Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Психология как наука занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.
Теории рождения человека:
1 теория:
Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. — все это является приобретенным.
2 теория:
Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

Лекции по психологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Э = Ожидание — Реализация

 

Т.к. интенсивность эмоций зависит  от индивидуальных особенностей восприятия.

 

Память и мышление

 

Память — это способность осуществлять сбор инф-и, приобретается мозгом и управляет поведением. Событие нашей жизни проходит через нашу память

Память имеет следующую структуру:

 

1-й уровень: сенсорная — это память, к-я сохраняет на уровне рецепторов в нашем организме на ¼ долю секунды и за это время наш мозг решает хранить ли эту инф-ю долго или нет. Если мозг не принимает инф-ю, то она стирается за 1 секунду.

 

2-й уровень:  кратковременная память. В том случае, если инф-я передана рецепторами, она может сохранятся недолго. Она характеризуется емкостью и длительностью.

Кратковременная память — около 20 секунд. За это время сохраняется  несколько чисел, слогов за одну долю секунды. Если она не прокручивается, то вскоре уходит из памяти.

Емкость:

Память всреднем не может хранить  и запоминать одновременно более  семи предметов в зависимости  от ситуации не более 9, а минимум 5.

 

3-й уровень: долговременная память. Возможности безграничны. Они зависят от важности запоминания, от способа кодирования, воспроизводства.

Факторы, к-е влияют на долговременную память:

 

1). Привычность инф-и, когда событие повторяется несколько раз.

 

2). Контекст — это те обстоятельства наиболее важные для запоминания, чем само событие.

 

3). Принцип специфичной кодировки.

 

4). Структурирование инф-и.

 

5). Углубление в изучаемый предмет.

 

Процессы, связанные  с памятью.

1). Кодирование. В ходе  этого процесса выделяется та  инф-я, к-я будет в дальнейшем хранится.

2). Хранение.

3). Извлечение или воспроизведение  хранящейся инф-и.

 

Мышление — это своего рода  способность использовать хранящуюся в памяти инф-ю для достижения своих собственных целей и для реализации своих интересов. При этом возможна  ассоциация неуправляемой жесткой организации мысли. Мышление играет важную роль в принятии решения.

 

 

Тема семинара:

Мышление, формирование и усвоение понятий, стратегия мышления, теория когнитивных процессов, мышление и  речь.

Последняя лекция!!!!!!!!

Психологическая основа образования  и воспитания

Образование и воспитание чел-ка было в центре внимания уже со времен античности. Однако воспитательный процесс  был значителен уже в первобытном  обществе, когда знания и опыт передавались из поколения в поколение, стоял на первом месте. Для того, чтобы чел-к мог выжить и стал членом общества. Во второй половине 18-го века воспитательный процесс получил свою теоретическую основу, стал предметом изучения. Первоначально теории научения связывались с теми психологическими направлениями; к-е разрабатывали ученые в те или иные периоды исторического развития.

Ассоциативная теория, основываясь в дальнейшем на разработках Чартли, к-й считал, что внешнее воздействие вызывает ответную реакцию нервных тканей, в результате появляются вибрации. Они сохраняются и накапливаются и вся дальнейшая новая инф-я  воспринимается через призму имеющихся вибраций. Благодаря этому организм становится обучающейся системой, имеющей историю. 

В дальнейшем эта теория разрабатывалась  Фишером, к-й считал, что наши идеи и представления существуют в том порядке, в к-м существовали ощущения, является первоисточником наших знаний.

Основной акцент при этом научении делался на память. Однако мышлению уделялась значительная роль, т.к. движение мысли зависело от того, какие идеи в каком порядке берутся человеком из памяти. Считают, что качество мышления зависит от способности репродуктировать инф-ю из памяти и возможности ее многократного повторения. Т.о. основополагающая роль в заучивании…сис-ма образования 19 в. имело серьезную научную теоретическую основу.

Бихевиоризм приходит путем экспериментальных опытов практически к новому слиянию памяти и научного….Здесь научение сводится к умению приобретать навыки или способности.

В конце 19 в. яркий представитель психологии Торндайк разработал теорию проб и ошибок, к-я означает, что животные пытаются совершить множество проб, пока случайно не наткнутся на оптимальный вариант действия, к-й закрепляется в памяти. Он вывел 3 закона научения с позиции его теории:

1). Закон эффекта (основной закон) — нахождение оптимального эффекта действия с помощью проб.

2). Закон управления заключается в том, чем большее количество раз повторено выбранное действие, тем лучше оно закрепляется.

3). Закон готовности. Животное способно тогда совершать пробы, когда оно готово(т.е. есть мотив).

Гештальт-психология: критический анализ метода проб и  ошибок был дан Тофкой. В отличие  от предыдущей теории, за основу были взяты  не элементы, а целая структура  или гештальт. Основой теории является постулат, что  возникновение структуры есть спонтанная организация или самоорганизация материалов, к-е возникают в процессе восприятия и припоминания независимо  от субъекта и каких-либо принципов, а на основе психологических законов восприятия. Целью обучения по этой теории является обучение пониманию, охватываемого соотношение частного к общему. В рамках этой психологической теории развивается понимание психологического феномена инсайд (спонтанное возникновение решения, вывода; озарение). В отличие от Торндайка Тофко считал, что  многократное повторение приводит к худшему пониманию. Важнее повторять структуру, также в рамках обучения подражанием.

Сначала 20-го столетия на основе выше перечисленных  и др. научных подходов сформировались различные теории обучения. Согласно одним из них задача обучения состоит в том, что раз-е опред. способностей  для добывания знаний; согласно другим основной задачей обучения является общая сумма знаний.

В современных образовательных технологиях  рассматриваются процессы обучения с позиции следующих оснований:

1). Позиция непосредственности (опосредованности) позиция обучающих  и обучающихся контактно или  дистанционно.

2). Принцип сознательности или  интуитивизма, т.е. осознает ли  ребенок те умения, к-е он получает  или это происходит неосознанно.

3). Основание по наличию управления  образовательных процессов.

4). Основание взаимосвязи образования  и культуры. С одной стороны  образование может быть в проекции  образа культуры, с др. стороны…

5). Связь обучения с будущей  деятельностью.

6). Способы организации обучения (методы: технол. инф.)

В современной технологии существуют 2 метода обучения, научения и воспитания:

1). Западный;

2). Восточный.

Западный состоит в следующем: он идет как бы по кругу от осознанного  неумения (ребенок не умеет читать)  далее появляется осознанное умение.

Восточный идет по кругу от неосознанного  неумения к осознанному  умению.


                            умение

неосознанное                   осознанное

умение                              умение

 

                      

                      В

неосозн.                                                    осозн.



                В              З


неосознанное    З                   осознанное    

неумение                              неумение


                                неумение


Информация о работе Лекции по "Психологии"