Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 06:39, контрольная работа
Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д. Тренер следит, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствие с выбранной областью проблем (название области пишется).
1. План работы педагога-психолога с одаренными и творческими деться на учебный год. 3
2. Тренинги и упражнения для работы с творческими детьми. 4
3. Веб-квест. Основные направления работы с одаренными и творческими детьми. 9
ЛИТЕРАТУРА 10
Министерство образования и науки РФ,
Технический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образования
учреждение высшего профессионального образования
«Северо – Восточного
Контрольная работа по дисциплине: «Психология одаренности и творчества».
Выполнила: ст. гр. ППО-11
Старова Юлия
Проверила: к.п.н.:
Николаева И.И.
г. Нерюнгри
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ |
Название работы |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
1. Организационная работа | |||
1. |
Составление планов работы на учебный год. |
Сентябрь |
|
2. |
Составление банка данных одаренных и способных учащихся |
Сентябрь-октябрь |
|
3. |
Работа с документацией |
В течение года |
|
2. Работа с учащимися | |||
1. |
Проведение психодиагностики: 1) изучение уровня интеллектуального развития; 2) изучение уровня
развития отдельных 3) изучение психологических свойств и состояний личности. |
В течение года |
Определение уровня развития учащихся, их возможностей, способностей, личностных качеств, эмоционально-волевой сферы. |
2 |
Проведение индивидуальных консультаций и развивающих занятий по результатам диагностик |
В течение года |
Помощь в преодолении трудностей, развитие эмоционально-волевой сферы |
3 |
Проведение развивающих игр и занятий: 1. Превратим мечты в реальность 2. Начало вечного пути вперед 3. Искусство правильно мыслить 4. Творческое решение проблем 5. Способы снятия нервно-психического напряжения. |
В течение года |
Развитие познавательной сферы учащихся |
3. Работа с педагогами | |||
1. |
Проведение консультации: «Учет индивидуальных особенностей при работе с одаренными детьми» |
Ноябрь |
Знакомство учителей с индивидуальными особенностями одаренных учащихся |
2 |
Индивидуальное консультирование учителей по работе с одаренными учащимися |
В течение года |
Помощь в проблемных вопросах |
3 |
Участие в МО |
В течение года |
Психологическое просвещение |
4. Работа с родителями | |||
1 |
Проведение индивидуальных консультаций |
В течение года |
Помощь в проблемных вопросах |
2 |
Выступления на родительских собраниях: «Феномен одаренности», «Одаренный ребенок–особенности взаимодействия» |
В течение года |
Психологическое просвещение |
5 Методическая работа | |||
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта «Использование информационных технологий в работе с одаренными детьми»: 3 «А» (............., русский язык), 2 «В» (............., математика), 4 «А» (............... математика), 2 «Б» (................, русский язк), 6 «А» (................., история), 5 «А» (...................., русский язык), 9 «А» (..................., математика), 5 «Б» (..............., математика), 6 «Б» (..............., физика) классов |
В течение года |
Психодиагностика, консультирование, выработка рекомендаций, помощь в проблемных вопросах |
Упражнение «Оформление стенда»
Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д. Тренер следит, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствие с выбранной областью проблем (название области пишется). На лист ватмана подгруппы приклеивают свой конверт. В течение всего тренинга любой участник может написать какой-то вопрос и положить в конверт, соответствующий области проблемы. Позже будет проведена работа с заданными вопросами. Упражнение направлено на определение и уточнение проблем одаренных детей и их воспитания, сложностей взаимодействия их с родителями.
Упражнение «Портрет одаренного ребенка»
Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает карточку «Портрет одаренного ребенка» (см. Приложение 1), на которой перечислены индивидуальные особенности такого ребенка, а так же качества, на присущие одаренным детям. Участники подгрупп совместно выбирают те черты, которые, по их мнению, действительно свойственны одаренным детям. Они могут дополнить этот список другими чертами. Таким образом, составляется портрет одаренного ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение и «рисуется» общий портрет одаренного ребенка.
Упражнение направлено на уточнение и обобщение особенностей одаренного ребенка. 40 мин.: 20 мин. – составление портрета в подгруппах; 10 мин. – обсуждение; 10 мин. – составление общего портрета.
Различное поведение. Тренер просит группу разделиться на пары. Один человек из пары выходит за дверь. Он – «ребенок». Тренер дает ему инструкцию: «Вы должны подойти к «родителю» (человеку из пары, оставшемуся в аудитории) и показать ему что-то очень интересное для вас, например какого-нибудь жука, красивый камешек или что-то еще. Надо просить его посмотреть на это». Инструкция для «родителя» следующая: «Вы должны изображать человека, очень занятого своими делами, отказаться смотреть на ту ерунду, которую вам будет показывать ребенок». После того, как эта часть упражнения будет проведена, тренер просит «детей» снова выйти за дверь. Инструкция для них та же самая. А для «родителей» инструкция меняется: «Когда к вам подойдет ребенок, вы должны отложить все свои дела и посмотреть на то, что он будет вам показывать. Отнеситесь к нему с вниманием». После этого, упражнение следует обсудить, выяснить, какие чувства испытывали те и другие участники, как бы им хотелось повести себя в этой ситуации на самом деле, какие они испытали сложности, какие сделали выводы. Упражнение направлено на демонстрацию правильного и неправильного поведения по отношению к ребенку (причем, не только одаренному, но и любому), осознание его потребностей.
Упражнение «Билль о правах»
Группа делится да две подгруппы – «детей» и «родителей» (желательно поменять участников предыдущего упражнения местами – те, кто были «детьми», станут «родителями», а бывшие «родители» – «детьми»). Каждая подгруппа составляет список своих прав в течение 15 мин. После этого подгруппы начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно окончательно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Обсуждение каждого не должно быть дольше 3 – 5 мин. Принятые права обеих сторон записываются и выносятся на видное место. Упражнение направлено на осознание потребностей и проблем как детей, так и родителей, демонстрацию возможности для сотрудничества и компромисса между детьми и родителями.
Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка»
Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени одаренных детей к родителям. Все 4 письма зачитываются и обсуждаются. Упражнение направлено на осознание потребностей, проблем, страхов, желаний одаренного ребенка, а так же на осознание отличия такого ребенка от других.
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (составители: Иванова А. А., Богданова Н. Н.)
Задачи:
1.Осознание и преодоление
2.Осознание характеристики креативной среды.
3.Формирование навыков и
Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I. Этап - разогрев.
Упражнение «Перекинь мяч».
Цели: вербальное и невербальное общение,
сближает членов группы. Оно направлено
на раскрепощение членов группы, на установление
контактов друг с другом и поиску быстрого
решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время:2-5 минут.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
3.Какие ситуации, когда стереотипное
видение мешало разглядеть
Упражнение «Островки».(5-10 минут)
Цель: всем участникам разместится на газете. ( на всей. на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время:5-10 минут
Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
II. Этап - Основная деятельность
Упражнение «Стоп-кадр»
Цель: развитие навыки экспрессии, с другой — дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
Материалы: список слов.
Время: 10 минут
Процедура: Участники свободно перемещаются по
аудитории. По команде ведущего, подаваемой
с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются
и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики
(позы, жестов, движений тела) то слово,
которое называет ведущий. «Стоп-кадр»
продолжается 8–10 с, после чего по повторному
хлопку ведущего участники опять начинают
свободно перемещаться по помещению, пока
не прозвучит следующий хлопок и не будет
названо очередное слово. Желательно заснять
«стоп-кадры» с помощью цифровой фото
или видеокамеры и продемонстрировать
отснятые материалы участникам непосредственно
после упражнения.
Можно использовать, например, такие наборы
слов: время, прошлое, детство, настоящее,
учеба, будущее, профессия, успех; встреча,
общение, понимание, дружба, любовь, семья,
счастье.
Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10-15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше
применений для обувного шнурка и запишите
их. Это упражнение, развивающее творческий
интеллект для рассмотрения можно брать
любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
2. Как можно применять ваш предмет?
3. О чем заставило задуматься это упражнение?
Упражнение «Арка»
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.
Материалы: ножницы, бумага.
Время:10 минут
Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
1.Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
2. Часто ли возникают такие ситуации?
3. Кто подсказал решение или это коллективное?
III. Этап - Завершение.
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время:7-15 минут
Материалы: бумага, ручки.
Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).
Обсуждение в группе разобрать все варианты.
Пример:
1. Регулярно выполнять физические упражнения;
2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.
№ |
Сайт |
Краткое содержание |
1 |
http://nsportal.ru/detskii- |
Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. |
2 |
http://knowledge.allbest.ru/ |
Понятие и сущность детской одаренности, ее типы и формы. Педагогические особенности развития одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. Метод развивающего дискомфорта. Обучение одаренных детей в обычном классе. |
3 |
http://www.pandia.ru/text/77/ |
Работа с одаренными детьми – ключевое направление "Нашей новой школы" |
4 |
http://odardeti.ru/static.php? |
Основные формы работы с одаренными детьми |
5 |
http://otherreferats.allbest. |
Понятие одаренности - уровня развития общих способностей, определяющего диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность как социально-педагогическое явление. Методы работы социального педагога с одаренными детьми. |
6 |
http://fs.nashaucheba.ru/docs/ |
Основные направления работы с одаренными детьми в начальной школе. |
7 |
http://www.bestreferat.ru/ |
Основные направления работы с одаренными детьми |
8 |
http://festival.1september.ru/ |
Программа работы с одаренными и мотивированными учащимися "Наши надежды" (начальная школа) |
9 |
http://www.bibliofond.ru/view. |
Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении |
10 |
http://do.gendocs.ru/docs/ |
Система работы с одаренными детьми |
Информация о работе Контрольная работа по «Психология одаренности и творчества»