Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция - это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста…….…6
1.1. Тревожность как социально-психологический феномен в отечественной и зарубежной психологической литературе……6
1.2Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…...16
1.3.Специфика психологической коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста
II. Опытно-экспериментальное исследование особенностей тревожности
детей младшего школьного возраста……………………………………………26
2.1. Констатирующий этап эксперимента ………………………………………26
2.2. Программа снижения тревожности детей младшего школьного возраста31
2.3. Контрольный этап эксперимента …………………………………………...36
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список литературы…..……………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

школьная тревожность диплом.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)
 

Да

Нет

Знаете  ли вы с кем дружит ваш ребенок?

1

3

С удовольствием  ли ходит ваш ребенок в школу

3

1

Знаете  ли вы в какие игры любит играть ваш ребенок

3

1

Участвуете  ли вы в социальной жизни  вашего ребенка

2

2

Кто из вас проводит больше времени с  ребенком: 
Мама 
Папа 
Бабушка

 

2

2

 

Насколько часто вы ругаете ебенка: 
раз в неделю 
раз в месяц 
каждый день

 


2

 

Какие меры воздействия на детей вы чаще используете 
Внушение 
Выговоры 
Поощрение

 



0

 

Исследования  уровня тревожности детей при  помощи специального проективного теста  тревожности (по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) позволило выявить  уровень тревожности у детей исследуемой группы младших школьников. В группе детей из 11 человек с высоким уровнем тревожности оказались 4 – три мальчика и одна девочка. 
Анализ анкетирования родителей  позволил выявить, что эмоциональная тревожность 4 детей группы сопряжена с холодным и незаинтересованным отношением родителей к ребенку, в трех случаях из четырех - недавним разводом родителей. 
Повторное тестирование по методике проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), анкетирование родителей, педагогическое наблюдение. 
В целях улучшения эмоционального состояния детей и снижения уровня тревожности у высокотревожных детей в группе проводились различные подвижные игры, игры-забавы, игры эмоционально-развивающего характера (см. Приложение 5). Были получены следующие результаты. 
Таблица  4 
ИНДЕКС ТРЕВОЖНОСТИ 
у детей младшего школьного возраста, %

Код Детей

До эксперимента

После эксперимента

01

21

21

02

71

57

03

48

35

04

57

48

05

48

35

06

57

48

07

48

48

08

57

48

09

48

35

10

35

28

11

 

48


В ходе наблюдения нами выявлены изменения в снижении эмоциональной тревожности детей: у троих детей после проведенных игр были замечены улучшения в эмоциональном отношении, а у одного – Павлова Игоря – заметных улучшений не замечено в виду очень тяжелой морально-психологической обстановки дома. 
Таким образом, уровень эмоциональной тревожности младших школьников вполне можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных коллективных подвижных игр и игр-забав. Под воздействием игр у ребенка не только повышается положительный тонус, но и развивается активная речь, художественный вкус, музыкальные способности, а также познавательные процессы: внимание, память, мышление.  
Большое значение в стабилизации эмоциональной сферы имеет также просветительская работа среди родителей о важности эмоциональных контактов и духовной общности с детьми.

Нами  было проведено устное анкетирование  по тем вопросам, которые предлагались в анонимном анкетировании констатирующего  эксперимента. Так, на вопрос, что считаете главным в воспитании своего ребенка, все мамы высказали мнение о важности эмоционального комфорта для ребенка в семье, необходимости духовной близости между родителями и детьми.

Заключение

Анализ  педагогических исследований определил  важность и значимость рассматриваемой проблемы. Рассмотренные теории тревожности и само определение понятий  «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о том. Что эти состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие. 
Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной. 
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. 
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).  
В ходе проведения экспериментальной работы мы пришли к выводу, что при умелом подборе видов деятельности, времени, места и учета желания детей, можно достичь желаемых результатов и помочь снять эмоциональное напряжение у детей, их негативные эмоции, а значит обеспечить ребенку эмоциональное благополучие и здоровье. 
Таким образом, осуществление формирующего этапа исследования позволило прийти к заключению, что средства игротерапии, обогащающие эмоциональный опыт ребенка, а также взаимодействие школы  с семьей как средой эмоционального развития детей являются эффективными условиями эмоционального развития младших школьников. 
Проведенный анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами дезадаптации могут быть:

  1. конфликт между потребностями ребенка;
  2. неадекватные требования, несоответствующие возможностям ребенка;
  3. конфликт воспитательной системы школы и семьи;
  4. ориентация ребенка не на процесс учения, а на его результат;
  5. недостатки в подготовке ребенка к школе, социальная защищенность;
  6. длительная и массовая депривация;
  7. соматическая ослабленность ребенка;
  8. нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
  9. двигательные нарушения;
  10. эмоциональные расстройства.

Все задачи, которые были поставлены в исследовании выполнены. На этапе констатирующего  эксперимента были выявлены показатели уровня личностной и школьных страхов и школьной адаптации у детей младшего школьного возраста. Установлена связь между тревожностью и адаптацией (дезадаптацией) в начальной школе по коэффициенту корреляции Пирсона. 
В профилактике и преодолении тревожности у детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях,  выработка индивидуальной эффективной модели поведения.  
Данное эмпирическое исследование позволило выработать  рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми младшего школьного возраста.  
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста. 

 

Список литературы

    • Аллан Дж. Ландшафты детской души. - СПб-Минск, 1977.
    • Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем //Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 1981.
    • Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. - 1992. - № 5.
    • Бакев В.А. О тревожно-внушаемом типе личности //Новые исследования в психологии. - 1974. - № 1.
    • Болонов Г.П. Физическое воспитание детей в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    • Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ переживания критических ситуаций. - М., 1984.
    • Вилюнас В.К., Астапов В.М. О психических функциях состояния тревоги //Тез. VI Всесоюз. съезда Общества психологов СССР. - М., 1983.
    • Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997.
    • Габдреева Г.Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления //Теоретические и прикладные аспекты исследования психической саморегуляции. – Казань, 1982.
    • Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1991.
    • Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.
    • Гилязова Э.В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия //Психология психических состояний. Вып. 1. – Казань, 1998.
    • Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией //Вести. Моск. ун-та. Психология. - 1983. - № 1.
    • Грегор О. Как противостоять стрессу //Стресс жизни. - СПб, 1994.
    • Дельгадо X. Мозг и сознание / Под ред. Г.Д. Смирнова. - М., 1971.
    • Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.
    • Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
    • Зейгарник Б.В. Из лекций, прочитанных студентам психологических факультетов МГУ. - М., 1985.
    • Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
    • Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в школьном возрасте //Психологичес<span class="dash041e_0431_04

Информация о работе Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте