Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:24, лекция
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.
Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания.
3. Основные методы: Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее. Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.
Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.
Классификации методов психологии.
Классификаций методов
психологии существует великое множество.
Здесь приведены самые
Классификация С.Я.Рубинштейна
Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический)
Одна из популярных
классификаций предложена Б.Г.
По его классификации, все методы делятся на 4 группы:
Организационные методы включают в себя:
Эмпирические методы:
По способу обработки данных:
Интерпретационные методы:
4. Основными методами исследования
в психологии, как и в ряде других наук,
являются эмпирические методы, которые
позволяют получить конкретные данные,
касающиеся природы психических явлений,
главные из которых- наблюдение и эксперимент.
Наблюдение- это
научный метод исследования, не ограниченный
простой регистрацией фактов, а научно
объясняющий причины того или иного психологического
явления. Разделяется на житейские наблюдения,
которые ограничиваются регистрацией
фактов, носящих случайный и неорганизованный
характер и научный метод наблюдения-
переход описания факта к объяснению его
внутренней сущности.
Эксперимент
К вспомогательным методам психологии
относятся: анализ продуктов деятельности,
биографический метод, близнецовый метод,
социометрия, моделирование, анкетирование,
прогнозирующие и диагностирующие тесты.
8.Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие анализаторни системы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точное, потому анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в чувство и обиды. Во- вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательным контролем этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.
Виды человеческих ощущений
Дистантные ощущения
Контактные ощущения
Глубинные ощущения
9. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.
Свойства:
К основным нарушениям восприятия относят:
1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.
По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:
1) физические;
2) физиологические;
3) психические.
2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.
Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:
1. Простые. К ним относятся:
а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;
б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.
2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.
3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
4. Деперсонализацией называетс
1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).
5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).
6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.
Выделяют следующие виды агнозий:
1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:
а) предметную агнозию;
б) агнозию на цвета и шрифты;
в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).
2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;
3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.
42. Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность. Потребности - состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей. Характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Второе после потребностей - цель - непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.