Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, нравственно-философских аспектов и практической востребованностью технологий эффективной коррекции. Сколько человек на Земле являются левшами, точно не знает никто. Если усреднить все имеющиеся на этот счет данные, то получится, что от 5 до 15% населения планеты предпочитает выполнять основную массу действий именно левой рукой. Помимо этого, каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т. е. могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой.
Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
1.Понятие и причины происхождения леворукости------------------------- 7
2. Характеристика психологических особенностей леворуких детей-- 11
2.1. Морфологические особенности----------------------------------------------- 17
2.2. Психофизические особенности------------------------------------------------ 17
2.3. Эмоционально-психологические особенности---------------------------- 18
3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема------------------ 19
Вывод-------------------------------------------------------------------------------------- 21
Список литературы--------------------------------------------------------------------
2. Характеристика психологических особенностей леворуких детей
Долгое время считалось,
что детей, которые пользуются левой
рукой активнее, чем правой, необходимо
переучивать, подгоняя под общий
стандарт. Но ничего хорошего из такого
переучивания не получилось: у детей
часто развивались
Действительно ли леворукие дети «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чём-то превосходить праворуких? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому что леворукое меньшинство ещё не очень хорошо изучено, да и предубежденье против левшества не изжито. Кроме того, леворукие люди вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, но всё остальное - от дверной ручки до сложнейших станков - почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс - стресс праворукой среды. Это среда, в которой леворукие люди вынуждены жить, а значит, они находятся в менее благоприятных, чем праворукие, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: улучшения морали, прекращения нервных болезней и огромного повышения духовной деятельности человека, - сохраняются сторонники двух крайних взглядов. Первые всё-таки считают, что у леворуких снижены умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности леворуких и праворуких с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга - левого у праворуких и правого у леворуких, в популярной литературе даже появился термин «левополушарные дети», «правополушарные дети». Стоит выделить и четвёртую точку зрения: её сторонники отрицают различие между леворукими и праворукими на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у леворуких перекрывает групповые различия.
Многие исследователи отмечают высокий процент леворуких среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребёнка.
Когда речь идёт о значительном проценте леворуких среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, а просто другим), неудовлетворённость собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно - задача не из лёгких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чьё-то раздражение…И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдёт, а значит, есть ограничения в выборе профессии и ещё какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых леворукий человек избежать не может.
Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребёнка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.
Существуют данные о том, что леворукие имеют более низкие, чем у праворуких, показатели развития не всех, а только некоторых психических функций. Леворукие могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, но выраженные математические способности.
Использование левой или
правой руки в качестве ведущей - это
не прихоть ребенка, не желание его
или окружающих. Это, прежде всего
отражение психической
Родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.
В школах педагоги
младших классов упрямо
У большинства детей в
2,5-3 месяца теряются рудиментарные
рефлексы новорожденного. Это целый
ряд рефлексов, которые свидетельствуют
о состоянии нервной системы
новорожденного ребенка. Со временем,
когда нервная система
Определение ведущей руки
ребенка важно для того, чтобы
как можно полнее использовать его
природные задатки снизить
Ф.Кречмер (немецкий исследователь): «Необходимо попросить ребенка проделать следующие действия: он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-«молнию», зажигает спички, вынимает пробку из ванной».
Также маленького ребенка можно попросить: отвинтить и завинтить крышки нескольких баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка, домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу. Согласно статистике на школьный класс приходится один - два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ни чуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.
Методика обучения письму, ее организация рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме.
За партой леворукий ребенок должен сидеть всегда справа, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди.
Также привычные проблемы леворукого ребенка - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".
Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).
Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то леворуким выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.
Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького леворукого человека. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что, в конце концов, и сам не может понять, что же у него получилось!
Огромные трудности стоят перед леворуким ребенком и при определении времени по циферблату. Он не только зеркально воспринимает одну или обе стрелки, но и делает метрические ошибки - определяет время с разницей в 10-15 минут.
Леворукие бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. Учителям к этому следует относиться терпимо. Ведь этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие леворукие хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, леворукие с удовольствием учатся, есть, пользуясь вилкой и ножом. Если праворуким детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то леворуким к этому и привыкать не надо. Также леворукие быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.
Рассмотрим особенности леворуких людей.
2.1. Морфологические особенности:
- левая рука несколько больше правой;
- ноготь левого мизинца несколько шире правого;
- более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;
- более подвижна мимика левой половины лица.
2.2. Психофизические особенности:
- плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
- речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
- особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
- сложно концентрировать и переключать внимание.
2.3. Эмоционально-психологические особенности:
- повышенная эмоциональная чувствительность;
- ранимость;
- быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;
- высокий уровень креативности;
- ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
- раздражительность и обидчивость;
- подверженность различным страхам (боязливость);
- низкий уровень самоконтроля;
- пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
- конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
- сонливость;
- повышенный уровень тревожности;
- эстетическая впечатлительность.
Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках. А это не так уж и мало.
3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление "рукости" ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.