Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:43, контрольная работа
Возникновение психоанализа на рубеже XIX—XX столетий связано с именем австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение З. Фрейда. Последующее распространение психоаналитических идей в различных странах мира соотносится не только с ним, но и с другими именами, среди которых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг занимал важное место и играл значительную роль в возникновении психоаналитического движения.
1)Эволюция психоанализа в 20 веке. Неофрейдисты. Э. Эриксон, А.Фрейд, Дж. Келли.
Введение
1. Краткая биографическая справка
2. Психоанализ. Его предпосылки и эволюция
3. Неофрейдисты
4. Эгопсихология Э. Эриксона
5. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Дж.Келли
6. Эго-анализ А. Фрейд
Заключение
Список используемой литературы
2)Психолого-социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские отношения.
Введение
1. Внешние стрессоры
2. Внутрисемейные стрессоры
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный технический университет»
Кафедра социологии и
социальных технологий
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
вариант № 4
Выполнил: студент 1 курса Группы Э-105 (Ф) направление Экономика Фатыхова Гульшат Разитовна
|
Проверил:
Л.С. Иванова «____» _________________ 2012 г. оценка: ________________ |
Уфа - 2012
Оглавление
Введение
1. Краткая биографическая справка
2. Психоанализ. Его предпосылки и эволюция
3. Неофрейдисты
4. Эгопсихология Э. Эриксона
5. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Дж.Келли
6. Эго-анализ А. Фрейд
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Внешние стрессоры
2. Внутрисемейные стрессоры
Заключение
Список используемой литературы
1. Эволюция психоанализа в 20 веке. Неофрейдисты. Э. Эриксон, А.Фрейд, Дж. Келли
Введение
Возникновение психоанализа на рубеже XIX—XX столетий связано с именем австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение З. Фрейда.
Последующее распространение психоаналитических идей в различных странах мира соотносится не только с ним, но и с другими именами, среди которых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг занимал важное место и играл значительную роль в возникновении психоаналитического движения. Во всяком случае, в России, являвшейся в начале XX века одним из немногих центров интеллектуальной мысли, где психоаналитические идеи нашли живой отклик среди части русских ученых, Фрейд и Юнг нередко рассматривались в качестве главных фигур, внесших значительный вклад в развитие психоанализа. Также можно назвать известные русским ученым имена Альфреда Адлера и Вильгельма Штекеля, обратившихся к психоаналитическим идеям в начале столетия.
1. Краткая биографическая справка.
Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. Поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета в возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.
2. Психоанализ. Его предпосылки и эволюция.
Концепции, родственные психоанализу, существовали еще до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х., когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.
Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением З. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.
Фрейд был неврологом,
заинтересованным в нахождении эффективного
метода лечения пациентов с
Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти.
Психоанализ (от греч. Psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.
Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.
Затем этот метод исследования был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать.
Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: оно (ид), я (эго) и сверх-я (супер-эго).
На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории».
В СССР психоанализ пережил
период бурного расцвета в начале
20 века. В 1920-х И. Д. Ермаков открыл
Государственный психоаналитиче
Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность. Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа1. Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.
3. Неофрейдисты.
Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в конце 1930-х гг. В процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами2.
Подвергнув критике ряд
Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.
4. Эгопсихология Э. Эриксона
Одним из наиболее последовательных учеников 3. Фрейда был Эрик Эриксон (1902-1994). Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, поворотным пунктом жизни индивида. Если Фрейд акцентирует внимание на бессознательном, то Эриксон, наоборот, видит свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качество «Я», т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.
Трактуя структуру личности, так же как и З.Фрейд, Э.Эриксон существенно отступал от позиций классического психоанализа в понимании природы личности и детерминант ее развития. Он принимал идею неосознанной мотивации, но посвящал свои исследования главным образом процессам социализации, полагая, что основы человеческого я коренятся в социальной организации общества. Им была создана психоаналитическая концепция об отношениях Я и общества.
Ключевым в теории Э.Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «Субъективное.Ощущение тождества и целостности»3. Идентичность - это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность - это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. В самоидентичности индивид переживает чувство того, что он остается тем же самым, что у него есть преемственность целей, намерений и представлений.
Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"