Контрольная работа по «Психологии и этика деловых отношений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач.
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в то же время под мотивом понимается то, почему действует человек.
У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.
Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Содержание работы

Понятие о деятельности…………………………………………….3
Деловое общение и его особенности………………………………6
В чем различие понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация»?...................................................................................................................9
Психологический анализ конфликта………..……………………12
Укажите, какие условия нужны для: a) поддержания произвольного внимания; b) возникновения непроизвольного внимания……..16
Список использованной литературы……………………………..18
Рецензия…………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по основам психологии.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 Конфликт - это взаимные  отрицательные отношения, возникающие  при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и "выяснением отношений" разногласия между людьми.

 Таким образом,  любой конфликт отражает столкновение  интересов, мнений, но не всякое  столкновение позиций и противоборство  мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на возбудимый заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, "кто есть кто".

Конечно, в любом обсуждении скрыта "искра" конфликта, но, чтобы "из искры возгорелось пламя", нужны определенные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологический анализ конфликта

 

Ввиду многообразия видов  конфликтов и различий в их определении  в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

Конфликт - это вечно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимных убытков (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

В психологии выделяют определенные типы конфликтов:

Внутриличностный  конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Межгруппововй конфликт происходит вследствие столкновений интересов различных групп.

Конфликт между  группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Классификация конфликтов по горизонтали характеризует конфликты, возникающие между рядовыми сотрудниками, которые не находятся в подчинении друг у друга; по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг другу; в смешанных конфликтах представлены оба варианта. Причем 70-80% от всех конфликтов составляют вертикальные и смешанные.

Возникновение конфликтов возможно по разным причинам и обстоятельствам. Они могут являться результатом  недостаточного понимания в процессе общения; неверных предположений по отношению к действиям собеседников; различий в планах и оценках. Причинами конфликтов могут быть индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность, отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе.

Для более успешного разрешения конфликта необходимо помнить об определенном «табу».

В конфликте  нельзя:

- критически оценивать  партнера;

- приписывать ему низменные  или плохие намерения;

- демонстрировать знаки  своего превосходства;

- обвинять партнера  и перекладывать на него всю ответственность;

- игнорировать интересы  клиента (партнера по общению);

- видеть все только  со своей позиции;

- уменьшать заслуги  партнера и его вклад в общее  дело;

- преувеличивать свои  заслуги;

- раздражаться, кричать,  нападать;

- задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера;

- обрушивать на партнера  множество претензий.

В конфликтной ситуации и уже разыгравшемся конфликте  всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности. Подходите к разрешению проблем творчески: старайтесь увидеть в собеседнике лучшие качества и ориентируйтесь на положительные стороны его характера.

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Непродуктивные конфликты – это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Соперничество – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты. Тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому такая стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни. В процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех его участников. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим».

Доказано, что при выигрыше двух сторон люди более склонны исполнять  принятые решения. Сотрудничество предполагает умения (желания) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

Компромисс – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременные желания невыполнимы (например, желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем  все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своих позиций. Данную стратегию рекомендуют использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения конфликтов. Более того, уход или отсрочка позволяют предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией, желанием ее разрешить.

Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если интересы другого человека окажутся более важными, чем ваши, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может быть применима, если:

- вас не особо волнует  случившееся, а предмет разногласия  для вас не важен;

- вы осознаете, что  правда на вашей стороне;

- вы чувствуете, что  ваши шансы на победу минимальны;

- вы считаете, что лучше  сохранять добрые отношения с  партнером, чем отстаивать собственную  позицию.

Понятно, что ни одна стратегия  поведения в продуктивном конфликте  не может считаться лучшей, поэтому  важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию. По сути, нет хороших или плохих стратегий, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Укажите, какие условия нужны для: a) поддержания произвольного внимания; b) возникновения непроизвольного внимания

 

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так  и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания:

Произвольное  внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Условия, необходимые  для поддержания: a) произвольного внимания, b) непроизвольного внимания;

- отчетливое понимание  целей и задач деятельности;

- создание благоприятных  условий для деятельности;

- осознание долга и  обязанностей выполненной деятельности;

- начало или прекращение  действия раздражителя, подвижность предмета;

- новизна, сила, контраст  раздражителя;

- активная умственная  работа;

- контраст между раздражителями;

- необычность раздражителя;

- наличие косвенных интересов;

- осознание текущих  результатов деятельности в форме  внутреннего словесного отчета.

 

Произвольное  внимание

 

Непроизвольное  внимание

 

отчетливое понимание  целей и задач деятельности;

начало или прекращение  действия раздражителя, подвижность  предмета;

 

наличие косвенных интересов;

 

новизна, сила, контраст раздражителя;

осознание долга и  обязанностей выполненной деятельности;

 

контраст между раздражителями;

создание благоприятных  условий для деятельности;

 

необычность раздражителя;

осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета

 

 

активная умственная работа;

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
    2. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 416 с.
    3. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 




Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и этика деловых отношений»