Контрольная работа по «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

Содержание работы

1. Эмоционально-волевые процессы 3
1.1 Эмоции 3
1.1.1 Понятие эмоций 3
1.1.2 Проявление эмоций 4
1.1.3 Эмоциональные состояния 5
1.1.4 Предметность эмоций 8
1.2 Волевая сфера личности 10
1.2.1 Понятие воли 10
1.2.2 Волевое действие 11
1.2.3 Разные направления в понятии воли 11
1.2.4 волевые качества человека 12
2. Образование как педагогический процесс 15
2.1 понятие образовательного процесса 15
2.2 педагогический процесс как целостная система 16
2.3 педагогическое взаимодействие 18
2.4 взаимосвязь образования и воспитания 19
2.5 педагогическая задача 20
Вывод 20
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Псих и пед от Маши.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ  ИМЕНИ П.А. СОЛОВЬЁВА 
 
 

КАФЕДРА ФСКТиТ 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Психология и педагогика» 
 

Вариант №5 
 
 
 
 
 

Студент группы ЗПП-08…………………………………………..Платов С.А.

                                          (Подпись, дата)   (Фамилия, И. О.) 
 

Руководитель………………………..…………..............................Зиновьева  Т.Г.

                  (Подпись, дата)                                               (Фамилия, И. О.) 
 
 
 
 
 
 
 

Рыбинск 2011 г.

 

      Содержание

 

  1. Эмоционально-волевые  процессы
 

      Эмоционально-волевые  процессы представляют собой психические  явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и  управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

1.1 Эмоции

1.1.1 Понятие эмоций

      Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

      Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

      Дарвин  изучал проблему происхождения эмоций и связывал эмоции с жизненными процессами. Этот факт указывает на природное происхождение, по крайней мере, самых простейших эмоций. Во всех тех случаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или полностью утрачивается, мы прежде всего обнаруживаем, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, временно лишенный кровоснабжения, перестает быть чувствительным; физически больной человек становится апатичным, безразличным к тому, что происходит вокруг него, т. е. бесчувственным. Он теряет способность эмоционально откликаться на внешние воздействия так, как при нормальном течении жизни.

      Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и  психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

      1.1.2 Проявление эмоций

      Эмоции  человек не только переживает, но и  выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики (изменение положения губ и бровей), пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких биохимических изменений в организме (увеличение сахара в крови).

      Язык  эмоций — это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех — показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек.

      1.1.3 Эмоциональные состояния

      Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные  реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и независящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру.

      Имеется одна интересная особенность: к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

      Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга  не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности  сочувствовать, сопереживать. Эта способность  получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, "быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким".

      Структура эмоциональных процессов существенно  отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсть, стрессы - это так называемые «чистые эмоции». Они включены во все психические процессы и состояния человека.

      Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.

      Но  эмоции могут формироваться и  постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

      Эмоция, набравшая достаточную силу и  организованность, приобретает способность  оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:

  • в форме выразительных движений;
  • в форме эмоциональных действий;
  • в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
  • в форме определенного отношения к окружающему.

      Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе — все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. "Для примера, — пишет Дарвин, — достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл".

      Итак, наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект (это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей). Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко меняется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем может иметь место и облегчение перехода к неуправляемым действиям, и полное оцепенение.

      Настроение  – эмоциональное «хроническое»  состояние, окрашивающее все поведение  человека, связанное со слабо выраженными  положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

      Чувство – высшая, культурно-обусловленная  эмоция человека, связанная с некоторым  социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие  четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

      Конкретная  отнесенность чувства проявляется  в том, что человек не может  переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к  чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

      Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат.

      Они носят опережающий характер, отражая  события в форме обобщенной субъективной оценки. И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет важное значение в жизни человека. Это такое состояние душевного и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

      Все эмоциональные проявления характеризуются  направленностью (положительной и  отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связана не столько с результатом деятельности, столько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое.

      Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются.

      1.1.4 Предметность  эмоций

      Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, поскольку она обязательно  включает некоторую информацию о  самом объекте, в этом состоит  предметность эмоций.

      В этом смысле отражение объекта –  познавательный компонент эмоции, а  отражение состояния человека в  этот момент – ее субъективный компонент. Отсюда следует двойная обусловленность  эмоций: с одной стороны, потребностями  человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

      Органическая  связь двух основных компонентов  эмоции – объективного и субъективного  – позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то обжегся. Эмоция может предвосхищать также благоприятные события.

      Как уже упоминалось, при эмоциональном  возбуждении человека, его состояние  сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, напряженность мышц, частота пульса. Джеймс и Ланге предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций, но когда в опыте исключили все физиологические проявления эмоций, субъективное переживание сохранилось. Следовательно, необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоции.

      Эмоциональные процессы вызываются факторами, значимыми для индивида. Это, прежде всего, физические воздействия на органы чувств. Каждый физический раздражитель, воспринимаемый органами чувств, способен вызвать эмоцию, причем обусловленный им уровень возбуждения, знаковость и качество эмоции зависят от свойств сенсорного раздражителя: его силы, продолжительности, модальности, числа повторений. Раздражители, обладающие способностью вызывать эмоциональные процессы от рождения, можно назвать безусловными эмоциональными раздражителями.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»