Контрольная работа по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Возникновение психоанализа на рубеже XIX—XX столетий связано с именем австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение З. Фрейда. Последующее распространение психоаналитических идей в различных странах мира соотносится не только с ним, но и с другими именами, среди которых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг занимал важное место и играл значительную роль в возникновении психоаналитического движения.

Содержание работы

1)Эволюция психоанализа в 20 веке. Неофрейдисты. Э. Эриксон, А.Фрейд, Дж. Келли.
Введение
1. Краткая биографическая справка
2. Психоанализ. Его предпосылки и эволюция
3. Неофрейдисты
4. Эгопсихология Э. Эриксона
5. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Дж.Келли
6. Эго-анализ А. Фрейд
Заключение
Список используемой литературы
2)Психолого-социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские отношения.
Введение
1. Внешние стрессоры
2. Внутрисемейные стрессоры
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э.Эриксоном, носит  название эпигенетической. Он полагал, что схема периодизации не должна походить на цепочку формальных временных отрезков, следующих друг за другом; периодизация - это эпигенетический ансамбль, в котором одновременно соприсутствуют все возрасты. Ни один прожитый человеком возраст не кончается в том смысле, что ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно разрешено прижизненно.

Одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней. Начало возраста - понятие весьма условное: та общая способность, которая будет  ключевой в новом возрасте, уже  обнаружила себя в более примитивном виде в предыдущих возрастах. Ни один возраст не кончается, не исчерпывается при начале следующего возраста. Многие проблемы, осложнения, отклонения развития являются следствием неразрешенности кризисных противоречий предыдущих периодов развития.

 

5. Когнитивная психология. Концепция  личностных конструктов Дж.Келли

Когнитивные теории личности исходят  из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек  находится в мире информации, которую  надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок, но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать, или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли - один из основателей этого направления, считал, что любой человек - это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем идей моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснять или предсказать своп опыт, он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для формирования конструкта необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личностных конструктов могут быть «умный - глупый», «хороший - плохой», «мужской - женский», «дружеский - враждебный» и т. п.

Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуации и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

 

6. Эго-анализ А. Фрейд

Дочь Фрейда А. Фрейд в своей работе «эго и механизмы защиты» (1936) обратила внимание на то, что теория психоанализа длительное время неправомерно признавалась и понималась лишь как психология бессознательного, и это определение «немедленно утрачивало претензии на точность, как только его применяли к психоаналитической терапии».

Психотерапевтический  метод, по мнению А. Фрейд, с самого начала и до конца имеет дело с «я» и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного является лишь средством для достижения конечной цели. Последняя при аналитической терапии также непосредственно связана с «я» и заключается в коррекции отклонений и восстановлении целостности «я». Эти разработки сделали психоаналитическую теорию более открытой для психосоциальных исследований и имели своей целью повышение требований к психоанализу как общей психологии человека.

Центром исследований А. Фрейд стало «я» субъекта как опосредующее звено, через которое можно уточнить и расширить значение 2 других образований личности: оно и сверх - «я». Воссоздание сложной картины взаимосвязей всех уровней личности обеспечивается уникальной способностью «я» к самонаблюдению. Если отношения между «я» и оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а «я» лишь выполняет функцию наблюдателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных отношениях между этими образованиями процесс взаимосвязей между ними отражается «я» гораздо менее определенно. Эти соотношения наиболее ценны для психоанализа, так как отражают взаимодействия, обусловленные защитными мерами со стороны «я». На рассмотрение и ретроспективную реконструкцию защитных механизмов и направлен эго-анализ А. Фрейд. Существенное место в исследованиях А. Фрейд отводится особенностям приспособления детей к требованиям внешнего мира. Ею были отмечены определенные параллели между защитными мерами «я» против внешней и внутренней опасности. Вытеснение, например, освобождает от инстинктивных производных. Отрицание способствует «уничтожению» угрожающих стимулов окружения. Защитный механизм формирования реакции предохраняет «я» от воспроизведения вытесненных импульсов, а фантазии, в которые включена реальность, обеспечивают защиту от воздействия извне. Торможение импульсов сходно с запретами, благодаря которым личность избегает неприятностей, исходящих из внешнего мира. Интеллектуализация инстинктивных импульсов аналогична, по мнению а. Фрейд, настороженности «я» по отношению к внешним опасностям. Остальные защитные действия заключаются в самих побудительных стремлениях и, с точки зрения автора, подобны действиям «я», направленным на реконструкцию внешних условий. А. Фрейд полагала, что аналитическая терапия детей ставит такие ситуационные проблемы, которые имеют очень мало общего с практикой лечения взрослых. Многие работы а. Фрейд посвящены пониманию и преодолению конфликтов у детей.

 

Заключение

Теория З.Фрейда критиковалась и критикуется с различных точек зрения[3][4][5]4, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой[6][7][8][9][10][11], однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция[12][13]. Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Неофрейдизм стал новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального  психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации.

Неофрейдистам удалось  не только уловить те реальные противоречия, которые имеют место между личностью и современным обществом, но и образно описать «социальные болезни» существующей системы: удушающую атмосферу подавления личности в условиях  цивилизации, искаженность «истинных» побудительных мотивов деятельности человека.

Однако, несмотря на социологизацию классического психоанализа и попытки философского осмысления его теоретических основ, современный психоанализ не дает научного объяснения  ни «человеческой природы», ни закономерностей общественного развития. В силу абстрактно-антропологического подхода к решению проблем человеческой жизнедеятельности критическая направленность неофрейдистов часто превращается в простое морализирование или в лучшем случае в описание психологических типов личности на уровне ее поведения и «вживания» в соответствующие социальные роли, что, конечно, не затрагивает глубинных социальных противоречий буржуазного общества.

В завершение можно привести суждение одного из героев романа Т.Манна «Волшебная гора» о психоанализе: «психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты,— словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает рабов зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяние, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму. Такой анализ может стать делом весьма не аппетитным, столь же не аппетитным, как смерть, с которой он, собственно говоря, и связан,— он сродни могиле и ее подозрительной анатомии...»

 

Список используемой литературы:

1) Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: учебное пособие – К.: Ника-центр, 2001.

2) Фрейд З. Психоаналитические этюды /сост. Д.И. Донского, В.Ф.Круглянского – Минск: Поппури, 1999.

3) Фрейд З.  Лекции по введению в психоанализ -  М.,1997.

4) Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

5) Браун Дж. Психология Фрейда и Неофрейдисты. М., 1996

6) Журнал практической психологии и психоанализа

7) Овчаренко В. И. Иностранные психоаналитики

 

2. Психолого-социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские отношения

 

Введение

Основой современного брака  становятся не экономические или  статусные, а эмоциональные стороны  межличностных отношений.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, то есть общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких людях, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это ведет к разрушению семьи. Иногда полезно делать компромиссы, то есть идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно чаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения  между мужем и женой ведут  к плохим последствиям. Психологами  установлено, что существует связь  между супружескими конфликтами  и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться разрушает семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение признать ценность другого человека, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

 

1. Внешние стрессоры

Если исходить из того, что изначально супружеские отношения являются позитивными и удовлетворяют супругов, то можно выделить несколько внешних социальных стрессоров, которые негативно влияют на супружеские отношения. По данным исследователей, стрессорами, относящимся к факторам риска разрушения супружеских отношений, являются перегрузки на работе, безработица, финансовые проблемы. Это отрицательно сказывается на индивидуальном благополучии членов семьи, при этом снижается уровень удовлетворенности и повышается вероятность распада супружеских отношений5.

Стрессоры, связанные  с качеством работы, проявляют  сходное влияние. Пары общаются с  раздражением, становятся более резкими  друг с другом, часто конфликтуют.

Сам характер работы тоже оказывает негативное влияние на супружеские отношения. Это влияние может быть прямым – уменьшается удовлетворенность супружескими взаимоотношениями, так как один из супругов становится эмоционально недоступен, либо опосредованно, в результате деформации личности: рост критичности, ироничности, скепсиса и сарказма, формирование зависимостей, чаще всего алкоголизма.

Профессии, которые относятся  к разряду помогающих, – врачи, консультанты, психотерапевты, социальные работники и др. – характеризуются  высоким риском разводов, что связано  с широко известным в настоящее время «синдромом выгорания».

Из-за высокого уровня стресса  при воинской службе снижается уровень  удовлетворенности жизнью и супружескими отношениями у жен военнослужащих.

Негативно влияют на супружество принадлежность супругов к разным этническим группам, различие культурных установок, стереотипов родительского и собственного поведения, жизненных целей, ценностей и стилей, поэтому межэтнические союзы менее устойчивы.

 

2. Внутрисемейные стрессоры

Кроме внешних стрессоров, на супружеские отношения влияют и внутрисемейные стрессоры, такие как:

семья, в которой  оба родителя работают;

планирование  семьи ;

рождение ребенка;

насилие в семье;

финансовые  стрессоры

другие стрессоры;

Семья, в которой  оба родителя работают

Работающая  женщина не только действительно испытывает стресс, связанный с каруселью своих обязанностей, но она также беспокоится о том, что упускает.

Муж тоже должен подстроиться к новому стилю жизни  семьи, включая работу своей жены. Ему придется взять на себя большую  долю обязанностей по дому и уходу за детьми, чем это было раньше, и эти изменения несут стресс.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии и педагогике"