Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности использования лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе.
Задачи работы:
Изучить психолого–педагогическую литературу по значению занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников.
2. Описать технику изготовления соленого теста.
3. Выявить возрастные особенности детей при обучении лепке.
4. Описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе
Значение занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми младшего школьного возраста
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
История возникновения соленого теста
Материалы и техника изготовления
Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Заключение
Список источников и литературы
Содержание
3
6
8
14
19 20 22 27 30
|
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Уникальная методика лепки из соленого теста проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с соленым тестом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
Актуальность данной проектной работы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности.
Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.
Проблема: какое влияние оказывает лепка на детей младшего школьного возраста?
На уроках технологии и изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией игрушек из соленого теста. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.
Объект: процесс обучения лепке детей в начальной школе.
Предмет: методические приемы обучения лепке младших школьников.
Цель: раскрыть возможности использования лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе.
Задачи работы:
2. Описать технику изготовления соленого теста.
3. Выявить возрастные
особенности детей при
4. Описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.
5. Разработать технологическую карту урока по технологии.
Гипотеза: работа с соленым тестом будет оказывать влияние на развитие ребенка при условиях, если учесть:
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- технологические и методические приемы обучения лепке младших школьников.
Методы исследования:
Научная новизна: использование лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе может влиять на развитие ребенка.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по методике обучения младших школьников лепки. теоретические сведения,
Практическая значимость данной работы заключается в разработке технологической карты урока по технологии на тему: Изделие из соленого теста «Снеговик» и проведении этого урока. Методические приемы, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках технологии и студентам для углубления знаний по данному вопросу.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе
1.1 Значение занятий
лепкой для всестороннего
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.
Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.
1.2 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми младшего школьного возраста
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ: принцип культуросообразности:
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
Информация о работе Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности