Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция - это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста…….…6
1.1. Тревожность как социально-психологический феномен в отечественной и зарубежной психологической литературе……6
1.2Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…...16
1.3.Специфика психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста
II. Опытно-экспериментальное исследование особенностей тревожности
детей младшего школьного возраста……………………………………………26
2.1. Констатирующий этап эксперимента ………………………………………26
2.2. Программа снижения тревожности детей младшего школьного возраста31
2.3. Контрольный этап эксперимента …………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список литературы…..……………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

школьная тревожность диплом.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

 Для  цели коррекции на втором этапе  нами использовалась программа  авторов Клюевой Р.В., Касаткиной  В.В. 
С целью снижения школьных страхов у учащихся начальных классов была проведена коррекционно-развивающая программа. 
Основой формирующего эксперимента послужили рекомендации авторов книг: Н.В.Клюевой, Р.В.Касаткиной «Учим детей общению», Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг». 
Формирующая работа включала три этапа:

  1. Ориентировочный (2 занятия)
  2. Реконструктивный (6 занятий)
  3. Закрепляющий (2 занятия)

Каждый  этап предполагает работу по основным блокам:

  1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
  2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
  3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Программа направлена также на развитие средств  самопознания тревожных детей, на повышение  представлений о собственной  ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста. 
Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитывается на срок 5 недель. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Занятия проводились два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. 
Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требовало специальных материалов: понадобились только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями хранились у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек. 
Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. 
Занятие 1. 
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

  1. “Здравствуйте, я рад познакомиться”.

Ход упражнения. В течение 3 минут каждый ребенок  выбирает себе имя, на карточке – визитке  пишет фломастером и закрепляет на самом видном месте. Затем в течение 10 минут каждый по кругу должен сказать фразу: “Здравствуйте, я рад с вами познакомиться!”. Далее нужно сказать свое имя и несколько слов о себе. Во время знакомства необходимо подчеркнуть свою индивидуальность, чтобы о вас запомнили. Рекомендации ведущему: чтобы в группе не было два одинаковых имени, во время знакомства каждый может говорить с места, обсуждение ведется по кругу. Психологический комментарий. Это упражнение тренинга должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшее знакомство дает много информации о человеке, необходимо учиться запоминать информацию о человеке, проявление внимания не только к внешнему виду, но и улавливая смысл его слов.

  1. Выработка правил поведения на занятиях.

Ход занятия: Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

  1. Доверительный стиль общения. Для того, наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы с вами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на “ты”.
  2. Не существуют правильных или неправильных ответов.

Правильный  ответ – тот, который на самом  деле выражает твое мнение.

  1. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.
  2. Искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чествуем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.
  3. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит. При обсуждения происходящего в группе мы оцениваем не участников, а только их действие и поведение. Мы не используем высказывание “Ты мне не нравишься”, а заменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.
  4. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
  5. Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.
  6. Активное участие в происходящем, это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуты мы реально включение в работу группу. мы активно смотрим, чувствуем, слушаем себя, партнера и группу в целом. мы не замыкаемся в себе что-то неприятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим.
  7. Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие. Рекомендации ведущему подробно объяснить участникам эти правила, ответить на вопросы. Затем обсудить предложения от участников. Дается возможность высказываться всем участникам.

Ритуал  принятия правил. Ведущий “торжественно обещает” следовать этим правилам и предлагает участникам сделать тоже самое. Предлагается придумать ритуал начала и окончания занятия, напоминая участникам об их обещании.

  1. Игра “Ветры дуют на …”

Ход игры: Со словами “Ветры дуют на …” ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” – все светловолосые собираются в одну кучку. 
“Ветер дует на того, у кого … есть сестра”, “кто любит животных”, “кто много плачет”, “у кого есть друзья” и т.д. 
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

  1. Игра “Хоровод”

Ход игры: Предложить детям встать в круг, взять друг друга за руки и смотреть друг другу в глаза, улыбаются. 
Занятие 2. 
Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы. 
Время: 40 минут.

  1. Игра “Печатная машинка”

Ход игры: “Давайте проверим, можем ли мы слаженно работать в группе. Попытаемся воспроизвести  процесс печатания на машинке  отрывок от хорошо известной вам песни или стихотворения. Например, “В лесу родилась елочка”. Каждый по очереди производит по одной букве слова (“ В – л – е – с – у …”). В конце слова – все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Есть одно условие игры: кто ошибется – выходит из игры, покидает круг. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали. Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игра закончена.

  1. Игра “Сочиним историю”

Ход игры: Ведущий “Начинаем историю: “Жили-были …””, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда  очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно ли было выполнять задание, следить за ходом сочинения истории.

  1. Игра “Хоровод”

Ход игры: Участники встают в круг, берут  друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. 
II этап – реконструктивный (6 занятий) 
Занятие 3. 
Цель: Снятие напряжения среди участников, осознание себя. 
Время – 40 минут.

  1. Игра “Волшебное слово”

Ход игры: Ведущий напоминает участникам о  важности некоторых “волшебных слов”  и выражений типа: спасибо, пожалуйста, будте любезны, вы так любезны, вы такой замечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те “волшебные слова”, которые они вспомнили. 
Время 4-5 минут.

  1. Части моего “Я”

Материалы: Бумага, фломастеры. 
Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они были в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожи на себя самих, будто это разные люди) как они, случается, внутренний диалог с собой и попытаться нарисовать эти разные черты своего “Я”. Это можно сделать так, как получится, быть может, символически. 
Таким образом, проведение коррекционной работы по преодолению дезадаптации предполагает:

  1. диагностику полученной информации о ребенке;
  2. выявление ресурсов самого ребенка, возможности семьи и школы;
  3. составление коррекционной программы с целью доразвития необходимых структур ребенка в искусственно созданных условиях и перенос в социальную ситуацию развития;
  4. оценка зоны ближайшего развития;
  5. оценка эффективности работы по степени снятия симптома. 

2.3. Контрольный этап эксперимента

Определение эффективности проведенного цикла  игротерапии. Повторное тестирование по методике проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), анкетирование  родителей, педагогическое наблюдение. Цель – определение эффективности  проведенной психо-коррекционной работы. 
Задача контрольного этапа исследования состояла в выявлении изменения в уровнях и характере эмоциональных проявлений детей младшего школьного возраста. Для ее решения нами был использован метод наблюдения, который позволил определить непосредственные проявления эмоций детей и выявить качественные преобразования в эмоциональных проявлениях младших школьников, создать ситуации для активных творческих действий детей. 
Метод наблюдения показал, что эмоциональным проявлениям детей стали присущи культурные формы выражения. По сравнению с констатирующим этапом исследования нами не был выделен низкий уровень проявления эмоций детей младшего школьного возраста, что говорит о возросшей эмоциональной отзывчивости детей. 
Дети стали делиться своими эмоциональными переживаниями, стали более терпимыми, внимательными к сверстникам и взрослым. У детей возрос познавательный интерес к средствам передачи различных эмоциональных состояний и возможным формам их отображения. Элементы релаксации, аутотренинга, арттерапии позволили осуществить терапевтическое влияние на эмоциональную сферу младших школьников. 
Таблица  4 
Результаты теста на определение уровня тревожности детей младшего школьного возраста   после формирующего этапа исследований

 

Кол-во выборов грустного лица, шт.

Индексы тревожности, %

 Оля  Б.

3

21

Женя  Т.

8

57

Лера  С.

5

35

Полина  Б.

6

48

Настя  П.

5

35

Вова  К.

6

48

Толя  С

6

48

Богдан  М.

6

48

Никита  А.

5

35

Арина А.

4

28

Катя  Н.

6

48


Дети, эмоциональные переживания которых  на контрольном эксперименте мы отнесли к среднему уровню, были сдержаннее во внешних выражениях переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего этапа эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к окружающим сверстникам, родителям, педагогам.  
Дети, отнесенные на контрольном этапе эксперимента к среднему уровню эмоционального развития, на констатирующем этапе соответствовали низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний. Выделенные изменения в эмоциональном развитии, обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально-организованной деятельности педагога и детей. Количественные данные нашли свое отражение в таблице 5. 
Таблица 5. 
Сравнительные данные об уровнях развития культуры общения младших школьников (до и после формирующего этапа исследования - %)

 

УРОВНИ

 

Высокий

Средний

Низкий

 

конст. 
этап

контр. этап

конст. этап

контр. этап

конст. этап

контр. этап

Средние данные

10%

61%

43%

39%

47%

-


Была  проведена беседа за круглым столом с родителями, принимавшими участие  в программе «Добрые игры». Целью  беседы было проследить динамику развития взглядов родителей на роль психологического комфорта в эмоциональном благополучии ребенка. В беседе участвовало 11 человек.  
В начале беседы нами была приведена краткая характеристика на каждого ребенка, на основе полученных данных эксперимента. Также были продемонстрированы рисуночные тесты. Был оглашены результаты формирующего эксперимента. Некоторые родители были особо заинтересованы и очень удивлены результатами эксперимента. Они смогли осознать влияние семейного климата на эмоциональное благополучие детей. В ходе беседы родителями были высказаны мнения по поводу папок-передвижек. Папки – передвижки содержали, по мнению родителей, полезную информацию о воспитании детей, и в частности, об эмоциональном развитии младших школьников. Родители смогли применить опыт, изложенный в информационных листах, на практике, что оказалось достаточно эффективным. Родители высказывали желание познакомиться с методической литературой по обозначенным проблемам, отмечали успехи в использовании в общении с детьми методов и приемов эмоционального развития, предложенных педагогами. 
Таблица  6 
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 
эмоционально тревожных детей

Информация о работе Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте