Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:19, курс лекций
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения.
Теории детского развития
Когнитивная теория
Теория поведения
Биологическая теория
Гуманистическая теория
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Периодизация и закономерности асихического развития ребенка
Кризисы и стабильные периоды
Критические периоды
Стабильные периоды
Динамика развития
Сензитивные периоды
Зона ближайшего развития
Список литературы
Кризис новорожденности
Где и как рожать
Роды по методу Ламаза
Метод Лебуйера
Младенческий возраст
Новообразования возраста
Особенности автономной речи:
Предметная деятельность
Умственное развитие
Базовая потребность возраста
Кризис одного года
Основные новообразования
Формирование "Мы"-концепции
Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Типичная черта подростковой группы
– чрезвычайно высокая конформн
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло – объективное
творчество (научные изобретения, технические
конструкции). Оба русла соединяются,
когда подросток впервые
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Типы воспитания
Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:
Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль . Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее невмешательство . Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание , когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст –
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные . Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Кризис юнлшеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Литература
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.– М., 1991.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.– М., 1988.
Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).– М., 1991.
Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.– М., 1983.
Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.
Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.– М., 1990.
Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
Снайдер Д. Курс выживания для подростков.– Екатеринбург, 1992.
Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей. // Знание – сила – 1995 – №5.
Ячевский А. На пути к зрелости.– М., 1992.
Литература ко всему курсу
Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
Бауэр М. Психологическое развитие младенца. : Пер. с англ. – М., 1979.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М., 1993.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
Гладкий А. Современная педагогическая мифология. / Знание – сила. – 1994. – №11.
Глассер У. Школы без неудачников. – М., 1991.
Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М., 1993.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
Данкел С. Позы спящего. – Нижний Новгород, 1994.
Детство идеальное и настоящее:
сборник работ современных
Джайнотт Х.Д. Родители и дети. – М., 1986.
Добсон Ч.Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. – М., 1991.
Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. – М., 1985.
Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей. – М., 1983.
Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание – сила – 1994 – № 7.
Жамкочьян М. "Я плохой", или Проблема идентификации в школе. / Знание – сила – 1994 – № 8.
Жамкочьян М. Личность в современной школе. / Знание – сила – 1994 – № 9.
Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание – сила – 1994 – №10.
Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание – сила – 1994 – №11.
Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание – сила – 1994 – №2.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1988.
Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
История зарубежной психологии (30 –60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986.
Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М., 1991.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1994 – №3.
Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М., 1992.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в раннем возрасте. – Прага, 1984.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. – М., 1991.
Липман М. Пикси: Философские новеллы для детей. – Новосибирск, 1995.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.
Лосева В., Луньков А. ...Ими вы растете. / Знание – сила – 1994 – №10.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 1994.
Макарова Е. В начале было детство. – М., 1990.
Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. – М., 1987.
Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. / Вопр. психол. – 1994 – N6.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.
Немов Р.С. Психология. – М., 1990.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна, 1995.