Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, контрольная работа
1. Дайте определение понятию «общение».
2. Какие формы и виды общения Вы знаете?
3. Назовите функции, которые проявляются в общении.
4. Коммуникативные барьеры бывают трёх видов. Назовите их, коротко охарактеризуйте один из видов.
5. Что такое «невербальная коммуникация»? Какова её роль в межличностных отношениях?
МИНОБРНАУКИ РОСИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине
"Психология социального взаимодействия"
Направление подготовки: Строительство
Специальность: ТГиВ
Заочная форма обучения
Выполнил: студент гр. Б361032с
ФИО Кузьмин О.И.
Принял: асс. Федулова Е.В.
Тула – 2013
Тема 1.Общение как коммуникация.
Процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.
Формы:
- Вербальное общение и невербальное общение
- Виды общения:
- Межличностное общение и Массовое общение
- Межперсональное и ролевое обще
- Доверительное и конфликтное
- Личное общение и деловое общение прямое и опосредованное
Прагматическая функция
Функция формирования и развития
Функция подтверждения
Функция объединения-разъединения людей
Функция организации и поддержания межличностных
отношений
Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров:
Избегание
Авторитет
Непонимание - тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.
Невербальная коммунникация— общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.
Невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.
Тема 2. Общение как социальная перцепция.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения
Конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Эмпатия – это понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание.
Рефлексия – это сосредоточение сознания
человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия - это такж
Санкции социальные – это меры воздействия социальной гр
Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.
Собственные промахи
и даже недостойные поступки мы склонны
интерпретировать как вынужденные,
продиктованные неблагоприятными обстоятельствами,
тогда как успехи и достижения
скорее истолкуем как естественное
следствие наших высоких
Тема 3. Общение как интеракция.
Все это социум. Реальный мир отнош
Психологические барьеры. «Авторитет», «избегание», «непонимание». Непонимание в свою очередь еще на барьеры:
-фонетический
-семантический
-стилистический
-логический
Согласно концепции Э. Берна, структура личности состоит из трех частей, которые называют Я-состояниями. Каждый человек пребывает по очереди во всех трех Я-состояниях, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок. В трансактном анализе слова Родитель, Взрослый и Ребенок пишутся с заглавной буквы, когда они обозначают Я-состояния. Я-состояние Родителя подразумевает, что человек пребывает в состоянии ума, которое в прошлом было присуще одному из его родителей, и реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Оно состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах.
Тема 4. Психология манипуляции.
Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки.
Э. Шостром со ссылкой на других авторов предложил следующий перечень причин манипуляции: конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз), недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм), ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер) и некритичное стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис) и т.д.
Активная и пассивная защита от манипуляций.
Пассивная:
- Сокрытие адресатом манипуляции своих ситуативно переживаемых эмоций и чувств
- Дистанцирование адресата манипуляции от манипулятора
- Уклонение от психологического контакта с манипулятором
- Выявление метакоммуникаций и т.д.
Активная:
- Целенаправленная психологическая атака на манипулятора, осуществляемая адресатом манипуляции
- Преобразование
адресатом вербальных и
- Использование
партнером-адресатом
Тема 5. Малая группа как объект исследования.
- композиция группы (индивидуальный
состав);
- структура группы;
- размер группы (количество членов);
- групповые процессы;
- групповые нормы и ценности;
- система санкций;
- каналы коммуникации (особенности межличностного
общения);
- психологический климат группы (нравственно-эмоциональный
тон взаимоотношений;
- эмоциональная структура группы (структура
межличностных отношений, ее связь с функциональной
структурой групповой деятельности).
В основу классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
- Малая группа
- Средняя группа
- Большая группа
Структура межличностных отношений предполагает прежде всего выяснение положение индивида в группе в качестве ее члена.
Структура власти психологическое распределение отношений руководства и подчинения.
Структура коммуникаций - третья разновидность групповых структур. Успех групповой деятельности в большей степени зависит от того, насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы.
Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.
Игроки и тренеры часто
приписывают успех или неудачу
команды степени сплоченности команды.
Когда команда фаворит
Тема 6. Групповая динамика.
Совокупность внутригрупповых
социально-психологических
Феномен конформизма (внешняя и внутренняя конформность)
1) ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;
2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.
-Аналитическая
-Организаторская функция
-Интегративная функция
-Новаторская функция
-Коммуникативная функция
-Функция гаранта справедливости, законности и порядка
Целеустремленность, коммуникативность, справедливость, уверенность в себе, харизматичность и т.д.
Тема 7. Группа и личность.
Эффект присутствия (фасилитации (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать)) — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Выражается:
1) характеристиками
индивида, подвергаемого групповому давлению:
пол, возраст, национальность, интеллект,
тревожность, внушаемость и пр.;
2) характеристиками
группы, являющейся источником .давления:
размер, степень единодушия большинства
— наличие и количество членов группы,
отклоняющихся от общего мнения, и пр.;
3) особенностями взаимосвязи
индивида и группы: статус индивида в группе,
степень его приверженности к ней, уровень
взаимозависимости индивида и группы
в получении вознаграждения, и пр.;
4) содержанием задачи,
степенью заинтересованности человека
в ней, его компетентностью и пр.