Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть возможности использования лепки из соленого теста на уроках технологии в начальной школе.
Задачи работы:
Изучить психолого–педагогическую литературу по значению занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников.
2. Описать технику изготовления соленого теста.
3. Выявить возрастные особенности детей при обучении лепке.
4. Описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе
Значение занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми младшего школьного возраста
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
История возникновения соленого теста
Материалы и техника изготовления
Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

исслед техн 2.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает – искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из соленого теста помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности

 

    1. История возникновения соленого теста

 

 

 В Древнем Египте несколько тысяч лет назад были известны десятки различных сортов хлеба. А древние инки приносили в жертву богам фигурки людей и животных из теста. Европа в древности славилась фигурными караваями и мастерами-пекарями. Позже появились формы для выпечки, выполненные из дерева. Такие формы используют и по сей день. В средние века появлялись и декоративные изделия из теста. Например, китайцы делали марионеток, а в Гималаях выпекали культовые фигурки для жертвоприношений. А вот греки до сих пор выпекают хлебные венки и украшали их орнаментом. В Эквадоре туристы лихо раскупают поделки из ярко окрашенного теста, которые являются одним из видов народных художественных промыслов страны. В Западной Европе пользуются популярностью картины из теста. 

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из соленого теста популярны и используются различными слоями населения. В нашей стране даже малыши в детских садах занимаются с соленым тестом. 

Произведения народных мастеров – хохломские ложки, гжельские чайники, всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой, изделия из керамики, дерева, кожи входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия народных мастеров, с их естественностью и поэтичностью. Народное искусство создавалось в основном ремесленниками, крестьянами и кустарями. Есть промыслы, которые имеют многовековую историю, другие возникли буквально в последние десятилетия.

 

    1. Материалы и техника изготовления.

 

Соленое тесто - доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно хранить в холодильнике, а, значит, заготавливать впрок. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу, после обжига и сушки изделия из теста затвердевают и могут храниться долго, но они боятся воды. Соленое тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость [5].

Существует много различных составов соленого теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Попробуем найти такой состав.

Процесс поиска оптимальных рецептов различного теста был долгим и сложным. Не сразу удалось найти нужные пропорции и добавки для разных составов теста.

Соленое тесто для простых фигурок:

  • 200 г соли
  • 200 г муки
  • 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
  • раствор киселя 125 мл

Нежное соленое тесто для филигранной работы:

  • 200 г соли
  • 200 г. муки
  • 100 г крахмала
  • 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
  • раствор киселя 150 мл

Твердое соленое тесто для круглых больших скульптурок:

  • 400 г соли
  • 200 г муки
  • 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
  • раствор киселя - 110 мл

Тесто хорошо замешивается, готовность проверяется путем разрыва теста на мелкие части, при этом из теста не должны высыпаться крупинки соли.

Все детали и украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т.д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки эти детали не вывалятся из теста.

Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов, поэтому, прежде чем замахнуться на что либо сложное, нужно научиться создавать шарики, колбаски, лепешки, морковки, косточки и т. д. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет. Поэтому хранить на рабочем столе его нужно в мешке или плотно закрытой банке. Каждый раз нужно брать оттуда столько теста, сколько нужно, а излишки сразу же убрать. Готовность теста к работе проверяется путем скатывания шарика, он должен быть гладкий без трещин, если есть трещины, то в тесто добавляется клей и затем опять откатывается шарик, делать из теста нужно достаточно быстро, т. к. теплые руки также способствуют быстрому размягчению теста.

На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т.д.

Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей. Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипали к тесту.

При работе с соленым тестом не нужно много инструментов и приспособлений нож с острым концом, отточенный карандаш, зубочистка, несколько колпачков от фломастеров с фигурными краями, гладкая бутылочка, алюминиевая фольга. Поэтому необходимо соблюдать технику безопасности на уроках технологии.

 

2.3 Учет возрастных  особенностей детей при обучении  лепке и ее влияние на детей  младшего школьного возраста

 

Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, если ученик в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок [11].

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.

Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из соленого теста. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров прослеживаются различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мелкая народная пластика дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы школьников, выполненные под влиянием сюжетных народных игрушек, приобретают стройность и ритм.

Создание изделия из соленого теста всегда связано с выражением его пластических особенностей. Творческие способности ребенка во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца значительно сокращается по 15-20 секунд в зависимости от сложной предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия[12].

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с соленом тестом и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, муки.

На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с соленым тестом. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать изделие. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения.

В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности.

Детское художественное творчество имеет особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу младшего школьного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка [1.8].

Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения [1.7].

Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

Информация о работе Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности