Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Психология как наука занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.
Теории рождения человека:
1 теория:
Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. — все это является приобретенным.
2 теория:
Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

Лекции по психологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЯ.

Преподаватель: Некая……Рада  Владимировна.

(Лекция корявая, говорю сразу)

Тенденции современной психологии.

Психология как наука  занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.

Теории рождения человека:

1 теория:

Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает  на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. —  все это является приобретенным.

2 теория:

Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.

3 теория:

Дети рождаются с  определенным набором качеств еще  в утробе матери и, родившись, воспитатель или родитель может корректировать качества ребенка в соответствие со своими требованиями.

Каждый ребенок, родившийся на свет, обладает не только генетическим (наследственным) набором характерных  черт, но общими для каждого индивида особенностями. Например, ученые заявляют, что каждый ребенок является гением, т.е. обладает мышлением, нестандартно решающим проблемы. И если вовремя выявить склонности детей и целенаправленно развивать, то получится гений. Развивается талант, а не гениальность.

К 3-м годам ребенок приобретает тот круг потенциальных навыков и хар-к, которыми он будет владеть в дальнейшем. В 3 года сложно начинать корректировку.

(Пример: детсад). Ни какая  компания не может повлиять  на человека, если он живет  в благополучной семье.

Ребенок редко помнит себя в 1 классе, т.к. в этот период происходит интенсивное познание окружающего мира, накопление полученных знаний.

В современной психологии чувственное восприятие мира наз-т фильтрами восприятия.

Их делят на 3 типа:

1). Аудиальный (или слуховой), т.е. через слух..

2). Визуальный, через зрение.

3). Кинестетический, фильтр  через осязание, вкус, обоняние.

Человек воспринимает мир  через три канала, но один является ведущим. В зависимости от того, что  является первичным в передачи инф-и. Отсюда разделение людей на 3 группы:

    1. аудиалы
    2. визуалы
    3. кинестетики

У каждого из них собственные  уникальные особенности в речи, в  жестах, в типе дыхания, в мимике и т. д. Также у каждого типа людей по-разному работает память, различные способы передачи инф-и, внимание и т. д. существуют различные способы выявления, к какому типу восприятия относится психика того или иного человека.

 

Лекция №2

Становление психологии как науки

 

Первые представления  о человеке были связаны с существованием внутри тела другого существа. Первое представление — как о существе, выполняющем роль разума. Поведение этого существа контролировалось богами.

В 6 веке д.н.э. это существо получило конкретное понимание —  дух, ответственный за поведение  и чувства человека.

Аристотель выдвинул концепцию души, как функции тела. Впервые употребил понятие «психе», которое в переводе на рус. яз. означает двигатель. Центр этого «психе» находится в сердце, куда поступают и накапливаются впечатления человека и результат рассудочного поведения. Познание по Аристотелю может выступать в одном виде — в виде познания Вселенной и ее законов. Впервые Аристотель выделил центральные критерии личности: мышление, знание, интеллект, мудрость.  В дальнейшем это представление было ведущим до конца средневековья. Хотя в средневековье были и некоторые особенности во взглядах на личность. В частности, было верно то, что сущность человека постигается не через разум, а через бога, который, в свою очередь, является тайной, недоступной пониманию человеком.

Эпоха Возрождения объявила гуманистические тенденции и подход к личности стал более рациональным и научным. Особое место занимает теория Декарта, объясняющая поведение человека с помощью механической теории. По этой теории следовало, что инф-я с помощью органов чувств доставляется по чувственным нервам к спец. отверстиям  в головном мозгу, к-е расширяются и инф-я начинает вытекать по тончайшим трубочкам. При этом сущ-т некая разумная душа, к-я локализована в мозге человека, а не в сердце человека и составляет его сущность.

В эпоху Просвещения развивается эмпиризм — научное учение, связанное с изучением каких-либо явлений на основе экспериментов и научных методов.

Начиная с 18 в., центральным  местом в изучении личности становятся поиски связей м/у мышлением и  душой. Так, например, ученый просветитель Кондиньяк считал, что все знания основываются на ощущениях, рождаются из них.

Философы Лок и Юнг  разработали теорию ассоциативности  идей. Они считали, что все, что  человек познает, обязательно ассоциируется  с тем, что человек уже знает, с уже имеющимися знаниями. Т. о., происходит постоянное развитие человека.

Субъективная  психология — изучает интеллектуальную жизнь, чтобы понять каким образом на основании ассоц-и идей происходит познание окружающего мира.

Объективная психология.

Фехнер и Вундт. Фехнер 1-й попытался выразить зависимость м/у стимулом и ощущением. В 1879г. в Лейпциге  была открыта первая психологическая лаборатория, основателем которой был Вундт. В ней был разработан новый структуралистский  подход к сознанию, к-й харак-ся с помощью метода «расчленения вещества на составляющие элементы». С помощью этого метода Вундт анализировал осознаваемый внутренний опыт, стараясь выяснить и описать его простейшие структуры. Сознание было разбито  на психологические элементы. Основным материалом сознания были объявлены ощущения, образы и чувства и все эти ощущения давались в детальном описании. Этот метод носил название экспериментальной интроспекции — описание чувств в различных ситуациях. В результате проведенных экспериментов выяснили, что  сознание не слагается из элементов, а находится в процессе постоянного развития и изменения.

Примерно в это же время в 1881г. Джеймсом был основан функционалистский подход, к-й заявил, что  проблема изучения сознания не заключается в изучении его структуры, а требуют понимания его функций и выяснения его роли. Он выдвинул гипотезу о том, что основная роль сознания заключается в приспособлении к различным ситуациям на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, что по сути является адаптацией и изучается в современной психологии. При изучении внутренних чувств и ощущений человека было выявлено, что внутри самого сознания существуют ощущения.

Поведенческий подход.

Основатель Пьерон, а  первый человек, который описал принцип  поведения с научной т. зрения, стал Уотсон. Бихевиористский подход развился на основании его теории.

В 1913г. была обнародована схема поведения человека: СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ (поведение). Он выработал объективные  критерии поведения и на основании  их выяснил как происходит образование  условных рефлексов. Эту теорию разрабатывал Павлов, который подтвердил бесполезность концепции сознания.

Ученый Скинер заявил, что любое поведение определяется последствиями. В зависимости от ощущений, к-е человек в результате получит, определяется выбор его  поведения. Т.о., индивид полностью зависит от окружающей среды, а свобода выбора, поведения является иллюзией.

В 70-е гг. была разработана теория социального научения в соц. среде. Ученый Бандура в соответствие с этой теорией выявил основную причину склонности подражать поведению других людей с учетом собственных возможных результатов.

Биологический подход основан на концепции о том, что инф-я проходит по нервным цепям и на ее основе происходит выбор поведения человека и на этот выбор влияет окружающая среда (в т. ч. и соц. опыт). На основании этого подхода развиваются психофизиология, зоопсихология и др.

Когнитивный подход (от лат. «знать»). Он основан на теории о том, что разуму доступна не только инф-я, поступившая извне, но организация этой инф-и (анализ, обобщение, обработка).

Истоки этой психологии лежат в основе Гештальт-психологии (от нем. «форма»). Ее основная тенденция основана на том, что человек выбирает из окружающей среды то, что можно воспринимать в первую очередь. Он воспринимает все в виде общей форме. Выделяют передний и задний план в этой форме.

Конструктивизм.

Основатель Пиаже. Основывается на том, что когнитивное развитие человека представляет собой результат  постепенного процесса, состоящего из стадий и ступеней. Каждый человек  в своем развитии проходит одинаковые стадии. Влияние на прохождение этих стадий имеет, прежде всего, степень созревания нервной системы и среда. В частности, каждый человек в зависимости от собственных способностей   может практически до минимума сократить одну стадию развития или растянуть во времени другую.

Психоаналитический  подход (Фрейд). Поведение формируется на основе подсознания, к-е основано инстинктами и подавленными желаниями.

Гуманистический подход основан на том, что каждый человек способен к неограниченному развитию и стремится полностью реализовать себя в жизни.

Социально-психологический  подход заключается в том, что форма поведения вызвана условиями соц. среды и от условий, к-е влияют на человека не сами по себе, а от того как человек их толкует.

 

 

Лекция №3.

Личность и ее становление в  процессе общения.

Личность формируется  в течение жизни из индивида, благодаря  своей функции, своим качествам  и особенностям, благодаря непрерывной  социализации приобретает основные структурные элементы, которые подразделяются на следующие варианты, т. е.

Социально-психологические  свойства личности:

    1. Рефлексия — это способность понимать внутренний мир другого человека (создание собственных отраженных образов);
    2. Идентификация — способность отождествлять себя с другим человеком;
    3. Эмпотия — способность сопереживать другому человеку;
    4. Динамизм  — способность воздействовать на др. людей;
    5. Эмоциональная устойчивость — способность владеть собой.

Т. к. личность является субъектом  общения и взаимодействия между  людьми, то необходимо определить основные характеристики субъективности личности. Субъективность личности проявляется в:

  1. в психическом и духовном мире чел-ка, который находит концентрированное самовыражение в самосознании своего «Я».
  2. язык и речь и др. знаковые системы, возникающие из потребностей в общении.
  3. самореализация, самоутверждение в различных видах деятельности.
  4. самоутверждение в др. человеке.

Т. о., субъективность —  это результаты влияния культуры с одной стороны (социализация) и  саморазвитие.

Психограмма личности (схема структурных элементов личности):

1. психологические особенности.  Сюда входит хар-р, темперамент,  акцентуация.

2. психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление  и т. д.)

3. психические состояния  — усталость, апатия, стресс, возбуждение.

4. психологические отношения: эмоциональные и интеллектуальные.

Для выявления психических  особенностей личности используются различные  тесты и личное консультирование.

Т. о., компоненты личности настолько многообразны, что становится ясно — становление личности — это длительный процесс, требующий постоянного самоконтроля.

Ребенок рождается индивидом, т. е. биологическим существом, обладающим физиологией, относящийся к человеческому  роду. У него проявляются индивидуальные качества и в зависимости от того как они развиваются  чел-к в большей или меньшей степени благополучно проходит все стадии развития и в конечном итоге формируется его личностные особенности (25 лет +-2,3 года).

Личность чел-ка состоит  из комплекса устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, установки, нравственность. Все эти и др. признаки определяют свойственный этому чел-ку ход мыслей, поведение в различных ситуациях. В целом личность определяется как генетически, так и социально-культурными влияниями.

Существуют много подходов в классификации черт и особенностей личности:

    • описательный;
    • бихивиористский;
    • когнитивный;
    • психодинамический;
    • гуманистический.

Одной из самых распространенных является теория личностных черт, выработанная Эйзенком. Она определяет основные черты по двум основным осям. Первая ось — интроверсия, вторая — экстроверсия.

 

                          нестабильность  


 

Интр. Экстр.

 

 

 

 

 

 

Стабильность

Интроверты – это люди, обращенные во внутрь себя, склонные к самоанализу, чувствующие себя комфортно вне общения с людьми и способные  к саморазвитию.

Экстроверты — люди, направленные на вне себя, нуждающиеся в частом общении с другими людьми, ориентированные на внешние проявления своих результатов, своей самореализации.

Хар-ки основных типов темперамента:

 

Сангвиник — легкая приспособляемость к изменяющимся условиям среды, высокая сопротивляемость трудностям, общительность, широкий круг знакомств, активность и работоспособность, легкость переучивания, оптимистичность.

 

Холерик — повышенная возбудимость, большая жизненная энергия, недостаток самообладания, несдержанность, неуравновешенность, резкость, порывистость, увлеченность, спады настроения.

 

Флегматик — малая чувствительность и эмоциональность, спокойствие, медлительность, упорство, уравновешенность, терпеливость, выдержка и самообладание, инертность.

 

Меланхолик — высокая чувствительность, эмоциональная ранимость, обидчивость, боязливость, тревожность, неуверенность в себе.

 

 

 

 

 

 

Лекция №4

Восприятие

Восприятие окружающего  мира подгоняется нами пол мерки человеческих органов чувств. Речь идет об относительном образе определенных элементов, к-е формируются у нас в отличие от образов летучей мыши, змеи, собаки и т. д.

Информация о работе Лекции по "Психологии"