Леворукий ребенок. Причины возникновения леворукости. Характеристика психологических особенностей леворукого ребенка.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, нравственно-философских аспектов и практической востребованностью технологий эффективной коррекции. Сколько человек на Земле являются левшами, точно не знает никто. Если усреднить все имеющиеся на этот счет данные, то получится, что от 5 до 15% населения планеты предпочитает выполнять основную массу действий именно левой рукой. Помимо этого, каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т. е. могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
1.Понятие и причины происхождения леворукости------------------------- 7
2. Характеристика психологических особенностей леворуких детей-- 11
2.1. Морфологические особенности----------------------------------------------- 17
2.2. Психофизические особенности------------------------------------------------ 17
2.3. Эмоционально-психологические особенности---------------------------- 18
3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема------------------ 19
Вывод-------------------------------------------------------------------------------------- 21
Список литературы--------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Пед.псих.практ. Захарова.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                                        стр

 

Введение----------------------------------------------------------------------------------   2

1.Понятие и причины происхождения леворукости-------------------------  7

2. Характеристика психологических особенностей леворуких детей--  11

2.1. Морфологические особенности-----------------------------------------------   17

2.2. Психофизические особенности------------------------------------------------   17

2.3. Эмоционально-психологические особенности----------------------------  18

3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема------------------   19

Вывод--------------------------------------------------------------------------------------   21

Список литературы--------------------------------------------------------------------  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, нравственно-философских аспектов и практической востребованностью технологий эффективной коррекции.

Сколько человек на Земле  являются левшами, точно не знает  никто. Если усреднить все имеющиеся  на этот счет данные, то получится, что  от 5 до 15% населения планеты предпочитает выполнять основную массу действий именно левой рукой. Помимо этого, каждый пятый человек с одинаковым успехом  действует как правой, так и  левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т. е. могут одинаково  ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой.

К одной из до конца не изученных проблем относится  воспитание и обучение леворуких детей. В этой связи может возникнуть вопрос: а проблема ли это? Лучший аргумент - статистика: в России примерно 10 % левшей - каждый десятый. Причем, Россия не является исключением. Тестирование ведущей руки, проводимое в разных странах, показало, что число левшей колеблется от 3 до 10 %.

У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, а значит, выбор ведущей руки для любой деятельности, в том числе для письма, очень непрост. Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, взрослые неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Вот почему психологу важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребенка.

Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию.

Одни исследователи убеждены, что леворукость - это результат привычки, т. е. не имеет патологических предпосылок и является социальной по своей природе; другие приводят убедительные данные о генетических пред-посылках леворукости; третьи считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития.

К исследованию проблем леворукости обращалось немало ученых как в России, так и за рубежом. Аспектами обучения и воспитания леворуких детей в России занимались А.А. Капустин, А.П. Чуприков, А.В. Семенович, И. Макарьев, В. Д. Еремеева, Свиридова Е.М. и др.

Доктор А.А.Капустин в  своей работе «Детская леворукость и проблемное воспитание левой руки» (1924 г.), исследуя леворуких в неврологической клинике, приводит данные о том, что из 44 леворуких 7-17 лет четверо имеют одарённость выше среднего уровня, двадцать семь - среднюю одарённость, семеро - одарённость ниже среднего уровня и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А.А.Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ѕ случаев) левша всё-таки дегенерат».

Об опасности переучивания леворуких говорили такие исследователи как А.П. Чупривов, С.Е. Казакова, В.А. Москвин.

Среди отечественных исследователей занимающихся проблемой детской  леворукости можно выделить таких как М.М. Безруких, Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, Н.Н. Малярчук, Н.Е. Овсяная.

Среди отечественных исследователей занимавшихся вопросами происхождения леворукости можно выделить Л. А. Антроментову, О.В. Филипцеву, среди зарубежных исследователей можно выделить, С. Джексона, С. Спрингера, Г. Дейча, Н. Гешвина, А. Галабурда, М. Аннет.

 Английская исследовательница М.Аннет с сотрудниками изучала сильно леворуких, сильно праворуких детей и детей с невыраженным левшеством и правшеством 5-11 лет в начальных школах Великобритании. Они сопоставляли силу доминирования ведущей руки с речевыми способностями детей и неречевыми формами мышления (оперирование пространственными отношениями), а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. Относительно сильно праворуких учёные сделали два крайне интересных заключения. Во-первых, очень высокая степень доминирования правой руки обусловлена не высоким качеством её работы, а сниженными способностями этой руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели интеллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некоторой недостаточностью правого полушария. С этим, вероятно, связана и неловкость левой руки в этой группе, выявленная специальными тестами.

Дальнейшие исследования М.Аннет показали, что не сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий показатель интеллекта и худшие показатели организованной деятельности.

Проблемами анализа школьной неуспеваемости леворуких детей занимались Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, В.А. Москвин, Ю.В. Микаева, Н.К. Корсакова, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и др.

Раскрыты психофизиология леворукой личности (Ковалев А.Н., Смирнов Л.М. , Рабинович Л.А., Куликов Г.А., Курганов С.Ю., Леонгард К., Новикова Л.А. и др.); медико-биологические проблемы леворукости (Колга В.А., Кон И.С., Коссов Б.Б., Лейтес Н.С., Лурия А.Р., Мещеряков А.И. и др.); Исследованы причины леворукости (Абидина Т.Г., Сыренский В.И. и др.); наследственный фактор леворукости (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Лубоцкая-Россельс Е.М. и др.); история развития леворукости (Бернштейн Н.А., Лейтес Н.С.); феномен письма левой рукой (Запорожец А.В., Изюмова С.А., Котляр В.И., Кендел Э., Леонтьев А.Н. и др.); культура леворукости (Золотухин А.Н.; Отмахова Н.А.); диагностика рукости ребенка (Озьянс М.О., Кречмер Ф., Чуприков Л.П., Гурова Е.В. и др.); методика обучения леворукого дошкольника и младшего школьника (Клаус Г., Лурия А.Р., Гаврина С.Е., Князева М.Г., Вильдовский В.Л., Чудновский В.Э. и др.); леворукий ребенок в семье (Безруких М.М., Ефимова Е.П. и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и причины происхождение леворукости

 

Леворукий - это тот ребёнок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие - то действия левой рукой.

В целом по поводу возникновения  левшества есть ряд противоречивых теорий. Ранее была популярна версия, что леворукий - это тот, у кого внутриутробно возник порок развития либо при родах произошла травма, например, кровоизлияние в мозг, которое не вызывает видимых болезненных неврологических симптомов, однако приводит к тому, что ведущие функции берёт на себя здоровое полушарие. Однако чем дальше, тем меньше сторонников у данной теории, так как любые из исследований леворуких показывают, что большинство из них совершенно здоровы. Разумеется, среди них есть определённый процент людей, получивших родовую травму, и на деле они должны быть праворукими, точно так же, как есть и праворукие, которые изначально, внутриутробно сформировались как леворукие.

Какие же причины увеличивают  вероятность появления вынужденного леворукого ребёнка? Одной из важных считается так называемый родовой стресс. Его обычно определяют наличием не менее двух неблагоприятных факторов, среди которых: ниже нормального вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других причин. Считается, что наиболее тяжёлыми бывают первые роды, а также четвёртые и следующие за ними.

Поль Бакан, исследуя вопрос о влиянии осложнённых родов  на «рукость» ребёнка, сравнивал детей, появившихся в результате первых, четвёртых и следующих родов, с детьми от вторых и третьих родов. Он обнаружил, что большой стресс во время родов связан с повышенной частотой леворукости. Этот автор считает, что кислородное голодание (аноксия) ребёнка при задержке первого вдоха может приводить в некоторых случаях к леворукости.

 

Влияет ли возраст матери на предпочтение руки у ребёнка? На этот вопрос существуют некоторые косвенные  данные. Так, доля рождения близнецов  растёт с возрастом матери. А вместе с этим растёт и доля леворуких детей.

Большинство исследователей полагают, что закладывание лидерства  одного из полушарий происходит ещё  при развитии плода в организме  матери. Однако имеются и другие наблюдения, свидетельствующие о  том, что дети, в 4-5 месяцев демонстрирующие  предпочтение левой руки (в ней  малыш держит погремушку, ею тянется  к чему-то интересному), в дальнейшем может стать праворуким. Это несовпадение, вполне возможно, связано с различными периодами индивидуального развития ребёнка. В пользу такого предположения  говорит часто встречающееся  на первом году жизни предпочтение левой руки для доставания предметов  манипулирования. Постепенно оно сменяется  предпочтением правой руки. Причём время, когда это происходит, зависит  от формы предмета. Так левая рука доминирует при игре с кубиком  до возраста 7 месяцев, с шариком - до 8 месяцев, а с колокольчиком до 1 года и 3 месяцев.

В силу вышесказанного часть  учёных настаивает, что правшество - левшество формируется на первом году жизни, а окончательно - к 6-7 годам.

Леворукие люди известны человечеству с незапамятных времён. Традиционно, в обыденной жизни именно «левшами» называют людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях. Слова «левша» и «леворукий» употребляются зачастую как синонимы. Однако левшество только лишь леворукостью не ограничивается. Существует и левоногость, левоухость, левоглазость, - т.е. доминирование предпочтение в работе и каких-то действиях именно парных органов человеческого тела. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество -- комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо.

Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного  мозга. При этом происходит перекрёстный процесс: правой половиной человеческого  тела управляет левое полушарие  и наоборот. Таким образом, у праворуких в организме главенствует левая  часть мозга. А у леворуких, как ни парадоксально, правая.

 

А ещё в последние годы учёные стали учитывать степень  доминирования обоих полушарий - сильно выраженную (в таком случае перед нами будет «классический  стопроцентный » праворукий или  ярко выраженный леворукий человек) или слабо выраженную (в таком случае у человека могут быть всего 1-2 признака левшества, - например, ведущие левый глаз и ухо при ведущей правой руке). Учеными установлено, что среди обычных людей «чистые праворукие», т. е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30%.

 Немало на нашей  планете и тех, у кого полушария  мозга как бы заключили «соглашение»  и ни одно из них не подавляет  работу другого. Поэтому такие  люди - их называют амбидекстерами - одинаково хорошо владеют обоими парными органами.

Классическими же «стопроцентно  правильными» праворукими признаются те люди, которые пишут и выполняют  большинство действий, особенно тонких и сложных, правой рукой, которые  прикладывают трубку телефона к правому  уху, у которых ведущий глаз также  правых, плюс у них ведущая правая нога (то есть она толчковая при  прыжках, именно она предпочитается для забивания голов у футболистов  и так далее).

За что же отвечает каждое из полушарий мозга? Левое полушарие  отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно.

Правое полушарие, в отличие  от левого, воспринимает мир живо, образно, целостно, а не просчитывает его. Оно  чутко относится к интонации (в  то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально.

Поэтому считается что:

- леворукие склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным;

- леворукие более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы;

- праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких характерно преобладание отрицательных эмоций, то есть они более пессимистичны.

- леворукие мыслят образами, вникают в проблему быстрее, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций;

- леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (поэтому левши и амбидекстеры всегда при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши). Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы.

Информация о работе Леворукий ребенок. Причины возникновения леворукости. Характеристика психологических особенностей леворукого ребенка.