Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:24, лекция

Описание работы

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_ekzamen_psikhologia.docx

— 288.76 Кб (Скачать файл)

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция представляет собой процесс, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их, что является очень важным в общении и взаимодействии людей. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач. Основателями являются Макклелланд, Аткинсон, и Хекхаузен. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой расценивается как успех (они рассчитывают на успех, получение одобрения за действия, характерна полная мобилизация своих ресурсов). Люди мотивированные на избегание неудач проявляет неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения. Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе. Люди, приписывающие себе “ответственность” чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний. Другой особенностью являются требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха. Немаловажное значение имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решения задачи (в случае неудачи в деятельности меньше переживают те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты). Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность кроме мотива достижения играет тревожность (бывает личностная и ситуативная тревожность). Тревожность возникает чаще всего тогда, когда многочисленные неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности. В этом случае у человека обнаруживается явное снижение мотивации, а также ощущается нехватка знаний, а также эмоционально - положительной стимуляции деятельности. Помимо всех перечисленных мотивов человека характеризуют потребность в общении - мотив аффилиации/мотив отвергания, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Для руководителя необходима мотивация быть руководителем. У разных типов людей она проявляется по разному: карьеристы — люди с ярко выраженной мотивацией быть руководителем, с низкой мотивацией к руководящей должности (таких людей не рекомендуют ставить на руководящую должность), мотивация самореализации для занятия должности (у молодых людей), гипермотивация (тоже неприемлема). Соотношение мотивации с возможностями: оптимальное соотношение высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей и низкой мотивации, не оптимальное соотношение низкой мотивации и высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей.

 

29. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.  Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

 

11. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. 

Виды  памяти


Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение  событий, которые произошли на сенсорном  уровне, а непосредственную интерпретацию  этих событий. Например, если при вас  произнесли какую-то фразу, вы запомните  не столько составляющие ее звуки, сколько  слова. Обычно запоминается 5-6 последних  единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь  повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная  память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и  событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость  первых названных систем памяти очень  ограничена: первая состоит несколько  десятых секунд, вторая — несколько  единиц хранения. Однако какие-то границы  объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что  практически можно считать, что  емкость памяти человеческого мозга  не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе  долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных  с долговременной памятью, — это  проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено  с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается  быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная  память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных  движений и их систем. Встречаются  люди с ярко выраженным преобладанием  этого вида памяти над другими  ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии  воспроизвести в памяти музыкальную  пьесу, а недавно услышанную оперу  может воспроизвести лишь как  пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных  практических и трудовых навыков, равно  как и навыков ходьбы, письма и  т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком  хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют  о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для  жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в  памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная  память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а  также на звуки, запахи, вкусы. Она  бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в  жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном  смысле можно назвать профессиональными  видами. Как и соответствующие  ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи  со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения  недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них  и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку  мысли могут быть воплощены в  различную языковую форму, то воспроизведение  их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой  обработке, то буквальное заучивание его  оказывается уже не логическим, а  механическим запоминанием.

Произвольная и непроизвольная память


Существует, однако, и такое  деление памяти на виды, которое  прямо связано с особенностями  самой актуально выполняемой  деятельности. Так в зависимости  от целей деятельности память делят  на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое  огромное место в нашей жизни  занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

 

Мнемическая память.

Начинается деятельность памяти с  запоминания информации. Процесс  запоминания имеет избирательный  характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью  человека. Основным условием успешного  запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются  связи между новой информацией  и ранее усвоенной. Благодаря  этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность  запоминания оказывает большое  влияние установка запомнить  информацию на определенный срок. При  наличии установки запомнить  информацию на длительное время она  запоминается более прочно, чем при  установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность  запоминания оказывает также  эмоциональное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.

Успешное усвоение информации во многом зависит от правильной организации  процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более  эффективное усвоение информации называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную, закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

Воспроизведение – процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может  осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.

Восстановление информации, или  ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнавания, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или  письменной форме).

Узнавание является наиболее простой  формой актуализации информации при  ее повторном восприятии. Оно может  быть полным и неполным, определенным и неопределенным, четким и нечетким. На узнавание большое влияние  оказывает воспоминание.

Воспоминание – это восстановление информации, воспринятой в определенное время и при определенных обстоятельствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему  знакома и он ее узнает. При неясном  воспоминании узнавание бывает неопределенным.

Воспоминание может осуществляться и без повторного восприятия информации. Это происходит тогда, когда человек  перебирает в своей памяти те события, предметы и явления, которые имели  место в то или иное время его  жизни.

Припоминание является наиболее сложным  процессом восстановления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект  должен осуществить сложные умственные и мнемические действия.

Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она  должна иметь и в какой последовательности будет происходить ее актуализация. Мнемические приемы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры.

Использование неправильных опор и  ассоциаций приводит к ошибкам в  припоминании. Примером тому является припоминание фамилии человека в  рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Припоминание, воспоминание и узнавание  – это мнемические процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельности, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информацию для других людей посредством слов и других знаков.

Воспроизведение – это сложный  процесс восстановления информации во внешнем плане посредством  устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстановления информации при воспроизведении  обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекодирования заключается в том, что информация во внутренней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.

Информация о работе Лекции по "Психологии"