Контрольная работа по «Практикуму по общей психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Восприятие обладает различными свойствами:
§ Активность. Восприятие встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект.
§ Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях.

Содержание работы

Восприятие как функция стимуляции
Обратимость мыслительного процесса
Память как уникальный интегратор психики
Речь и сознание
Характер. Акцентуация характера
Практическая часть.
Основные приемы создания творческих образов
Определение готовности детей к школьному обучению
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

4. Биодинамическая  ткань. Сознательное бытие человека  можно представить как систему  поступков, содействий и предметных  действий. Они построены из особого  материала, называемого биодинамической  тканью. Структурные компоненты  сознания тесно взаимосвязаны. На основе их сочетания друг с другом в различных соотношениях строится вся осознаваемая душевная жизнь и социальное бытие человека.

Характер. Акцентуация характера

Характером называется система индивидуальных устойчивых личностных черт, которые определяют отношение человека к кому-либо или  чему-либо и способы поведения  в различных жизненных ситуациях. Характер предопределяет не только отдельные  поступки, но и образ жизни, судьбу человека.

Характер как  важнейшая сторона личности воссоздает в себе все ее структурные компоненты. Это находит отражение в соответствующих  ее чертах:

§ эмоциональные  черты(жизнерадостность, оптимистичность, эмпатийность),

§ волевые черты (упорство, твердость, решительность),

§ интеллектуальные черты (предусмотрительность, вдумчивость, мудрость),

§ рефлексивные черты (скромность, эгоизм, высокое самомнение),

§ деловые черты (старательность, аккуратность, педантичность),

§ мотивационные  черты (инициативность, трудолюбие, альтруизм).

Когда количественная выраженность той или иной черты  характера достигает предельных величин и оказывается у границы  норм, возникает акцентуация характера.

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как  результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах  может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения  личности, к психопатии, но отождествлять  ее патологией неравномерно.

Классификация типов  акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает  по номенклатуре наименований у разных авторов. Наиболее известной в отечественной  психологии является классификация  акцентуаций характеров у подростков, предложенная А. Личко:

1. Гипертимный тип.  Подростки отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события  они вносят много шума, любят  непокойные компании сверстников.  При хороших общих способностях  они обнаруживают неусидчивость,  недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. У них нередко  возникают конфликты со взрослыми,  родителями и педагогами. Они  имеют много разнообразных увлечений,  но эти увлечения поверхностны  и быстро проходят.

2. Циклоидный тип.  Он характеризуется повышенной  раздражительностью и склонностью  к апатиям. Подростки данного  типа предпочитают находиться  дома одни. Они тяжело переживают  даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне  раздражительно. Настроение у них  периодически меняется от приподнятого  до подавленного с периодами  примерно в 2-3 недели.

3. Лабильный тип.  Этот тип крайне изменчив в  настроении, оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения  настроения могут быть самыми  н6ичтожными. От сиюминутного  настроения подростков зависит  многое в их психологи и  поведении. Они хорошо понимают  и чувствуют отношение к ним  окружающих людей.

4. Астеноневротичесий  тип. Характеризуется повышенной  мнительностью и капризностью, утомляемостью  и раздражительностью. Особенно  часто утомляемость и раздражительность  проявляются при выполнении трудной  умственной работы.

5. Сензитивный тип.  Ему свойственна повышенная чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или  пугает. Подростки не любят больших  компаний, слишком азартных, подвижных  и озорных игр. Обычно застенчивы  и робки, открыты и общительны  бывают только с теми, кто им  хорошо знаком. Отличаются послушанием  и обнаруживают большую привязанность  к родителям. У них довольно  рано формируется чувство долга,  обнаруживаются высокие моральные  требования к себе и окружающим  людям. Недостатки в своих способностях  компенсируют выбором сложных  видов деятельности при повышенном  усердии.

6. Психиастенический  тип. Подростки характеризуются  ранними интеллектуальным развитием,  склонностью к размышлениям и  рассуждениям, к самоанализу и  оценкам поведения других людей.  Такие подростки нередко бывают  больше сильны на словах, чем  на деле. Самоуверенность у них  сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность - со скоропалительностью  действий, предпринимаемых как раз  в те моменты, когда требуется  осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип.  Его наиболее существенной чертой  является замкнутость. Подростки  не очень тянутся к сверстникам,  предпочитают быть одни, находиться  в компании взрослых. Они нередко  внешне демонстрируют безразличие  к другим людям, отсутствие  к ним интереса. Они плохо понимают  состояния других людей, их  переживания, не умеют сочувствовать.  Их внутренний мир зачастую  наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем  проявлении своих чувств они  достаточно сдержанны, не всегда  понятны для окружающих, прежде  всего для своих сверстников,  которые их не очень любят.

8. Эпилептоидный  тип. Подростки часто плачут, изводят  окружающих особенно в раннем  детстве. Их типичные черты  - жестокость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они  управляют, подростки устанавливают  свои жесткие, почти террористические  порядки, причем их личная власть  в таких группах держится в  основном на добровольной покорности  других детей ил на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного  режима они чувствуют себя  нередко на высоте, умеют угодить  начальству, добиться определенных  преимуществ.

9. Истероидный тип.  Главная черта - эгоцентризм, жажда  постоянного внимания к своей  особе. У подростков выражена  склонность к театральности, позерству,  рисовке. Дети с трудом выносят,  когда в их присутствии кто-то  хвалит их товарищ, когда другим  уделяют большее внимание, чем  им самим. Желание привлекать  к себе взоры, слушать восторги  и похвалы становится для них  насущной потребностью. Вместе с  тем, будучи неспособными выступить  как настоящие лидеры и организаторы  дела, завоевать себе авторитет,  они часто и быстро терпят  фиаско.

10. Неустойчивый  тип. Характеризуется повышенной  склонностью и тягой к развлечениям, к безделью и к праздности. У детей отсутствуют какие-либо  серьезные , профессиональные интересы, они почти не думают о своем  будущем.

11. Конформный тип.  Данный тип демонстрирует бездумное  некритичное, а часто конъюнктурное  подчинение любым авторитетам,  большинству в группе. Подростки  обычно склонны к морализаторству  и консерватизму, их главное  жизненное кредо - «быть, как  все». Это тип приспособленца, который  ради своих собственных интересов  готов предать товарища, покинуть  его в трудную минуту, но, что  бы ни совершил, он всегда найдет  «моральное» оправдание своему  поступку, причем нередко не одно.

Основные приемы создания творческих образов

Воображение по своей  природе активно. Оно стимулируется  жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. По функциональному  назначению их можно сопоставить  с умственными действиям и  операциями. Уровень развития воображения  определяется те, в какой мере человек  владеет ими. К ним относятся:

1. Комбинирование - прием создания нового образа  путем субъективного объединения  элементов или частей некоторых  исходных объектов. Путем агглютинации  созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих  ножках т.п.).

2. Аналогия - это  создание нового по сходству  с известным. Аналогия представляет  собой субъективный перенос основных  свойств и объектов с одних  явлений на другие. При использовании  этого метода сохраняются общие  принципы строения и функционирования  объекта и отношения между  признаками, но изменяются какие-то  отдельные элементы. Этот прием  широко применяется в техническом  творчестве. Так, по аналогии с  летающими птицами люди придумали  летательные устройства и др.

3. Гиперболизация  выражается в субъективном преувеличении  (преуменьшении) размеров объекта  (явления) или количества его  отдельных частей и элементов.  Например, мальчик с пальчик, Гулливер  и др.

4. Агглютинация  представляет собой субъективное  выделение и подчеркивание каких-то  характерных для объекта качеств.  Например, если у прототипа героя  художественного произведения достаточно  хорошо выражены определенные  черты характера, то писатель  может их еще больше выделить. Это делает образ более ярким,  характерным и выразительным,  благодаря чему он лучше понимается  и запоминается читателями. Данный  прием широко используется писателями, художниками, скульпторами и режиссерами.  Например, на его основе создаются  шаржи и карикатуры.

5. Типизация - это  прием обобщения множества родственных  объектов с целью выделения  в них общих, повторяющихся,  существенных признаков и воплощения  их в новом образе. Этот прием  широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются  образы, отражающие характерные  черты определенной группы людей.  Например, образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т.п.

6. Придача заключается  в том, что объекту приписываются  (придаются) не свойственные ему  качества или функции. На его  основе были созданы некоторые  сказочные образы: сапоги-скороходы,  золотая рыбка, ковер-самолет.

7. Перемещение - это субъективное помещение объекта  в новые ситуации, в которых  он никогда не был, не может  быть вообще или в которых  субъект его никогда не видел.  Очень широко используется для  понимания других людей, а также  в художественном творчестве. Любое  художественное произведение представляет  собой систему жизненных ситуаций, через которые писатель проводит  своего героя.

Данные приемы творческого  воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них. В большинстве  случаев приемы создания образов  работают в автоматизированном режиме и поэтому довольно плохо осознаются субъектом.

Определение готовности детей к  школьному обучению

Исследование вербального  мышления.

Методика применяется  для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при  определении его готовности к  школьному обучению. Испытуемому  предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы оцениваются определенным количеством  баллов, как положительных, так и  отрицательных. Результат теста - это  сумма баллов («+» и «-»), достигнутых  по отдельным вопросам.

Классификация результатов.

1 уровень…………..+24 и лучше;

2 уровень…………..+14 до +23;

3 уровень…………..0 до +13;

2 уровень…………..-1 до -10;

1 уровень…………..-11 и хуже;

Вопросы.

1. Какое животное  больше - лошадь или собака?

Лошадь - оценка 0. неправильный ответ = -5.

2. Утром завтракаем, а в полдень….?

Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0. полдничаем. Ужинаем. Спим и  другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а  ночью…?

Темно = 0. неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое,  а трава…?

Зеленая = 0. неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши,  сливы, яблоки….это что?

Фрукты = 1. неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути  опускаются шлагбаумы?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы  никто не попал под поезд т  т.д. = 0. Неправильный ответ = -1.

7. Что такое:  Москва, Суздаль, Новосибирск?

Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать  н6а бумажных часах четверть  седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого.)

Точно показано = 4, показано четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает слов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…., маленькая овечка - это…?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше  похожа на кошку или курицу? Чем? В чем их сходство?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему на  всех автомобилях имеются тормоза?

Две причины (тормозить  с горы; затормозить на повороте; остановиться в случае столкновения; остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ = -1 (напр. - он не ехал без тормозов).

12. Чем похожи  между собой молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и из железа; у них  рукоятки; ими можно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны  они плоские) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи  друг на друга белка и кошка?

Определение, что  это млекопитающие, или приведение двух общих признаков (у них четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери; умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

Информация о работе Контрольная работа по «Практикуму по общей психологии»