Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте определение понятию «общение».
2. Какие формы и виды общения Вы знаете?
3. Назовите функции, которые проявляются в общении.
4. Коммуникативные барьеры бывают трёх видов. Назовите их, коротко охарактеризуйте один из видов.
5. Что такое «невербальная коммуникация»? Какова её роль в межличностных отношениях?

Файлы: 1 файл

рабочая тетрадь.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

В эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию...»1, т. е. опять-таки проявляли  нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу «от противного», но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

 

  1. Как проявляется межличностная совместимость в группе?

 

Во взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный  характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений

 

  1. Опишите процесс принятия группового решения.

 

1) формулировка  проблемной ситуации; 
2) высказывание идей; 
3) обсуждение решений; 
4) принятие решения; 
5) разработка программы и плана действий.

 

Тема 8. Теории механизмов возникновения конфликтов.

 

  1. Назовите причины возникновения конфликтов.

 

Распределение ресурсов.

Взаимозависимость задач.

Различия в целях

Различия в представлениях и ценностях.

Различия в манере поведения  и жизненном опыте.

Неудовлетворительные коммуникации.

 

 

 

 

 

 

  1. Какие стадии развития конфликта Вы знаете?

-Предконфликтная стадия (зависит от желания понять другую сторону)

-Чувство неудовлетворенности (интересы, возможности)

-Состояние фрустрации (отражается на поведении)

-Осознание состояния (поиск проблем и виновников)

 

  1. Назовите стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

Соревнование (конкуренция)

Приспособление (улаживание)

Избегание (уклонение)

Компромисс

Сотрудничество

 

  1. В чём заключается роль медиатора (посредника) при решении конфликта?

 

-Оценщик конфликтов

-Активный слушатель

-Беспристрастный организатор процесса

-Генератор альтернативных предложений

-Расширитель ресурсов

-Испытатель реалистичности и выполнимости

-Помощник в выработке сторонами окончательной договоренности

 

Тема 9. Технологии управления конфликтами.

 

  1. Дайте понятие «конструктивный конфликт» и «деструктивный конфликт».

 

Конструктивный  конфликт – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологического процесса и служащий источником самосовершенствования личности; конфликт, в котором конструктивные функции преобладают над деструктивными.

Деструктивный конфликт – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей.

 

  1. Опишите формы и способы разрешения конфликтов.

 

Способы:

1. силовой (одностороннее  доминирование),  
2. компромисс,  
3. интегральная модель,  
4. разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель). 

Формы:

регулирование конфликта,

подавление 

разрешение.

 

 

 

 

  1. Какие меры по предупреждению конфликтов существуют?

 

-создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе

-бесконфликтное общение

-вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его.

-важно для предотвращения конфликтов не принимать участия в интригах, сплетнях

 

Тема 10. Теории поведения  личности в конфликте.

 

  1. Опишите конфликтную личность следующих типов:

 

- демонстративного

 

1.Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в  глазах других.

3. Его отношение к людям определяется  тем, как они к нему относятся.

4. Ему легко даются поверхностные  конфликты.

5. Хорошо приспосабливается к  различным ситуациям.

6. Налицо поведение эмоциональное.

7. Планирование своей деятельности  осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

8. Не уходит от конфликтов, в  ситуации конфликтного взаимодействия  чувствует себя неплохо.

9. Часто оказывается источником  конфликта, но не считает себя  таковым.

 

- ригидного

 

Люди, принадлежащие к  этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и  неумением считаться с мнением  окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в  грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения  ситуации и обстоятельств. Прямолинеен  и негибок. С большим трудом принимает  точку зрения окружающих, не очень  считается с их мнением.

 

- неуправляемого

 

Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

Во многих неудачах, неприятностях  склонен обвинять других.

Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно  претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

 

- сверхточного

 

Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

 

 

 

 

Тема 11.Технологии эффективного общения и рационального  поведения в конфликте.

 

  1. Какие технологии общения в переговорном процессе Вы знаете?

 

-Видимое сотрудничество

-Дезориентация партнера

-Провокация чувства жалости у партнера

-Ультимативная тактика

-Тактика выжимания уступок

 

  1. Опишите, как применяются манипулятивные технологии в процессе ведения переговоров.

 

Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. 

 

- ссылка на авторитет; 
- выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл; 
- уход от темы разговора, острых проблем; 
- намеки; 
- лесть; 
- шутки-высмеивания; 
- предсказание ужасных последствий.

- имитация решения проблемы; 
- альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»; 
- сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который оппонент как бы по инерции тоже дает ответ «да»); 
- оттягивание решения и др.

 

  1. Какие правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии Вы знаете?

 

-Дайте партнеру «выпустить пар»

-Потребуйте от него спокойно обосновать претензии

-Сбивайте агрессию неожиданными приемами

-Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: “Вы меня обманываете”, лучше звучит:“Я чувствую себя обманутым”. 
-Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. 
-Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.

- любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».

-Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.

-Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». 

-Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

-Ничего не надо доказывать.

-Замолчите первым.

-Не характеризуйте состояние оппонента.

-Уходя, не хлопайте дверью.

-Говори, когда партнер остыл.

-Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Тема 12.  Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

 

  1. Охарактеризуйте модели поведения партнеров в переговорном процессе, иллюстрируя своими примерами.

 

1.Избегающий

Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремиться уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство  вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.)

Адекватный стиль общения:

· проявлять устойчивость, добиваться продолжения обсуждаемой проблемы;

· быть активным, овладеть инициативой;

· заинтересовать партнёра показом  вариантов решения проблемы и  возможных положительных результатов.

2.Уступающий

Характеристика поведения (мотивы): соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для  себя. (Мотивом такого поведения  могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной  ситуацией, заниженная самооценка предмета конфликта.)

Адекватный стиль общения:

· важно всесторонне обсудить принимаемое  соглашение;

· выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду;

· чётко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения.

3.Отрицательный

Характеристика поведения (мотивы): утверждает, что проблема неактуальна  конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения  могут быть: отсутствие понимания  сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами, и т.п.).

Адекватный стиль общения:

· необходимо всячески показывать наличие  проблемы, её сложность и опасность;

· проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы;

· создавать благоприятную атмосферу  для обсуждения проблемы;

· показывать пути и возможности  разрешения проблемы.

4.Наступающий

Характеристика поведения (мотивы): стремится к успеху, принятию решения  в свою пользу. Отвергает аргументы  и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения  могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции).

Адекватный стиль общения:

· необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность;

· показывать свою позицию достаточно твердой и убедительной;

· давать понять, что односторонних  уступок не может быть;

· предлагать свои варианты компромисса, разрешения проблемы.

 

  1. Назовите правила самоконтроля эмоций и опишите их  применение в переговорном процессе.

 

Эмоциональная выдержка – самоконтроль. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами.

Рационализация эмоций - Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса.

Поддержание высокой самооценки - Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. 

 

  1. Какие тактики переговоров Вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

 

- Тактика «давления».  Суть ее заключается в том, что вместо обоснования истинности или ложности выдвигаемого стороной аргумента другой участник пытается давать оценку достоинств или недостатков партнера по переговорам (переход на личности). 

-Тактика «расстановки ложных акцентов в собственной позиции». Суть данного тактического приема заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру по переговорам крайнюю заинтересованность в решении вопроса, который для вас является второстепенным. В ходе дальнейших переговоров требования по данному вопросу снимаются, но снятие требований подается как уступка, взамен которого требуют уступку по другому вопросу.

-Тактика «выдвижения требований в последнюю минуту». Суть данного приема заключается в следующем. В момент, когда переговоры близки к завершению и остается подписать соглашения, выдвигаются новые требования.

-Тактика «растущих требований». Сущность ее понятна из названия - повышение требований с каждой последующей уступкой.

-Тактика «пакета» (пакетирования, увязки). 
  Сущность - несколько вопросов повестки дня увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде «пакета». В результате предлагается обсуждать не отдельные предложения, а их комплекс. 

-Тактика «салями». 
  Название данный тактический прием получил по аналогии с известным сортом колбасы, которую принято нарезать очень тонкими слоями. Сущность применения этого приема - предоставление партнеру по переговорам информации очень небольшими порциями. 

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»