Коррекция тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:54, творческая работа

Описание работы

А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А.Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция Адлера построена на принципах целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма и во многом стала предтечей гуманистического направления в коррекционной работе.

Содержание работы

1. Индивидуальная психология Адлера…………………………………………………....
3
2. Клиент-центрированный подход К. Роджерса………………………………………….
9
3. Подходы, использованные для решения задач личностной, экзистенциальной проблематики…………..........................................................................................................

16
4. Психокоррекционная работа с тревожными детьми…………………………………...
19
5. Библиографический список……………………………………………….......................
26
6. Приложения……………………………………………………………………………….
27

Файлы: 1 файл

Реферат по коррекции.docx

— 76.41 Кб (Скачать файл)

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием  категорически недопустим. Кроме  того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые  принуждают сравнивать достижения одних  детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать  проведение даже такого простого мероприятия  как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился  с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или  «Ваш сын закончил рисунок последним».

Если у ребенка проявляется  тревога при выполнении учебных  заданий, не рекомендуется проводить  какие-либо виды работ, учитывающие  скорость. Таких детей следует  спрашивать не в начале и не в  конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку  с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших  глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять  собой в конкретных, наиболее волнующих  его ситуациях можно и нужно  в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять  в работе с тревожными детьми ролевые  игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла  взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий.

 

Снятие  мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны  упражнения на релаксацию, техника  глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание  лица старыми мамиными помадами. Можно  также устроить импровизированный  маскарад, шоу. Для этого надо приготовить  маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении  поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут  изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

 

Работа  с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что  ни один родитель не стремится к  тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют  ребенку требования, соответствовать  которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить  родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что  никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает  необходимым приносить бесконечные  извинения.

Чтобы избежать пугающего  внимания взрослых или их критики, ребенок  физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает  мелко и часто дышать, голова его  уходит в плечи, ребенок приобретает  привычку осторожно и незаметно  выскальзывать из комнаты. Все это  отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая  о них в его присутствии  другим членам семьи (например, во время  общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают  достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать  в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний  можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили  вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям  невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения  родителей помогут тревожному ребенку  обрести чувство уверенности  и доверия к миру, а это избавит  его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка  должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует  мама на разбитую тарелку, боится еще  больше, а это приводит его к  стрессу.

 

Профилактика  тревожности (Рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других  значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте  ребенку без всяких причин  то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности  детей, не требуйте от них  того, что они не могут выполнить.  Если ребенку с трудом дается  какой-либо учебный предмет, лучше  лишний раз помогите ему и  окажите поддержку, а при достижении  даже малейших успехов не забудьте  похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте  с ним честными и принимайте  таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо  объективным причинам ребенку  трудно учиться, выберите для  него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

 

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязаний  и каких-либо видов робот, учитывающих  скорость.

2. Не сравнивайте ребенка  с окружающими.

3. Чаще используйте телесный  контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению  самооценки ребенка, чаще хвалите  его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к  ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы  уверенного поведения, будьте  во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к  ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны  в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку  как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание  лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка,  наказывая его.

 

Как играть с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует  руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в  любую новую игру должно проходить  поэтапно. Пусть он сначала ознакомится  с правилами игры, посмотрит, как  в нее играют другие дети  и лишь потом, когда сам захочет,  станет ее участником.

2. Необходимо избегать  соревновательных моментов и  игр, в которых учитывается  скорость выполнения задания,  например, таких как “Кто быстрее?”

3. Если вы вводите новую  игру, то для того чтобы тревожный  ребенок не ощущал опасности  от встречи с чем-то неизвестным,  лучше проводить ее на материале,  уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции  или правил из игры, в которую  ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми  глазами рекомендуется использовать  только после длительной работы  с ребенком, когда он сам решит,  что может выполнить это условие.

 

 

 

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

1. Клюева Н. В. Касаткина  Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.  

2. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. "Психологическая наука и образование", 1998 г., 2.

 

3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов/А.А. Осипова – М.: ТЦ Сфера, 2005

 

4. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. "Дошкольное воспитание", 1996 г., 4.

 

5. http://psylist.net/psytera/00093.htm.

 

6. http://polsovet.com/index.php/dom/dlyamam/179-trevozhnideti.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 


Информация о работе Коррекция тревожности младших школьников