяжении всей
своей жизни человек усваивает
огромное количество знаний, умений и
навыков, то есть того, что составляет
жизненный опыт. При необходимости
они используются для решения
соответствующих задач и
Память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, а также развитии и существовании его субъекта и как личности.
Память лежит в основе способностей че6ловека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Виды памяти (классификация П.П. Блонского).
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
§ двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;
§ эмоциональная память характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью. Воспроизведения информации;
§ образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта;
§ словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.
В зависимости от характера деятельности:
§ произвольная память
характеризуется
§ непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознаваемом уровне.
В зависимости от способа запоминания:
§ механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала;
§ смысловая память
основывается на обобщениях и систематизированных
ассоциациях запоминаемого
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
§ ультракороткая
память связана с удержанием информации
в сенсорном регистре: далее она
преобразуется в
§ кратковременная память - определенная фаза в упрочнении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации.;
§ долговременная
память обусловливается структурно-
§ оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала.
Речь и сознание
Речь понимается
как исторически сложившаяся
форма общения, система значений
и связей между ними. Значение речи
в психическом развитии велико, так
как она перестраивает
Речь выполняет
несколько функций в
(по Л.С. Выготскому):
· Сигнальная (привлечение внимания);
· Коммуникативная (средство высказывания и понимания);
· Индикативная (выделение и указание какого-либо признака);
· Номинативная (называние предмета, отнесение его к какому-либо классу);
· Символическая (осуществляющая переход от аффекту к интеллекту);
· Сигнификативная (обозначение по ряду признаков).
Значение слова как средства выделения предметов и признаков для психического развития состоит в Ом, что оно способствует категоризации восприятия, раскрытию связей и взаимозависимостей явлений, установлению произвольности действий, усилению саморегуляции посредством правил, формированию оценок, самопознанию, управлению коммуникацией. Следовательно, речь переносит все основные процессы на другой уровень, придавая им осознанность и произвольность и таким образом превращая их в высшие психические функции.
Различают устную речь (внешнюю), письменную, внутреннюю (близкую к мышлению) и эгоцентрическую (по форме внешнюю, но обращенную субъектом к самому себе).
Сознание представляет собой особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать ее как часть самого себя.
Сознание имеет сложное строение. Выделяются четыре образующих его структурных компонента:
1. Значение - это
зафиксированный в слове
2. смысл - проявляется
как пристрастность сознания. В
нем выражается факт глубокой
личностной значимости тех
3. чувственная ткань
- это обобщенное название
Информация о работе Контрольная работа по «Практикуму по общей психологии»