Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курс лекций
Психология как наука занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.
Теории рождения человека:
1 теория:
Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. — все это является приобретенным.
2 теория:
Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.
Наш мир — это мир сугубо человеческий. Каждый день каждый вид обладает теми рецепторами, к-е позволяют организму получать инф-ю наиболее полезную в его среде. У каждого вида свое собственное представление действительности (реальности).
Кроме того современная физика и квантовая механика вынуждают пересмотреть установленные отношения между пространством и временем, причиной и следствием, субъектом и объектом.
Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых можно уловить лишь небольшую часть. У детей органы чувств действуют с рождения, а по современным данным даже до рождения. Человеческий мозг обладает механизмами, к-е устанавливаются после рождения. При этом одни сигналы более привычные распознаются нашим мозгом автоматически. В случаях, когда инф-я новая, неполная или неоднозначная наш мозг действует методом гипотез. Затем он проверяет каждую из них и оставляет ту, к-я ему кажется наиболее правдивой. Известно, что люди слепые с рождения возвращают зрение, то во взрослом состоянии они смогут различать предметы, следить за ними в пространстве, различать основные цвета. Однако различить форму и оттенок не в состоянии.
1. Самый важный принцип организации состоит в том, что любой образ воспринимается нами как фигура выделяется на каком-либо фоне. Наш мозг имеет тенденцию конструировать сигнал таким образом, что все, что меньше или имеет более правдивую форму, более важный смысл воспринимается как фигура, а сам фон воспринимается как неконструктивный.
Прежде всего закон фигуры и фона относится к зрительному восприятию. Однако это справедливо и по отношению к остальным чувствам. Вся картина способна перестроится как только др. элемент фона становится значимым. Тогда фигура сменяется, превращается в фон и выделяется новая.
2. Принцип заполнения пробела.
Заключается в том, что всегда старается свести фигурное к простому контуру. Когда предмет, образ, мелодия, фраза представлены разрозненными элементами мозг будет систематически пытаться свести их воедино и добавить недостающие фразы.
3. Объединение или группировка элементов.
Элементы могут объединяться по принципу сходства, близости, непрерывности или симметрии. По принципу близости мозг объединяет близкие или смежные элементы в 1 форму. Принципы сходства состоят в том, что легче соединять схожие предметы.
4. Объединение по принципу непрерывности.
Наиболее сложно для нашего мозга объединять предметы, к-е сохраняют одно направление.
Из интерпретаций, к-е могут быть сделаны относительно различных элементов, мы выбираем ту, к-я является самой простой, полной или которая включает наибольшее число рассматриваемых принципов.
Специальными элементами являются движение и время. Уже …….предметы наш мозг сохраняет их размеры, цвет, форму не зависимо от того, с какого расстояния смотрим.
Т. о., осознаем автоматические ппроавки, осуществляемые нашим мозгом. Однако бывает, что внешняя инф-я противоречива, особенно когда возникает иллюзия (реальное искажение).
Наиболее важным принципом восприятия чел-ком окруж. мира является бинокулярное зрение. Подобные явления существуют в области слуха. Два уха в отдельности улавливают источники звука, но инф-я о них улавливается мозгом не одновременно, с разницей в тысячные доли секунды.
Т.о., возникает стереофоническое звучание, т.к. мы получаем большое количество инф-и и нам бы часто грозила перегрузка инф-ей, если бы не было различных механизмов, к-е поддерживают количество раздражителей на более менее приемлемом постоянном уровне.
1-ый механизм характеризуется
2-й это привыкание. Вступает в действие в случае более сложной стимуляции, к-я не столь важна для выживания организма и деятельности, в которой он занят.
Внимание и восприятие.
Для того, чтобы событие было воспринято надо чтоб оно вызвало ориентированную реакцию, которая поможет настроить на него все органы чувств. Чем больше наше внимание будет обращено на сложность и новизну, тем больше вероятность того, что инф-я будет воспринята.
Другой определяющий фактор повторяется и используется в рекламе. Выбор инф-и в большей степени зависит от интересов и потребностей людей. Кроме того они склонны обращать внимание на детали, к-е отвечают нашему ожиданию.
Явление избирательности отличается как в области зрительного так и сенсорного. Например, если одеть наушники с разными текстами. Чел-к способен воспринимать только одним ухом.
Порог восприятия, к-й называют физиологическим, — это предел чувствительности каждого рецептора, за пределом которого не может наступить возбуждение. Это порог сознательного осознания, к-й выступает на более высоком уровне и контролируется ретикулярной инф-ей. Зависит от возраста и физиологических факторов. Порог восприятия менее стабилен. Между этими порогами существуют зоны чувствительности, в которых возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но не доходит до сознания (подпороговая зона).
Психология познавательной деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности чел-ка, направленной на познание и творческое преобразование окружающегося мира (вкл. самого себя и условия своего существования).
В деятельности ч-к создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, без чего его активность не существовала бы в природе.
Творческий хар-р человеческой
деят-ти проявляется в том, что
благодаря ей он выходит за пределы
своей природной
Дея-ть чел-ка принципиально отличается от активности животных в том отношении, что если у животных активность вызвана естест. Потребностями, то дея-ть чел-ка в основном порождается и поддерживается искусств. Потребностями, возникшими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Потребности заключены в познании, в нравственном совершенствовании и т. д.
Деятельность — это активное взаимодействие чел-ка со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него потребностей и мотивов.
Мотивы — это то, что побуждает чел-ка к деятельности, на что направлена непосредственно деят-ть.
Действия — отн-но законченные элементы деят-ти, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему смыслу.
Действия выступают в двух основных формах. Когда цель осознается, то действия выступают в форме поступка.
Действия:
Основные виды деят-ти:
Деят-ть чел-ка проявляется и продолжается в творениях. Она носит продуктивный, а не только потребительский хар-р, в отличие от животных.
В следствие продуктивного творче
2. Для того, чтобы удовлет-ть свои потребности (общаться, трудиться, учиться и т. д.) чел-к должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деят-ти, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Это во многом обеспечивают психические познавательные процессы (ППП), без чего не возможна человеческая деят-ть…
К ППП относят: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
Психическое состояние — состояние сна или бодрствования
Психические свойства личности — направленность, темперамент, хар-р и способности.
Психические образования — знания, навыки и т. п.
Св-ва ППП сам-но!!!!!!
Мотивация и эмоциональная активация
Любая деятельность вызвана какими-либо причинами. Любой поступок любого человека можно мотивировать и добиться желаемого результата. Необходимость конкретной деятельности бывает связана с жизненными потребностями. Для того чтобы занять время, чел-к в большинстве случаев направляет свою деятельность в зависимости от специфики своего предприятия.
Активация организма основывается на мотивации и восприятии. Без мотивации восприятие бесполезно и наоборот. Эти процессы неразрывно связаны друг с другом. Осознание мира окрашивается эмоциями и чувствами(оно не бывает нейтральным), к-е определяются пониманием сигналов и контекстов.
Существуют нервные
структуры мозга, отвечающие за мотивацию
и эмоции, и эти нервные структуры
располагаются в
Существует ряд теорий различающих первичную (т.е. биологическую) активацию от потребностей. Основными из них являются три теории:
1). Теория биологического побуждения.
Эта теория основывается на том, что чел-ка наиболее важны первичные потребности (в еде, в кислороде и т. п.). и при нарушении их баланса организм вырабатывает соответствующую потребность, что приводит к появлению биологического импульса. Он является первичным побуждением и таким образом вызывается у чел-ка ряд координирующих действий на удовлетворение этих потребностей. Как только равновесие восстановлено наш организм принимает меры для его поддержания, что в науке называется гомеостаз.
Т.о., гомеостатическое поведение — это такое поведение, к-е направлено на устранение мотивации путем удовлетворения ее потребностей. Теория не объясняет такие явления как, например, почему чел-к продолжает что-либо делать, когда он удовлетворил свои потребности.
2). Теория оптимальной активации.
В соответствии с этой теорией организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, к-й позволяет функционировать более эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, а зависит от физиологического и психического состояния чел-ка в данный момент. Каждый чел-к индивидуально нуждается в стимулах разной интенсивности.
3). Когнитивная теория мотивации.
В любом случае, чтобы сделать выбор нужно……….. чаще всего чел-к пребывает в раздумьях над выбором своего поведения
В соответствии с этими теориями считается, что любые наши действия мотивированы и не только в тех случаях, в к-х нарушено равновесие, но и в любом другом.
Психолог Бойлес рассматривает мотивацию как механизм выбора формы поведения. Чаще всего мы выбираем такую возможность, ту форму поведения, к-я в данный момент наиболее соответствует нашим мыслям, эмоциям, воспоминаниям, контекстам и т. п.
Психолог Десси считает, что поступки мотивированы внутренне в соответствии с индивидуальными потребностями, к-е развивают в нас чувства компетен-и. Этого же мнения придерживается Фишер.
Мютер: он полагал, что наши ближайшие действия мотивированы целями на будущее. Чем важнее цели, тем сильнее мотивация, тем больше ориентировано поведение. Важнее не сама цель, а желание ее достигнуть.
В рамках когнитивной мотивации существует теория мотивации потребностей, к-ю разработал Маслов. Он считал, что выбор деятельности может быть адекватно осуществлен только когда элементарные потребности. Он выстроил пирамиду потребностей, состоящую из 6-ти ступеней.
6 - потребность в самореализации
5 - в когнитивной и эстетической(в новых зданиях, в порядке, красоте…)
4 - потребность в уважении, благодарности, одобрении и т.п.
3 - потребность к привязанности, любви, к дому, к причастности…
2 - потребность в безопасности (физической и психологич.)
1 - физиологические потребности (в еде, в воде и т.д.)
Т. о, пока нижние потребности не удовлетворены, остальные не реализуются.
Одновременно проявляются и внутренних переживаниях и в поведении. Единственный способ узнать — спросить. Выражение эмоций зависит от культуры. В любом случае эмоции напрямую связаны с физиологической активацией. Чел-к способен использовать эмоции благодаря резким изменениям. Характер эмоций зависит от умственного развития чел-ка и от инф-и, поступающей субъекту.
Есть еще одна формула: