Контрольная работа по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они ежедневно рождаются на почве расхождений во взглядах, противоречия и разногласия мнений, желаний, стилей жизни, особенностей человека. Мак Вебер, сформулировавший социологическое понимание социального конфликта, был убежден, что конфликт вездесущ, и что любое общество на любом этапе развития пронизано разногласиями и конфликтами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Методы психокоррекции и психотерапии…….4
1.1 Основные понятия, цели, задачи психокоррекции………………….4
1.2 Принципы и виды коррекционной работы………………………….6
1.3 Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ…………………………………………………………………………9
ГЛАВА II Диагностика социальных конфликтов, методики изучения социальных конфликтов……………….12
2.1 Понятие социального конфликта……………………………………..12
2.2 Классификация конфликтов…………………………………………..15
2.3 Структура и динамика конфликта……………………………………17
2.4 Функции социальных конфликтов……………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...24

Файлы: 1 файл

Экз Психодиагностика ГОТОВО.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Однако, идея Маркса вызвала серьезные возражения у  младшего современника Маркса Эмиля  Дюркгейма. Фундаментальные понятия  социологии Дюркгейма – нормальное и патологическое состояния общественных отношений. Для каждого типа социальных отношений имеется своя социально допустимая норма патологии или отклонения. А важнейшей категорией социологии - понятие солидарности и нравственности.

Известный польский социолог Я.Щепаньский определяет конфликт – как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический  процесс.

Социальные  психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости отребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует  отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия  согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия  интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично.

Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р.Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

 

 

 

 

 

2.2 Классификация конфликтов

 

По проблемам классификации  социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения.

В. И. Сперанский предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации. Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1). Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2). Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3). Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4). Межгрупповые конфликты  часто возникают из-за отсутствия  четкого согласования функций  и графиков работы между группами.

Межгрупповые конфликты  часто возникают и между неформальными  группами. По формам конфликты можно  разделить на:

- полномасштабный - открытая  социальная борьба, в которой  четко представлены противоборствующие  стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения;

- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

- кратковременные (предмет  конфликта исчерпывается в процессе  контактных взаимоотношений);

- продолжительные (затянувшиеся  процессы по отношению к ожиданиям  участников, часто носят деструктивный  характер).

По природе возникновения  выделяют конфликты: - деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.

- эмоциональные - имеют  сугубо личностную природу. Источник  этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Предметная сторона  конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические - с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.

Рис .1 Признаки, типы и виды конфликтов.

 

 

2.3 Структура и динамика конфликта

 

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

1 - Предконфликтная  стадия.

2 - Собственно  конфликт.

3 - Разрешение  конфликта.

4 - Послеконфликтная стадия.

 

Рис.2 Динамика конфликта.

 

Предконфликтная ситуация — это рост напряженности  в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными  противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности:

  1. Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.
  2. Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях.
  3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.

Предконфликтную стадию можно условно разделить  на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

  1. . Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.
  2. . Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы "справедливыми" методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.
  3. . Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование "образа врага" и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент —  формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Он может произойти случайно, а  может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом "чужом" конфликте.

Авторы книги "Внимание: конфликт!" Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру возникновения:

  1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).
  2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).
  3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).
  4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.

Инцидент знаменует  собой переход конфликта в  новое качество. В сложившейся  ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

  1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс.
  2. Одна из сторон делает вид, что "ничего особенного не произошло" (уход от конфликта).
  3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.

Каждый конфликт является в определенной степени  уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его  второй стадии развития:

  1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.
  2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
  3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Длительность  и интенсивность конфликта зависят  от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения  борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

  1. очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
  2. борьба идет до полного поражения одной из сторон;
  3. борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
  4. стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
  5. конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

Завершение непосредственного  противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Послеконфликтная стадия знаменует  новую объективную реальность: новую  расстановку сил, новые отношения  оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.

Рис.3 Стили поведения  в конфликтах

 

 

2.4 Функции социальных конфликтов

Информация о работе Контрольная работа по "Психодиагностике"