Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть возможности использования лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе.
Задачи работы:
Изучить психолого–педагогическую литературу по значению занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников.
2. Описать технику изготовления соленого теста.
3. Выявить возрастные особенности детей при обучении лепке.
4. Описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе
Значение занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми младшего школьного возраста
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
История возникновения соленого теста
Материалы и техника изготовления
Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

исслед техн 2.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзя считать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью, например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или их частей, передается их значение в изображаемом событии[1.10].

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково. Для их развития и обучения детей лепке в начальной школе существуют программы по технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лепка из соленого теста - как один из видов технологии несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки на уроках технологии в начальной школе, я пришла к выводу, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с соленым тестом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы. Этот период является наиболее сензитивным для развития творческих способностей детей.

Занятие лепкой является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.

Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.

На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. Литература

    1. Аносова Е.С. Особенности скульптурного образа. Начальная школа: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
    2. Выгонов Виктор Викторович. Практикум по трудовому обучению: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 256с.
    3. Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», С-П, «Кристалл» 2000г.
    4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. – 480 с.
    5. Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М. Профиздаг, 2005г
    6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М., 2002. – 176с.
    7. Майорова И. Г. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей под ред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 2008.- 270с.
    8. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: Просвещение, 2006.- 145с.
    9. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений .- М.,2005.-192с.
    10. Фролова Е.С. «Забытое ремесло», -М., «ACT-ПРЕСС», 2007г.
    11. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. - М., 2006.- 112с.
    12. Эренгросс Б. А. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста.- М.,2008.- 180с.

 

2. Интернет - источники

    1. http://festival.1september.ru/articles/567695/
    2. http://orlenok-kmw.ru/metodiki/programm/364-mukasolka
    3. http://allforchildren.ru/article/soltesto0.php

Информация о работе Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности