Контрольная работа по «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Эмоционально-волевые процессы представляют собой психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

Содержание работы

1. Эмоционально-волевые процессы 3
1.1 Эмоции 3
1.1.1 Понятие эмоций 3
1.1.2 Проявление эмоций 4
1.1.3 Эмоциональные состояния 5
1.1.4 Предметность эмоций 8
1.2 Волевая сфера личности 10
1.2.1 Понятие воли 10
1.2.2 Волевое действие 11
1.2.3 Разные направления в понятии воли 11
1.2.4 волевые качества человека 12
2. Образование как педагогический процесс 15
2.1 понятие образовательного процесса 15
2.2 педагогический процесс как целостная система 16
2.3 педагогическое взаимодействие 18
2.4 взаимосвязь образования и воспитания 19
2.5 педагогическая задача 20
Вывод 20
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Псих и пед от Маши.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

      В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих  на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение  в форме пристрастного переживания  жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

        Эмоции удобно подразделять на положительные и отрицательные на основе особенностей их переживания, но существуют классификации и по другим признакам. Выражение эмоций может быть спонтанным, оно может проявляться в мимике, пантомимике или голосе. Существуют раздражители, которые действуют на установки, сложившиеся в индивидуальном опыте субъекта. Поэтому эмоции зависят от того, какие установки сформировались у человека, а также в каком отношении к этим установкам находится внешняя действительность. Эмоциональными раздражителями могут быть все те факторы, которые сигнализируют о значимых для субъекта событиях.

      Нейтральные раздражители начинают предвосхищать  значимые раздражители в результате образования условных рефлексов  или благодаря механизму генерализации.

        Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

1.2 Волевая сфера  личности

1.2.1 Понятие воли

      Воля  – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

      Воля  является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

1.2.2 Волевое действие

      Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

      Первоначальным  моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

      Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

      После постановки цели и определения средств  ее достижения наступает следующий  момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

      Далее следует заключительная – четвертая  фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Исполнить решение  – значит практически достигнуть цели.

      1.2.3 Разные направления в понятии воли

      Современные психологи по-разному рассматривают  волю. Это зависит от того, с каких  философских позиций они выступают  и как объясняют категории  свободы и необходимости. Но как  бы разнообразны эти взгляды ни были, в общей сложности они сводятся к двум основным направлениям.

      Сторонники  индетерминизма считают, что человек  абсолютно свободен, а его действия и поступки никем и ничем не ограничены. По их мнению, человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия. Придерживающихся этой позиции, по существу, объединяет признание воли, не зависящей от материальных условий жизни человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например, в области формирования личности, воспитания воли и т.д. Сторонники другого направления – детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

      Характеристика  воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она  возникает и развивается по законам  общественным, а не биологическим. Именно в силу этого обстоятельства существование  организма человека, и в частности функционирование его нервной системы, в том числе и физиологические механизмы волевых действий, в принципе зависят от образа жизни человека и характера его деятельности.

      1.2.4 Волевые качества человека

      К основным волевым качествам человека можно отнести силу воли, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

      Сила  воли – максимальное значение волевого воздействия, которое может развить  личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершенствованию неприятных для него действий – внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

      Целеустремленность  – это способность человека подчинять  свои действия целям, которые необходимо достигнуть; это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

      Самостоятельность – это волевое качество, заключающееся  в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

      Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать  своевременные, обоснованные и твердые  решения в различных условиях своей жизни и деятельности.

      Настойчивость – волевое качество, благодаря  которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями  и трудностями, встречающимися в  его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

      Энергичность  – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать  быстро и с большим напряжением  своих физических и духовных сил.

      Инициативность  – это волевое качество, благодаря  которому человек действует творчески; это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

      Исполнительность - это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.

      Творческая  жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и  искусства требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет определенные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

      Воля  как один из психических процессов  создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность) и является очень важным более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.

 

  1. Образование как педагогический процесс

     2.1 Понятие образовательного процесса

     Термин  «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования  и теории педагогики. Однако, среди  ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование  рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога.

     Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

     Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

     Эти процессы (обучение и воспитание) имеют  как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс  обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

     Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

     - двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

     - направленность всего процесса  на всестороннее и гармоничное  развитие личности;

     - единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

     - взаимосвязь всех структурных  элементов: цели - содержания образования  и средств достижения образовательных  задач - результата образования;

     - реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

     2.2 Педагогический процесс как целостная система

     Развитие  любой области научного знания связано  с развитием понятий, которые, с  одной стороны, указывают на определенный класс сущностно-единых явлений, а  с другой – конструируют предмет  данной науки. В системе понятий  конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия системы той или иной науки отражают исходное, стержневое понятие.

     Для педагогики роль стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

     Еще в конце 19 века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к  другому, он не есть только посредник  между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно … Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его».

     Рассмотрение  образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его  сторон: обучения и научения.

     Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»