Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Психология как наука занимается изучением процессов, происходящих в психике людей на уровне сознания и подсознания.
Теории рождения человека:
1 теория:
Дети рождаются как чистый лист бумаги. Т. е. все, что общество накладывает на человека: установки, система ценностей, поведение, черты хар-ра и т.д. — все это является приобретенным.
2 теория:
Все особенности хар-ра человека являются врожденными. Причем говорят, что они закладываются еще в утробе матери на 2-м месяце беременности. Будущая личность не поддается корректировке, реализ. в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

Лекции по психологии.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Наш мир — это мир  сугубо человеческий. Каждый день каждый вид обладает теми рецепторами, к-е позволяют организму получать инф-ю наиболее полезную в его среде. У каждого вида свое собственное представление действительности (реальности).

Кроме того современная физика и  квантовая механика вынуждают пересмотреть установленные отношения между  пространством и временем, причиной и следствием, субъектом и объектом.

Окружающая среда в  любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых  можно уловить лишь небольшую  часть. У детей органы чувств действуют  с рождения, а по современным данным даже до рождения. Человеческий мозг обладает механизмами, к-е устанавливаются после рождения. При этом одни сигналы более привычные распознаются нашим мозгом автоматически. В случаях, когда инф-я новая, неполная или неоднозначная наш мозг действует методом гипотез. Затем он проверяет каждую из них и оставляет ту, к-я ему кажется наиболее правдивой. Известно, что люди слепые с рождения возвращают зрение, то во  взрослом состоянии они смогут  различать предметы, следить за ними в пространстве, различать основные цвета. Однако различить форму и оттенок не в состоянии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

1. Самый важный принцип организации состоит в том, что любой образ воспринимается нами как фигура выделяется на каком-либо фоне. Наш мозг имеет тенденцию конструировать сигнал таким образом, что все, что меньше или имеет более правдивую форму, более важный смысл воспринимается как фигура, а сам фон воспринимается как неконструктивный.

Прежде всего закон фигуры и фона относится к зрительному восприятию. Однако это справедливо и по отношению к остальным чувствам. Вся картина способна перестроится как только др. элемент фона становится значимым. Тогда фигура сменяется, превращается в фон и выделяется новая.

2. Принцип заполнения  пробела.

Заключается в том, что  всегда старается свести фигурное к простому контуру. Когда предмет, образ, мелодия, фраза представлены разрозненными элементами мозг будет систематически пытаться свести их воедино и добавить недостающие фразы.

3. Объединение  или группировка элементов.

Элементы могут объединяться по принципу сходства, близости, непрерывности или симметрии. По принципу близости  мозг объединяет близкие или смежные элементы в 1 форму. Принципы сходства состоят в том, что легче соединять схожие предметы.

4. Объединение  по принципу непрерывности.

Наиболее сложно для  нашего мозга объединять предметы, к-е сохраняют одно направление.

Из интерпретаций, к-е  могут быть сделаны относительно различных элементов, мы выбираем ту, к-я является самой простой, полной или которая включает наибольшее число рассматриваемых принципов.

Специальными элементами являются движение и время. Уже …….предметы наш мозг сохраняет их размеры, цвет, форму не зависимо от того, с какого расстояния смотрим.

Т. о., осознаем автоматические ппроавки, осуществляемые нашим мозгом. Однако бывает, что внешняя инф-я противоречива, особенно когда возникает иллюзия (реальное искажение).

Наиболее важным принципом восприятия чел-ком окруж. мира является бинокулярное зрение. Подобные явления существуют в области слуха. Два уха в  отдельности улавливают источники звука, но инф-я о них улавливается мозгом не одновременно, с разницей в тысячные доли секунды.

Т.о., возникает стереофоническое звучание, т.к. мы получаем большое количество инф-и и нам бы часто грозила перегрузка инф-ей, если бы не было различных механизмов, к-е поддерживают количество раздражителей на более менее приемлемом постоянном уровне.

1-ый механизм характеризуется сенсорной адаптацией.

2-й это привыкание. Вступает в действие в случае более сложной стимуляции, к-я не столь важна для выживания организма и деятельности, в которой он занят.

 

Внимание  и восприятие.

Для того, чтобы событие  было воспринято надо чтоб оно вызвало  ориентированную реакцию, которая  поможет настроить на него все  органы чувств. Чем больше наше внимание будет обращено на сложность и новизну, тем больше вероятность того, что инф-я будет воспринята.

Другой определяющий фактор повторяется и используется в рекламе. Выбор инф-и в большей  степени зависит от интересов  и потребностей людей. Кроме того они склонны обращать внимание на детали, к-е отвечают нашему ожиданию.

Избирательный феномен внимания

Явление избирательности  отличается как в области зрительного  так и сенсорного. Например, если одеть наушники с разными текстами. Чел-к способен воспринимать только одним  ухом.

Порог восприятия, к-й  называют физиологическим, — это  предел чувствительности каждого рецептора, за пределом которого не может наступить  возбуждение. Это порог сознательного  осознания, к-й выступает на более  высоком уровне и контролируется ретикулярной инф-ей. Зависит от возраста и физиологических факторов. Порог восприятия менее стабилен. Между этими порогами существуют зоны чувствительности, в которых возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но не доходит до сознания (подпороговая зона).

 

 

Психология познавательной деятельности

  1. Понятие и строение человеческой деятельности  ее виды и развитие.
  2. Деятельность и психические процессы: виды, функции и содержание.

 

Деятельность можно определить как специфический вид активности чел-ка, направленной на познание и творческое преобразование окружающегося мира (вкл. самого себя и условия своего существования).

В деятельности ч-к создает  предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет  и совершенствует природу, строит общество, создает то, без чего его активность не существовала бы в природе.

Творческий хар-р человеческой деят-ти проявляется в том, что  благодаря ей он выходит за пределы  своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои генотипические обусловленные возможности.

Дея-ть чел-ка принципиально  отличается от активности животных в  том отношении, что если у животных активность вызвана естест. Потребностями, то дея-ть чел-ка в основном порождается  и поддерживается искусств. Потребностями, возникшими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Потребности заключены в познании, в нравственном совершенствовании и т. д.

Деятельность — это активное взаимодействие чел-ка со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него потребностей и мотивов.

 


 

 

Мотивы — это то, что побуждает чел-ка к деятельности, на что направлена непосредственно деят-ть.

Действия — отн-но законченные элементы деят-ти, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему смыслу.

Действия выступают в двух основных формах. Когда цель осознается, то действия выступают в форме поступка.

      Действия:

  • сенсорные, по восприятию объекта;
  • моторные, т. е. двигательные;
  • волевые, мыслительные….

 

Основные виды деят-ти:

  • игра;
  • учеба;
  • труд;
  • общение.

Деят-ть чел-ка проявляется и продолжается в творениях. Она носит продуктивный, а не только потребительский хар-р, в отличие от животных.

В следствие продуктивного творческого хар-ра своей деят-ти чел-к создал знаковые системы — орудия воздействия на себя и природу. Чел-к включаясь в основные виды деят-ти обеспечивает свое существование и формирование его как личности.

 

2. Для того, чтобы удовлет-ть свои потребности (общаться, трудиться, учиться и т. д.) чел-к должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деят-ти, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Это во многом обеспечивают психические познавательные процессы (ППП), без чего не возможна человеческая деят-ть…

К ППП относят: ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.

Психическое состояние — состояние сна или бодрствования

Психические свойства личности — направленность, темперамент, хар-р и способности.

Психические образования — знания, навыки и т. п.

 

Св-ва ППП сам-но!!!!!!

 

Мотивация и эмоциональная активация

Любая деятельность вызвана какими-либо причинами. Любой поступок любого человека можно мотивировать и добиться желаемого результата. Необходимость конкретной деятельности бывает связана с жизненными потребностями. Для того чтобы занять время, чел-к в большинстве случаев направляет свою деятельность в зависимости от специфики своего предприятия.

Активация организма основывается на мотивации и восприятии. Без мотивации восприятие бесполезно и наоборот. Эти процессы неразрывно связаны друг с другом. Осознание мира окрашивается эмоциями и чувствами(оно не бывает нейтральным), к-е определяются пониманием сигналов и контекстов.

Существуют нервные  структуры мозга, отвечающие за мотивацию  и эмоции, и эти нервные структуры  располагаются в непосредственной близости друг с другом. И как  только активизируется одна, вступает и другая часть за что-либо отвечающая.

Существует ряд теорий различающих первичную (т.е. биологическую) активацию от потребностей. Основными из них являются три теории:

 

1). Теория  биологического побуждения.

Эта теория основывается на том, что чел-ка наиболее важны  первичные потребности (в еде, в  кислороде и т. п.). и при нарушении их баланса организм вырабатывает соответствующую потребность, что  приводит к появлению биологического импульса. Он является первичным побуждением и таким образом вызывается у чел-ка ряд координирующих действий на удовлетворение этих потребностей. Как только равновесие восстановлено наш организм принимает меры для его поддержания, что в науке называется гомеостаз. 

Т.о., гомеостатическое поведение —  это такое поведение, к-е направлено на устранение мотивации путем удовлетворения ее потребностей. Теория не объясняет такие явления как, например, почему чел-к продолжает что-либо делать, когда он удовлетворил свои потребности.

 

2). Теория  оптимальной активации.

В соответствии с этой теорией организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, к-й позволяет функционировать более эффективно. Этот уровень не соответствует абсолютному нулю, а зависит от физиологического и психического состояния чел-ка в данный момент. Каждый чел-к индивидуально нуждается в стимулах разной интенсивности.

 

3). Когнитивная  теория мотивации.

В любом случае, чтобы  сделать выбор нужно……….. чаще всего  чел-к пребывает в раздумьях  над выбором своего поведения

В соответствии с этими теориями считается, что любые наши действия мотивированы и не только в тех случаях, в к-х нарушено равновесие, но и в любом другом.

Психолог Бойлес рассматривает мотивацию как механизм выбора формы поведения. Чаще всего мы выбираем такую возможность, ту форму поведения, к-я в данный момент наиболее соответствует нашим мыслям, эмоциям, воспоминаниям, контекстам и т. п.

Психолог Десси считает, что поступки мотивированы внутренне в соответствии  с индивидуальными потребностями, к-е развивают в нас чувства компетен-и. Этого же мнения придерживается Фишер.

Мютер: он полагал, что  наши ближайшие действия мотивированы целями на будущее. Чем важнее цели, тем сильнее мотивация, тем больше ориентировано поведение. Важнее не сама цель, а желание ее достигнуть.

В рамках когнитивной  мотивации существует теория мотивации  потребностей, к-ю разработал Маслов. Он считал, что выбор деятельности может быть адекватно осуществлен только когда элементарные потребности. Он выстроил пирамиду потребностей, состоящую из 6-ти ступеней.


 

                      6      -  потребность  в самореализации


                      5         - в когнитивной и эстетической(в новых зданиях, в порядке, красоте…)         


                      4               -  потребность в уважении, благодарности,  одобрении и т.п.


                      3               - потребность к привязанности, любви, к дому, к причастности…


                       2                     -  потребность в безопасности (физической и психологич.)


1                         -  физиологические потребности  (в еде, в воде и т.д.)

 

 

Т. о, пока нижние потребности не удовлетворены, остальные  не реализуются.

Эмоции

Одновременно проявляются и  внутренних переживаниях и в поведении. Единственный способ узнать — спросить. Выражение эмоций зависит от культуры. В любом случае эмоции напрямую связаны  с физиологической активацией. Чел-к способен использовать эмоции благодаря резким изменениям. Характер эмоций зависит от умственного развития чел-ка и от инф-и, поступающей субъекту.

Э = Необходимая инф-я — Имеющаяся  инф-я

 

Есть еще одна формула:

Информация о работе Лекции по "Психологии"