Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курс лекций
Психология как наука занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.
Теории рождения человека:
1 теория:
Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. — все это является приобретенным.
2 теория:
Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.
Т.к. интенсивность эмоций зависит от индивидуальных особенностей восприятия.
Память и мышление
Память — это способность осуществлять сбор инф-и, приобретается мозгом и управляет поведением. Событие нашей жизни проходит через нашу память
Память имеет следующую структуру:
1-й уровень: сенсорная — это память, к-я сохраняет на уровне рецепторов в нашем организме на ¼ долю секунды и за это время наш мозг решает хранить ли эту инф-ю долго или нет. Если мозг не принимает инф-ю, то она стирается за 1 секунду.
2-й уровень: кратковременная память. В том случае, если инф-я передана рецепторами, она может сохранятся недолго. Она характеризуется емкостью и длительностью.
Кратковременная память — около 20 секунд. За это время сохраняется несколько чисел, слогов за одну долю секунды. Если она не прокручивается, то вскоре уходит из памяти.
Емкость:
Память всреднем не может хранить и запоминать одновременно более семи предметов в зависимости от ситуации не более 9, а минимум 5.
3-й уровень: долговременная память. Возможности безграничны. Они зависят от важности запоминания, от способа кодирования, воспроизводства.
Факторы, к-е влияют на долговременную память:
1). Привычность инф-и, когда событие повторяется несколько раз.
2). Контекст — это те обстоятельства наиболее важные для запоминания, чем само событие.
3). Принцип специфичной кодировки.
4). Структурирование инф-и.
5). Углубление в изучаемый предмет.
Процессы, связанные с памятью.
1). Кодирование. В ходе этого процесса выделяется та инф-я, к-я будет в дальнейшем хранится.
2). Хранение.
3). Извлечение или
Мышление — это своего рода способность использовать хранящуюся в памяти инф-ю для достижения своих собственных целей и для реализации своих интересов. При этом возможна ассоциация неуправляемой жесткой организации мысли. Мышление играет важную роль в принятии решения.
Тема семинара:
Мышление, формирование и усвоение понятий, стратегия мышления, теория когнитивных процессов, мышление и речь.
Образование и воспитание чел-ка было в центре внимания уже со времен античности. Однако воспитательный процесс был значителен уже в первобытном обществе, когда знания и опыт передавались из поколения в поколение, стоял на первом месте. Для того, чтобы чел-к мог выжить и стал членом общества. Во второй половине 18-го века воспитательный процесс получил свою теоретическую основу, стал предметом изучения. Первоначально теории научения связывались с теми психологическими направлениями; к-е разрабатывали ученые в те или иные периоды исторического развития.
Ассоциативная теория, основываясь в дальнейшем на разработках Чартли, к-й считал, что внешнее воздействие вызывает ответную реакцию нервных тканей, в результате появляются вибрации. Они сохраняются и накапливаются и вся дальнейшая новая инф-я воспринимается через призму имеющихся вибраций. Благодаря этому организм становится обучающейся системой, имеющей историю.
В дальнейшем эта теория разрабатывалась Фишером, к-й считал, что наши идеи и представления существуют в том порядке, в к-м существовали ощущения, является первоисточником наших знаний.
Основной акцент при этом научении делался на память. Однако мышлению уделялась значительная роль, т.к. движение мысли зависело от того, какие идеи в каком порядке берутся человеком из памяти. Считают, что качество мышления зависит от способности репродуктировать инф-ю из памяти и возможности ее многократного повторения. Т.о. основополагающая роль в заучивании…сис-ма образования 19 в. имело серьезную научную теоретическую основу.
Бихевиоризм приходит путем экспериментальных опытов практически к новому слиянию памяти и научного….Здесь научение сводится к умению приобретать навыки или способности.
В конце 19 в. яркий представитель психологии Торндайк разработал теорию проб и ошибок, к-я означает, что животные пытаются совершить множество проб, пока случайно не наткнутся на оптимальный вариант действия, к-й закрепляется в памяти. Он вывел 3 закона научения с позиции его теории:
1). Закон эффекта (основной закон) — нахождение оптимального эффекта действия с помощью проб.
2). Закон управления заключается в том, чем большее количество раз повторено выбранное действие, тем лучше оно закрепляется.
3). Закон готовности. Животное способно тогда совершать пробы, когда оно готово(т.е. есть мотив).
Гештальт-психология: критический анализ метода проб и ошибок был дан Тофкой. В отличие от предыдущей теории, за основу были взяты не элементы, а целая структура или гештальт. Основой теории является постулат, что возникновение структуры есть спонтанная организация или самоорганизация материалов, к-е возникают в процессе восприятия и припоминания независимо от субъекта и каких-либо принципов, а на основе психологических законов восприятия. Целью обучения по этой теории является обучение пониманию, охватываемого соотношение частного к общему. В рамках этой психологической теории развивается понимание психологического феномена инсайд (спонтанное возникновение решения, вывода; озарение). В отличие от Торндайка Тофко считал, что многократное повторение приводит к худшему пониманию. Важнее повторять структуру, также в рамках обучения подражанием.
Сначала 20-го столетия на основе выше перечисленных и др. научных подходов сформировались различные теории обучения. Согласно одним из них задача обучения состоит в том, что раз-е опред. способностей для добывания знаний; согласно другим основной задачей обучения является общая сумма знаний.
В
современных образовательных
1). Позиция непосредственности (опосредованности) позиция обучающих и обучающихся контактно или дистанционно.
2). Принцип сознательности или интуитивизма, т.е. осознает ли ребенок те умения, к-е он получает или это происходит неосознанно.
3). Основание по наличию
4). Основание взаимосвязи
5). Связь обучения с будущей деятельностью.
6). Способы организации обучения (методы: технол. инф.)
В современной технологии существуют 2 метода обучения, научения и воспитания:
1). Западный;
2). Восточный.
Западный состоит в следующем: он идет как бы по кругу от осознанного неумения (ребенок не умеет читать) далее появляется осознанное умение.
Восточный идет по кругу от неосознанного неумения к осознанному умению.
умение
неосознанное осознанное
умение
В
неосозн.
В З
неосознанное З осознанное
неумение