Коррекция тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:54, творческая работа

Описание работы

А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А.Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.

Содержание работы

1. Индивидуальная психология Адлера…………………………………………………....
3
2. Клиент-центрированный подход К. Роджерса………………………………………….
9
3. Подходы, использованные для решения задач личностной, экзистенциальной проблематики…………..........................................................................................................

16
4. Психокоррекционная работа с тревожными детьми…………………………………...
19
5. Библиографический список……………………………………………….......................
26
6. Приложения……………………………………………………………………………….
27

Файлы: 1 файл

Реферат по коррекции.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ СЕМИНАРСКИЕ  ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка IV курса факультета

психологии группы ФП-41

Мозговая Анастасия Вячеславовна

 

 

 

Киров

2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Индивидуальная психология Адлера…………………………………………………....

3

2. Клиент-центрированный подход К. Роджерса………………………………………….

9

3. Подходы, использованные для решения задач личностной, экзистенциальной проблематики…………..........................................................................................................

 

16

4. Психокоррекционная работа с тревожными детьми…………………………………...

19

5. Библиографический список……………………………………………….......................

26

6. Приложения……………………………………………………………………………….

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ  А. АДЛЕРА

 

А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А.Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.

 

Основные положения концепции  А. Адлера

 

Субъективное  восприятие действительности.

Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиций  «системы отсчета», т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Адлер не отрицал внешнеобъективную  обусловленность поведения человека, но считал ее менее значимой, чем  влияние на сознание и подсознание  ценностей, целей, представлений, системы  самооценок и выводов, которыми руководствуется  человек в своем реальном поведении. А отсюда ее центральное для психокоррекции Адлера понятие «частная логика», т.е. система представлений и способов рассуждений, свойственных данному  клиенту. Любимый афоризм Адлера: «Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки» (Мартин Лютер).

 

Целостность и  целесообразность.

Основной предпосылкой концепции  Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому  основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что  все человеческое поведение носит  целенаправленный характер. В коррекционной  работе важен учет сразу трех моментов: 1) прошлого опыта клиента; 2) настоящей  ситуации и 3) направления движения.

 

Комплекс неполноценности  и компенсация.

Появившаяся в 1907 г. идея о  неполноценности того или иного  органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.

 

По Адлеру индивидуальность - это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправлено, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое - как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой.

 

Телеология вымысла - еще один базисный термин. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном, и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что люди, определяя с помощью вымысла свои личные цели, тем самым (посредством этих целей) определяют свое поведение и стиль жизни.

 

Удовлетворенность жизнью исходит  от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность - это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.

 

Социальное личностное чувство - это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм.

 

Социально-ориентированное  поведение - это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.

 

Когнитивные социально-ориентированные  допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».

 

Цели коррекции.

Вытекают из основных положений  концепции. Их можно представить  следующим образом:

·    снижение чувства  неполноценности;

·    развитие социального  интереса (просоциальной направленности);

·    коррекция целей  и мотивов с перспективой изменения  стиля жизни.

 

Позиция психолога.

Психологи, работающие в  адлерианском русле, в центр своей  деятельности выдвигают когнитивные  аспекты психокоррекции, основная предпосылка  их работы - найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1.   Недоверие.

2.   Себялюбие.

3.   Нереалистические  амбиции.

4.   Недостаток уверенности.

 

Требования и  ожидания от клиента.

Основное для клиента - занять партнерскую позицию, т.е. позицию  «на равных» по отношению к  психологу. От клиента ожидаются  активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам - важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

 

Техники

 

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

 

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа - формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

 

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы идите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.

 

Опросник  семейного созвездия содержит вопросы типа: «Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «В каких отношениях вы были с отцом и матерью?»; «Каким ребенком вы были?» Смысл подобных вопросов - получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

 

Набор вопросов «Раннее воспоминание». Спрашивается примерно следующее: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений» либо «Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни». В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

 

Анализ  сновидения. В отличие от классического психоанализа в адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

 

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритета, а только приложение усилий по осознанию его.

 

Подведение  итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: «Нет в жизни счастья»; неверие и неосуществимые цели, например: «Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований, например: «Все несправедливы ко мне»; отрицание собственной основополагающей ценности типа: «Я - конченый человек»;.мнимые ценности, например: «Главное - добиться своего, неважно, какой ценой». От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме.

 

3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция - признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное - наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

 

4. Поощрение инсайта. Задача психолога - создание условий для инсайта (озарения)   путем  сочетания  психологической   поддержки   и   конфронтации,   а   также

соответствующих интерпретаций  с тем, чтобы высветить для  клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается  уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание - вот  смысл третьего этапа.

 

5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием «Воплощение инсайта в действие». Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

 

Антисуггестия (парадоксальная интенция) - смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

 

Действие  «Если бы...». Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы». Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание «если бы» осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.

 

Постановка  целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время - ограничено. «Делай только то, что приятно» - так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

 

Поймай  себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: «Как прежде».

 

«Нажатие  кнопки». Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций.

Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие  образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После  этого его обучают произвольно  регулировать свое эмоциональное состояние  «нажатием кнопки», т.е. принимая решение  о том, на каких образах или  мыслях стоит сосредоточиться.

 

«Избегание  плакунчика». Смысл этой техники - не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: «Меня никто не любит, никому я не нужен». Психолог ни в

Информация о работе Коррекция тревожности младших школьников