Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:24, лекция

Описание работы

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_ekzamen_psikhologia.docx

— 288.76 Кб (Скачать файл)

При восстановлении информации, в  какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции  подвергается смысловое содержание информации, изменяется последовательность ее восстановления, происходит перегруппировка  частей, реконструируются отдельные  элементы.

Воспроизведение как и запоминание  может иметь преднамеренный и  непреднамеренный характер. Преднамеренное запоминание и воспроизведение  осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение  осуществляется легко и свободно, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью, и  с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение  направлено на приобретение сложной  научной информации, имеющей отвлеченный  характер. Усвоение и восстановление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи  с этим они приобретают произвольный характер.

Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между  ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный  характер. Вся информация, имеющая  важное жизненное значение сохраняется  полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время  информация, обеспечивающая осуществление  практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с  его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая  в жизни, исчезает из памяти, забывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и  быстро выделить ту, которая необходима в данный момент.

Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. С временным  забыванием связано явление реминисценции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение информации осуществляется лучше не сразу после  ее запоминания, а спустя какое-то время. Это бывает при запоминании очень  сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего реминисценция  проявляется в детском возрасте, реже у взрослых.

При полном забывании человек не может восстановить информацию в  своем сознании, как бы не старался. Но это не значит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью  забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести  себя как и все дети этого возраста. Это доказывает, что при полном забывании информация уходит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться.

Какие механизмы обеспечивают поступление  необходимой информации из бессознательной  психики в сознание и какие  механизмы удаляют отработанную информацию обратно в подсознание, а потом снова ее возвращают? Эти  механизмы описаны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивления, другой – вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отбирает и пропускает в  сознание только информацию, имеющую  важное жизненное значение, а всю  остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения (подавления) удаляет ненужную информацию, которая больше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания  информации ее нужно все время  повторять и применять в деятельности. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восстановление возможно только на основе осуществления тех умственных и мнемических действий, которые применялись при запоминании.

12. Виды мышления

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное  мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым  во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение  мыслительной задачи непосредственно  в процессе практической деятельности.

Практически-действенное  мышление применяется и оказывается  наиболее целесообразным и при решении  несравнимо более сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Развитие наглядно-образного  мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие  оперирования образами различной степени  обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

 

Этапы развития мышления в онтогенезе. Теория Ж.Пиаже.

Ж.Пиаже выделял следующие этапы развития мышления:

1. Стадия сенсомоторного  интеллекта ( 0-2 лет )

Интеллект – способ адаптации  к окружающей среде, способ решения  биологически значимых задач – выживание.

Координируются возможности  сенсорной и моторной сфер. Проявляется  в действиях и формируется  в процессе действенного, практического  взаимодействия с окружающей средой. Подгонка сенсорной информации и  практических действий.

Формируется мир ментальных репрезентаций (образов). С этого  момента можно манипулировать не только внешними предметами, но и своими образами.

2. До-операционная стадия ( 2 – 7, 8 лет )

До-операционная – т.к. ребенок  пока не может осуществить простейшие мыслительные операции.

Формируется рисование, речь. Ребенок может описать любой  предмет / явление с помощью речи. Появляется символическая игра. Символизм  – наличие замещающей функции: один предмет заменяет другой.

Что заменяется                                                      Чем заменяется

реальная вещь (слон)                                   образ («как бы слон»)

человек, ребенок                                            игрушка (кукла)

реальный предмет, явление                      слово 

 

Замещающие действия в  игре (напр., готовит салат из песка). Осваивается сама идея замещения. Замещение  – это первичная абстракция (деревяшка, завернутая в ткань – это младенец).

Развивается память, очень  развито воображение.

Характерные черты этой стадии развития мышления:

Анимизм – проецирует понимание своих свойств (напр., я – живой, значит все живые) на других и на предметы: «Машинки ездят, потому что они живые»; Движение для ребенка – критерий одушевленности. Приписывает намерения всему, что может двигаться.

Артификализм – считает, что все сделано руками человека, в том числе и он сам; «Луну и звезды на небе повесили космонавты»; \n

Реализм – ребенок является пленником своего восприятия, не различает явление и сущность. «Солнце восходит, а потом уходит за океан». Не видит скрытой сущности явления. Все это следствия эгоцентризма;

Эгоцентризм – взгляд на мир только со своей позиции, неспособность различать свою собственную и другие точки зрения. Ребенок не различает субъективное и объективное (т.е. общественное знание, относительно которого мы уверены, что оно правильно).

3. Стадия конкретных операций ( 7-12 лет )

Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения  или абстракции.

4. Стадия абстрактных операций (с 12 лет)

Появляется возможность  абстрагироваться. Мышление по законам  формальной логики.

Пиаже считал, что мышление развивается вместе с развитием  мозга и ЦНС и что при  обучении необходимо учитывать эти  закономерности.

 

 

 

 

 

13. Операции мыслительной деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных  операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное  расчленение предмета, явления пли  ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает  целое, находя существенные связи и  отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без  синтеза приводит к механическому  сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое  из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается  склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы  аналитические, главная сила которых  – в широте синтеза.

Абстракция –  выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная  с выделения отдельных чувственных  свойств, абстракция затем переходит  к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков  при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может  совершиться путем сравнения, при  котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в  элементарных формах мышления. В более  высших формах обобщение совершается  через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и  обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию. Познание совершается  в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного  процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в  чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым  актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли  над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые  обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя] из посылок  оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к  операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное  рассуждение называется обоснованием, индуктивное – умозаключением.

14. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.  
Понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.  
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.  
В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» — то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).  
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.  
Представление — это образ конкретного предмета. Понятие — это отвлеченная мысль о классе предметов.  
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.  
Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.  
В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятия. Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.  
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.  
Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».  
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только - о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение — это суждение, в котором р®чь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва — столица СССР», «Пушкин — великий русский поэт».  
Суждение раскрывает содержание понятий. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает суждение, что «психика есть функция мозга», он должен иметь соответствующие понятия о психике и о мозге. Знать 'какой-нибудь предмет или явление — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.  
Умозаключение. Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.  
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.  
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих .законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.  
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.  
Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны». Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов, и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.  
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука — логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.  
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.  
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; Дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то, пока еще неизвестное.  
Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.  
Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с Другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия; путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.  
Важное значение При поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших. школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV—V классов задачу: «Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540 м за 45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с — это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто (длина поезда 270 м, скорость 64,8 км/ч).  
Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.  
Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу). 

Информация о работе Лекции по "Психологии"