Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:08, лекция

Описание работы

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_psikhologii.doc

— 759.00 Кб (Скачать файл)

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.

Рассмотрим более подробно каждую из сфер, их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.

Содержанием сферы долга является ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи. Долг обязывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху  и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой качества выполнения порученного дела и т.п.

В сферу долга следует вовлекать  даже маленьких детей при условии  посильности поручений. Чем меньше детей в семье, чем меньше хозяйственно-бытовых проблем и забот, тем больше следует родителям уделять внимание организации бытовой деятельности. Снабжение продуктами, уборка помещений, чистка одежды и обуви, приготовление пищи, уход за животными - за выполнение этих дел каждый член семьи должен быть ответственным. Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. В сфере долга средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание.

Сфера долга тесно переплетается  со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует уже активно вводить в сферу долга. Ребенок, участвуя в разнообразных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних учебных заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у ребенка с чувством ответственности и долга.

Свободный интерес проявляется  у членов семьи друг к другу, к  делам каждого на производстве, в  школе, общественных организациях, к  душевному состоянию. С этим естественным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к общественной жизни и труду.

В некоторых семьях обсуждаются  совместно прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, телепередачи, экспозиции музеев и выставок. Все это помогает духовному общению членов семьи.

Укреплению воспитательных функций  способствуют совместные занятия  физкультурой и спортом. Скрепляет семью и  совместный интерес к активному отдыху: к труду на садово-огородном участке, к туристским походам, длительным прогулкам в лес, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, а также играм в бадминтон, волейбол, шахматы.

Сферы долга и интереса не могут  существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в семье особый, неповторимый колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства.  Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное, эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно - ценою самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка.

Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки  и дедушки, которые глубоко и  искренне любят друг друга. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека.

Активная деятельная любовь к людям  выражается у детей чувством ответственности за другого человека и все живое, чувством долга перед обществом и самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами проявляют душевную чуткость и отзывчивость к людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

 

7. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ СРЕДСТВ МАССОВОЙ  ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ

 

Расширение и углубление процессов  демократии и гласности, решение  проблем экономической и политической реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей. Система народного образования является органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством образования и культуры личность может получить возможность организовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех общественных отношений и саму себя.

На основе общественно-государственного подхода к проблеме образования создаются условия для обеспечения интересов каждой личности, развития ее способностей и дарований, ее духовного совершенствования и одновременно подготовки к выбору профессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве.

Содержание образования должно быть средством всестороннего развития личности, ее способностей и дарований, обеспечения возможностей творческой самореализации. Личность, развивая свои способности и творческие возможности, реализует себя в общественно значимой творческой деятельности, удовлетворяет материальные и духовные потребности. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаимосвязи интересов общества, коллектива и личности в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Речь идет о конкретизации общей  формулы всестороннего развития современного человека  в различных видах культур. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности,  самостоятельности диалектического мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их; активного стремления и умения пополнять знания; творческого подхода к любому делу. Политическая культура складывается из умения жить и работать в условиях демократии, самостоятельности и ответственности; умелого сочетания интересов общества, коллектива и личности; духовной стойкости, преодоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и физическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как  правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципиальность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, гуманизм, патриотизм, а также требования ведения здорового образа жизни.

Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как базового для непрерывного образования, как средства осуществления социальной справедливости, развитие способностей и дарований каждой личности. Общее среднее образование - социально-экономическая необходимость. Оно является важнейшим условием всестороннего развития личности, дает базисный уровень научного, духовного и культурного развития.

Целенаправленно педагогическое руководство  жизнью детей в сочетании с  глубоким знанием их природы, развитие их способностей и дарований - главное  условие успешного решения проблем  гражданского, демократического воспитания. Наиболее актуальный принцип современной школы и педагогики - принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей и дарований. В основу организации школы была положена идея диалектического сочетания получения детьми общего среднего образования с развитием их индивидуальных способностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизированной школы. Общее образование, необходимое для становления личности и упрочения базовой основы развития индивидуальности, включает в себя комплекс естественно-научных, гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, физического и трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащихся происходит за счет их вовлечения в специальную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проникновения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специальное развитие - не противоположны и не взаимоисключающи, а наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг  друга. В ходе общего образования зарождается и определяется особенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность.

Современная школа, дающая всеобщее среднее  образование, стоит перед острой проблемой осуществления всеобуча индивидуального развития каждого ребенка, что требует как глубокого изучения особенностей детей,  так и создания всеохватывающей, управляемой системы форм и методов индивидуального развития.

Идея развития индивидуальных способностей учащихся будет реализовываться не только за пределами основного учебного времени, как это было в основном до сих пор, а займет свое законное место в процессе учебных занятий, продвинет вперед дело создания единой системы всеобщей средней общеобразовательной подготовки в единстве со всеобучем индивидуального развития.

Важнейшим современным научным  принципом средней общеобразовательной школы остается политехнизм и соединение обучения школьников с производительным трудом на современной технической и технологической основе. Речь идет не просто об общественно полезном труде детей. Политехнизм необходимо осуществлять в соответствии с требованиями НТР, компьютеризации как нового способа мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными учреждениями. Это обеспечивает не только современный уровень среднего образования, но и воспитание интеллектуально-развитого типа личности. Суть политехнизма - в органическом единстве общеобразовательных и политехнических знаний, в применении этих знаний на современном производстве. Научно-теоретическая сущность современного производства становится органической частью общеобразовательного знания.

Особую важность приобрел сегодня  принцип школы и педагогики - гуманитаризации и гуманизации.

Важнейшим направлением его осуществления  является гуманитаризация образования  и воспитания. Соотношение естественно-научного и гуманитарного образования в средней школе зависит от требований к человеку, предъявляемых социально-экономическими условиями жизни общества, а также от той роли, которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности.

 

8. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Нет, пожалуй, сегодня более трудной  профессии, чем профессия руководителя. Эта профессия из тех, которые называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного,  но обо всем - от методов организации современных производств до особенностей человеческой психологии.

Какими же нравственно-психологическими качествами должен обладать руководитель?

Вот несколько практических советов:

1. Изучайте творческие возможности  ваших подчиненных, их интересы  и наклонности. Это поможет  правильно расставить и более  эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2. Четкое распределение обязанностей  и формулирование (в виде документов) принципов и методов выполнения определенных видов работ конкретными исполнителями поможет предупредить конфликты. При этом важно регламентировать лишь основополагающие аспекты деятельности, чтобы не лишать подчиненных самостоятельности и не превращать руководство в мелочную опеку. Всех потенциальных сотрудников организации до зачисления на должность следует обязательно ознакомить с этим  документом.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"