Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, контрольная работа
Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.
1. Эмоционально-волевые процессы 3
1.1 Эмоции 3
1.1.1 Понятие эмоций 3
1.1.2 Проявление эмоций 4
1.1.3 Эмоциональные состояния 5
1.1.4 Предметность эмоций 8
1.2 Волевая сфера личности 10
1.2.1 Понятие воли 10
1.2.2 Волевое действие 11
1.2.3 Разные направления в понятии воли 11
1.2.4 волевые качества человека 12
2. Образование как педагогический процесс 15
2.1 понятие образовательного процесса 15
2.2 педагогический процесс как целостная система 16
2.3 педагогическое взаимодействие 18
2.4 взаимосвязь образования и воспитания 19
2.5 педагогическая задача 20
Вывод 20
Список использованной литературы:
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего, систему – педагогическую систему.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования , направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.
Педагогический
процесс осуществляется в специально
организованных условиях, которые связаны,
прежде всего, с содержанием и
технологией педагогического
Взаимосвязи таких компонентов
системы, как педагоги и
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.
Отношение понятий «образование» и «воспитание» является предметом многих дискуссий. Часто встречающееся в литературе употребление слов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание.
Следовательно, воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями, как содержательного плана, так и организационно-технического.
Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.
Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.
Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Вывод:
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.
Воспитание
и обучение обуславливают качественную
характеристику образования – результаты
педагогического процесса, отражающие
степень реализации целей образования.
Результаты образования определяются
степенью присвоения ценностей, рождающихся
в педагогическом процессе, которые так
важны для экономического, нравственного,
интеллектуального состояния всех «потребителей»
образовательной сферы – и государства,
и общества, и каждого человека. В свою
очередь, результаты образования как педагогического
процесса связаны со стратегиями развития
образования, ориентированными на перспективу.
Список
использованной литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003.
2. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2001.
3. Лихачев Б.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1999.
4. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2002
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
6. Коломинский Я.Л. Человек: психология. 2-е изд., доп. М.; Просвещение, 1986.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»