Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:10, контрольная работа
Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они ежедневно рождаются на почве расхождений во взглядах, противоречия и разногласия мнений, желаний, стилей жизни, особенностей человека. Мак Вебер, сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, был убежден, что конфликт вездесущ, и что любое общество на любом этапе развития пронизано разногласиями и конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Методы психокоррекции и психотерапии…….4
1.1 Основные понятия, цели, задачи психокоррекции………………….4
1.2 Принципы и виды коррекционной работы………………………….6
1.3 Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ…………………………………………………………………………9
ГЛАВА II Диагностика социальных конфликтов, методики изучения социальных конфликтов……………….12
2.1 Понятие социального конфликта……………………………………..12
2.2 Классификация конфликтов…………………………………………..15
2.3 Структура и динамика конфликта……………………………………17
2.4 Функции социальных конфликтов……………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...24
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ЭКЗАМЕННАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОДИАГНОСТИКА»
Выполнил: студент заочной формы обучения | ||
Фесенко Олеся Вадимовна |
(_____________) | |
Логин ________ | ||
Проверил ______________________________ | ||
Оценка __________ Подпись _______________ |
Улан-Удэ
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА I Методы психокоррекции и психотерапии……. |
4 |
1.1 Основные понятия, цели, задачи психокоррекции…………………. |
4 |
1.2 Принципы и виды коррекционной работы………………………….. |
6 |
1.3 Принципы составления
и основные виды |
9 |
ГЛАВА II Диагностика социальных конфликтов, методики изучения социальных конфликтов………………. |
12 |
2.1 Понятие социального конфликта…………………………………….. |
12 |
2.2 Классификация конфликтов………………………………………….. |
15 |
2.3 Структура
и динамика конфликта………………………… |
17 |
2.4 Функции социальных конфликтов…………………………………… |
21 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
23 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они ежедневно рождаются на почве расхождений во взглядах, противоречия и разногласия мнений, желаний, стилей жизни, особенностей человека. Мак Вебер, сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, был убежден, что конфликт вездесущ, и что любое общество на любом этапе развития пронизано разногласиями и конфликтами.
Проблемой социальных конфликтов социологи начали изучать лишь в 19-20 в.в. До этого данным вопросом занимались только историки и философы. Причем в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений. Так, Томас Гоббс, английский философ-материалист, утверждал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.
В социологии сложилось специальное
научное направление – «
Социология конфликтов – не только теоретическая наука, она носит еще и прикладной характер. Она помогает разрешать вполне обыденные ситуации – от столкновения интересов нескольких человек, до разногласия при принятии соглашения на уровне государств. Важно отметить, что использовать социологию, как инструмент разрешения социальных конфликтов и обеспечение социальной стабильности, начали именно политики и предприниматели.
ГЛАВА I Методы психокоррекции и психотерапии
1.1 Основные понятия, цели, задачи психокоррекции
Психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Термин «коррекция» означает «исправление». Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса.1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в жизни психологические трудности, проблемы. 2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения. 3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь.5. В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту. 6. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. Различие между психотерапией и психокоррекцией в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний, их обычно называют больными или пациентами. А тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Виды психокоррекции.1. По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. 2. По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений; детско-родительских. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: индивидуальную; групповую: в закрытой естественной группе; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую). 4. По наличию программ: программированную; импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную; недирективную.6. По продолжительности: сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч. Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую; частную; специальную. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми. Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент. 2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор. 3. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Набор процедур, используемых для решения проблем клиента, которые непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
1.2 Принципы и виды коррекционной работы
Принципы психокоррекционной работы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. 2. Принцип нормативности развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». 4. Принцип коррекции «снизу вверх». 5. Принцип системности развития психической деятельности. 6. Деятельностный принцип коррекции. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: 1. Особенности социальной ситуации развития 2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация. Принцип коррекции «сверху вниз». В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки. Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания. Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка, вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. 2. Развитие видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно-психологических новообразований. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Цели коррекции должны быть реалистичны.
1.3 Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала:
- Принцип системное» коррекционных, профилактических и развивающих задач. Указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих.. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
- Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
- Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия. Утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
- Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
ГЛАВА II Диагностика социальных конфликтов, методики изучения социальных конфликтов
2.1 Понятие социального конфликта
Для начала дадим обобщенное современное определение социальному конфликту. Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.
Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L.Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L.Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть "борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников".
Позже K.Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L.Cozer. "Социальный конфликт – пишет K.Fink – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма". Психологический антагонизм – это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.
Основоположник теории социального конфликта Карл Маркс определил его, как движущую силу развития общества. Он утверждал, что в обществе постоянно воспроизводятся предпосылки социального конфликта между силами прогресса и силами реакции. Эти силы он определял как общественные классы, а конфликт между ними - как классовую борьбу. Классовая борьба, согласно теории Маркса, является движущей силой истории.
Информация о работе Контрольная работа по "Психодиагностике"