Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:24, лекция

Описание работы

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_ekzamen_psikhologia.docx

— 288.76 Кб (Скачать файл)
        1. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
  1. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания.

3. Основные методы: Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее. Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификаций методов  психологии существует великое множество. Здесь приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные
  2. Эмпирические
  3. Методы по сбору обработки данных
  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки  данных:

  • Методы качественного описания
  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)

4. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются эмпирические методы, которые позволяют получить конкретные данные, касающиеся природы психических явлений, главные из которых- наблюдение и эксперимент. 
                   Наблюдение- это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Разделяется на житейские наблюдения, которые ограничиваются регистрацией фактов, носящих случайный и неорганизованный характер и научный метод наблюдения- переход описания факта к объяснению его внутренней сущности. 
                   Эксперимент- это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях и применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах. Формирующий эксперимент (обучающий и воспитывающий), моделирует некоторые стороны деятельности человека. 
                   К вспомогательным методам психологии относятся: анализ продуктов деятельности, биографический метод, близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкетирование, прогнозирующие и диагностирующие тесты.  

 

 

  • 7.Анализаторы человека — это специфические структуры нервной системы, основная функция которых состоит в восприятии информации и формировании соответствующих реакций. При этом информация может идти как из окружающей среды, так и изнутри самого организма. Зрительный анализатор. Рецепторная часть данной структуры представлена глазами. Человеческий глаз состоит из трех оболочек — белковой, кровеносной и нервной. Количество света, которое поступает на сетчатку, регулируется зрачком, который способен расширятся и суживаться. Луч света переламывается на роговице, хрусталике и в стекловидном теле. Таким образом, изображение попадает на сетчатку, которая содержит множество нервных рецепторов — палочек и колбочек. Благодаря химическим реакциям здесь формируется электрический импульс, которые следует по зрительному нерву и проектируется в затылочных долях коры головного мозга.
  • Слуховой анализатор. Рецептором здесь является ухо. Внешняя его часть собирает звук, средняя представляет собой путь его прохождения. Вибрация продвигается по отделам анализатора до тех пор, пока не достигнет завитка. Здесь колебания вызывают движение отолитов, которое и формирует нервный импульс. Сигнал идет по слуховому нерву к височным долям головного мозга.
  • Обонятельный анализатор. Внутренняя оболочка носа покрыта так называемым обонятельным эпителием, структуры которого реагируют на молекулы запаха, создавая нервные импульсы.
  • Вкусовые анализаторы человека. Они представлены вкусовыми сосочками — скоплением чувствительных химических рецепторов, которые реагируют на определенные химические вещества.
  • Тактильные, болевые, температурные анализаторы человека — представленные соответствующими рецепторами, расположенными в разных слоях кожи.

8.Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие анализаторни системы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точное, потому анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в чувство и обиды. Во- вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательным контролем этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.

Виды человеческих ощущений

Дистантные ощущения

  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние

Контактные ощущения

  • Вкус
  • Тактильные ощущения
  • Боль
  • Температурные ощущения
  • Вибрационные ощущения
  • Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

  • Чувствительность от внутренних органов
  • Мышечная чувствительность
  • Вестибулярная чувствительность
  • Головокружение (симптом)

 

9. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

Свойства:

    1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
    2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
      • объединение разных элементов в целом;
      • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
    3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
    4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
    5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

 

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру  возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и  слуховые галлюцинации обычно делят  на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие  виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

 

42. Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность. Потребности - состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей. Характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Второе после потребностей - цель - непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Информация о работе Лекции по "Психологии"