Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, контрольная работа
1. Дайте определение понятию «общение».
2. Какие формы и виды общения Вы знаете?
3. Назовите функции, которые проявляются в общении.
4. Коммуникативные барьеры бывают трёх видов. Назовите их, коротко охарактеризуйте один из видов.
5. Что такое «невербальная коммуникация»? Какова её роль в межличностных отношениях?
В эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию...»1, т. е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу «от противного», но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.
Во взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений
1) формулировка
проблемной ситуации;
2) высказывание идей;
3) обсуждение решений;
4) принятие решения;
5) разработка программы и плана действий.
Тема 8. Теории механизмов возникновения конфликтов.
Распределение ресурсов.
Взаимозависимость задач.
Различия в целях
Различия в представлениях и ценностях.
Различия в манере поведения и жизненном опыте.
Неудовлетворительные
-Предконфликтная стадия (зависит от желания понять другую сторону)
-Чувство неудовлетворенности (интересы, возможности)
-Состояние фрустрации (отражается на поведении)
-Осознание состояния (поиск проблем и виновников)
Соревнование (конкуренция)
Приспособление (улаживание)
Избегание (уклонение)
Компромисс
Сотрудничество
-Оценщик конфликтов
-Активный слушатель
-Беспристрастный организатор процесса
-Генератор альтернативных предложений
-Расширитель ресурсов
-Испытатель реалистичности и выполнимости
-Помощник в выработке сторонами окончательной договоренности
Тема 9. Технологии управления конфликтами.
Конструктивный конфликт – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологического процесса и служащий источником самосовершенствования личности; конфликт, в котором конструктивные функции преобладают над деструктивными.
Деструктивный конфликт – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей.
Способы:
1. силовой (одностороннее
доминирование),
2. компромисс,
3. интегральная модель,
4. разъединение сторон. Возможна и определённая
комбинация названных четырех способов
(симбиозная модель).
Формы:
регулирование конфликта,
подавление
разрешение.
-создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе
-бесконфликтное общение
-вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его.
-важно для предотвращения конфликтов не принимать участия в интригах, сплетнях
Тема 10. Теории поведения личности в конфликте.
- демонстративного
1.Хочет быть в центре внимания.
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
3. Его отношение к людям
4. Ему легко даются
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
6. Налицо поведение
7. Планирование своей
8. Не уходит от конфликтов, в
ситуации конфликтного
9. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
- ригидного
Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
- неуправляемого
Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.
- сверхточного
Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.
Тема 11.Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
-Видимое сотрудничество
-Дезориентация партнера
-Провокация чувства жалости у партнера
-Ультимативная тактика
-Тактика выжимания уступок
Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме.
- ссылка на авторитет;
- выдергивание отдельных фраз из контекста,
искажающее смысл;
- уход от темы разговора, острых проблем;
- намеки;
- лесть;
- шутки-высмеивания;
- предсказание ужасных последствий.
- имитация решения проблемы;
- альтернативные формулировки вопросов,
требующих ответа «да» или «нет»;
- сократовские вопросы (это когда готовятся
несколько простых вопросов, на которые
оппонент без труда отвечает «да», а затем
задается основной вопрос, на который
оппонент как бы по инерции тоже дает ответ
«да»);
- оттягивание решения и др.
-Дайте партнеру «выпустить пар»
-Потребуйте от него спокойно обосновать претензии
-Сбивайте агрессию неожиданными приемами
-Не давайте ему отрицательных
оценок, а говорите о своих чувствах. Не
говорите: “Вы меня обманываете”, лучше
звучит:“Я чувствую себя обманутым”.
-Попросите сформулировать
желаемый конечный результат и проблему
как цепь препятствий.
-Предложите высказать свои
соображения по разрешению возникшей
проблемы и свои варианты решения.
- любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».
-Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.
-Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных».
-Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
-Ничего не надо доказывать.
-Замолчите первым.
-Не характеризуйте состояние оппонента.
-Уходя, не хлопайте дверью.
-Говори, когда партнер остыл.
-Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
Тема 12. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
1.Избегающий
Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремиться уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.)
Адекватный стиль общения:
· проявлять устойчивость, добиваться
продолжения обсуждаемой
· быть активным, овладеть инициативой;
· заинтересовать партнёра показом
вариантов решения проблемы и
возможных положительных
2.Уступающий
Характеристика поведения (мотивы): соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная самооценка предмета конфликта.)
Адекватный стиль общения:
· важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение;
· выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду;
· чётко оговорить сроки
3.Отрицательный
Характеристика поведения (мотивы): утверждает, что проблема неактуальна конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами, и т.п.).
Адекватный стиль общения:
· необходимо всячески показывать наличие проблемы, её сложность и опасность;
· проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы;
· создавать благоприятную
· показывать пути и возможности разрешения проблемы.
4.Наступающий
Характеристика поведения (мотивы): стремится к успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции).
Адекватный стиль общения:
· необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность;
· показывать свою позицию достаточно твердой и убедительной;
· давать понять, что односторонних уступок не может быть;
· предлагать свои варианты компромисса, разрешения проблемы.
Эмоциональная выдержка – самоконтроль. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами.
Рационализация эмоций - Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса.
Поддержание высокой самооценки - Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией.
- Тактика «давления». Суть ее заключается в том, что вместо обоснования истинности или ложности выдвигаемого стороной аргумента другой участник пытается давать оценку достоинств или недостатков партнера по переговорам (переход на личности).
-Тактика «расстановки ложных акцентов в собственной позиции». Суть данного тактического приема заключается в том, чтобы продемонстрировать партнеру по переговорам крайнюю заинтересованность в решении вопроса, который для вас является второстепенным. В ходе дальнейших переговоров требования по данному вопросу снимаются, но снятие требований подается как уступка, взамен которого требуют уступку по другому вопросу.
-Тактика «выдвижения требований в последнюю минуту». Суть данного приема заключается в следующем. В момент, когда переговоры близки к завершению и остается подписать соглашения, выдвигаются новые требования.
-Тактика «растущих требований». Сущность ее понятна из названия - повышение требований с каждой последующей уступкой.
-Тактика «пакета» (пакетирования, увязки).
Сущность - несколько вопросов повестки
дня увязываются и предлагаются к рассмотрению
в виде «пакета». В результате предлагается
обсуждать не отдельные предложения, а
их комплекс.
-Тактика «салями».
Название данный тактический прием получил
по аналогии с известным сортом колбасы,
которую принято нарезать очень тонкими
слоями. Сущность применения этого приема
- предоставление партнеру по переговорам
информации очень небольшими порциями.