Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте определение понятию «общение».
2. Какие формы и виды общения Вы знаете?
3. Назовите функции, которые проявляются в общении.
4. Коммуникативные барьеры бывают трёх видов. Назовите их, коротко охарактеризуйте один из видов.
5. Что такое «невербальная коммуникация»? Какова её роль в межличностных отношениях?

Файлы: 1 файл

рабочая тетрадь.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

 учреждение высшего  профессионального образования 

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра психологии

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 

По  дисциплине

"Психология социального взаимодействия"

 

 

 

Направление подготовки: Строительство

Специальность: ТГиВ

Заочная форма обучения

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Б361032с

ФИО   Кузьмин О.И.

 

Принял: асс. Федулова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Тула – 2013

 

Тема 1.Общение  как коммуникация.

 

  1. Дайте определение понятию «общение».

 

Процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

 

  1. Какие формы и виды общения Вы знаете?

 

Формы:

- Вербальное общение и невербальное общение

- Виды общения:

- Межличностное общение и Массовое общение

- Межперсональное и ролевое общение

- Доверительное и конфликтное

- Личное общение и деловое общение прямое и опосредованное

 

  1. Назовите функции, которые проявляются в общении.

 

Прагматическая функция 
Функция формирования и развития 
Функция подтверждения 
Функция объединения-разъединения людей 
Функция организации и поддержания межличностных отношений 

  1. Коммуникативные барьеры бывают трёх видов. Назовите их, коротко охарактеризуйте один из видов.

 

Б. Поршнев  выделяет три формы коммуникативных  барьеров:

Избегание

Авторитет

Непонимание - тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

 

  1. Что такое «невербальная коммуникация»? Какова её роль в межличностных отношениях?

 

Невербальная коммунникация— общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

Невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Общение  как социальная перцепция.

 

  1. Охарактеризуйте перцептивную сторону общения.

 

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения

 

  1. Дайте определения следующим понятиям:

 

Конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Эмпатия – это понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание.

Рефлексия – это сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия - это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.

Санкции социальные – это меры воздействия социальной группы (общности, общества) на поведение индивида, отклоняющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от социальных ожиданий, норм и ценностей.

 

  1. Раскройте понятие «каузальная атрибуция», приведите примеры.

 

Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Собственные промахи  и даже недостойные поступки мы склонны  интерпретировать как вынужденные, продиктованные неблагоприятными обстоятельствами, тогда как успехи и достижения скорее истолкуем как естественное следствие наших высоких достоинств. В отношении других людей чаще действует обратная закономерность - их удачи скорее расцениваются  как следствие «везения», благоприятного стечения обстоятельств, чьего-то покровительства  и т.п., зато промахи и неловкости скорее расцениваются как следствие  негативных личностных особенностей. Самооправдание типа «А что еще мне  остается делать - жизнь нынче такая!», завистливое «Везет же некоторым!» (в смысле - явно незаслуженно), брезгливое «А чего еще ждать от такого никчемного человека?!» - все это повседневные примеры данной закономерности. 

 

Тема 3. Общение  как интеракция.

 

  1. Как  соотносятся между собой «действие», «взаимодействие», «общение»?

 

Все это социум. Реальный мир отношений между людьми мир разных социальныхячеек в  которых люди общаются по принципу общих интересов или необходимости (работа, друзья, отдых,сотрудники,любимые,родственники и т .д.)

 

 

 

 

 

  1. Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

 

Психологические барьеры. «Авторитет», «избегание», «непонимание». Непонимание в свою очередь еще на барьеры:

-фонетический

-семантический

-стилистический

-логический

 

 

  1. Коротко раскройте концепцию транзактного анализа Э.Берна.

 

Согласно концепции Э. Берна, структура личности состоит  из трех частей, которые называют Я-состояниями. Каждый человек пребывает по очереди во всех трех Я-состояниях, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок. В трансактном анализе слова Родитель, Взрослый и Ребенок пишутся с заглавной буквы, когда они обозначают Я-состояния. Я-состояние Родителя подразумевает, что человек пребывает в состоянии ума, которое в прошлом было присуще одному из его родителей, и реагирует на внешние раздражители сходным образом, например, той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Оно состоит в запретах, в разрешениях, поощрении, опеке и командах. 

 

Тема 4. Психология манипуляции.

 

  1. Дайте пояснения термину «психологические манипуляции». Приведите пример.

 

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки.

 

  1. Что является предпосылками манипуляций?

 

Э. Шостром со ссылкой на других авторов предложил следующий перечень причин манипуляции: конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз), недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм), ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер) и некритичное стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис) и т.д.

 

  1. Как можно выстроить защиту от манипуляций?

 

Активная и пассивная  защита от манипуляций.

Пассивная:

- Сокрытие адресатом манипуляции своих ситуативно переживаемых эмоций и чувств

- Дистанцирование адресата манипуляции от манипулятора

- Уклонение от  психологического контакта с  манипулятором

- Выявление метакоммуникаций и т.д.

Активная:

- Целенаправленная психологическая атака на манипулятора, осуществляемая адресатом манипуляции

- Преобразование  адресатом вербальных и невербальных  сигналов, получаемых от манипулятора, с учетом собственных интересов  в решении деловой проблемы

- Использование  партнером-адресатом психотехнических  приемов встречной манипуляции  – контрманипулятивной защиты

 

Тема 5. Малая группа как объект исследования.

 

  1. Назовите основные характеристики малой группы.

 

- композиция группы (индивидуальный  состав); 
- структура группы; 
- размер группы (количество членов);  
- групповые процессы; 
- групповые нормы и ценности; 
- система санкций; 
- каналы коммуникации (особенности межличностного общения); 
- психологический климат группы (нравственно-эмоциональный тон взаимоотношений;  
- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений, ее связь с функциональной структурой групповой деятельности).

 

  1. Дайте классификацию групп.

 

В  основу классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

 

- Малая группа

- Средняя группа

- Большая группа

 

  1. Опишите структуру малой группы.

 

Структура межличностных отношений предполагает прежде всего выяснение положение индивида в группе в качестве ее члена. 

Структура власти  психологическое распределение отношений руководства и подчинения. 

Структура коммуникаций - третья разновидность групповых структур. Успех групповой деятельности в большей степени зависит от того, насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы.

 

  1. Психологическая характеристика поведению человека, выражающаяся в его податливости «давлению» группы, т.е. в ситуации  конфликта между своим мнением и мнением группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства, называется конформность

 

 

 

 

 

  1.  Дайте пояснения термину «групповая сплоченность», приведите свой    пример.

 

Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Игроки и тренеры часто  приписывают успех или неудачу  команды степени сплоченности команды. Когда команда фаворит проигрывает  более слабой команде, тренер может  сказать: «Мы плохо сыграли как  команда. Все старались сыграть  «на себя», вместо того чтобы действовать  на благо команды».

 

Тема 6. Групповая  динамика.

 

  1. Объясните, что понимается под термином «групповая динамика».

 

Совокупность внутригрупповых  социально-психологических процессов  и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад

 

  1. Какие феномены групповой динамики Вы знаете?

 

Феномен конформизма (внешняя и внутренняя конформность)

 

  1. Дайте пояснения термину «лидерство».  В чём отличие понятий «руководство» и «лидерство».

 

1) ведущее положение  отдельных личностей, класса, партии, государства;

2) один из механизмов  социальной интеграции, управленческого  воздействия.

 

  1. Перечислите основные функции лидера.

 

-Аналитическая

-Организаторская функция

-Интегративная функция

-Новаторская функция

-Коммуникативная функция

-Функция гаранта справедливости, законности и порядка

 

  1. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать эффективный лидер? Перечислите их.

 

Целеустремленность, коммуникативность,  справедливость, уверенность в себе, харизматичность и т.д.

 

Тема 7.  Группа и личность.

 

  1. В чём заключается влияние присутствия окружающих? Приведите примеры.

 

Эффект присутствия (фасилитации (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать)) — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

 

 

 

 

 

 

  1. Назовите причины конформности. Приведите примеры нон-конформизма.

 

Выражается:

1) характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.; 
2) характеристиками группы, являющейся источником .давления: размер, степень единодушия большинства — наличие и количество членов группы, отклоняющихся от общего мнения, и пр.; 
3) особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения, и пр.; 
4) содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью и пр.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»