Леворукий ребенок. Причины возникновения леворукости. Характеристика психологических особенностей леворукого ребенка.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, нравственно-философских аспектов и практической востребованностью технологий эффективной коррекции. Сколько человек на Земле являются левшами, точно не знает никто. Если усреднить все имеющиеся на этот счет данные, то получится, что от 5 до 15% населения планеты предпочитает выполнять основную массу действий именно левой рукой. Помимо этого, каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т. е. могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
1.Понятие и причины происхождения леворукости------------------------- 7
2. Характеристика психологических особенностей леворуких детей-- 11
2.1. Морфологические особенности----------------------------------------------- 17
2.2. Психофизические особенности------------------------------------------------ 17
2.3. Эмоционально-психологические особенности---------------------------- 18
3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема------------------ 19
Вывод-------------------------------------------------------------------------------------- 21
Список литературы--------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Пед.псих.практ. Захарова.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность  зрительно - двигательных координаций:  дети плохо справляются с задачами  на срисовывание графических  изображений; с

трудом удерживают строчку  при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного  восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и  перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна  поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам".

4. Слабость внимания, трудности  переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки  звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что  примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.М. Безруких, 1997)). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

- зрительно - моторной координации;

- точности пространственного восприятия;

- зрительной памяти;

- наглядно - образного мышления;

- способности к целостной переработке информации;

- моторики;

- фонематического слуха;

- речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Подводя итог работы можно  сказать, что очевидна необходимость  такой организации обучения и  воспитания детей, условий быта и  труда взрослых людей, чтобы они  способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям  не только правшей, но и левшей. Любое  насилие над природой (т.е. «переучивание» и просто негативное отношение к  левшам в обществе) зачастую оборачивается  очень печальными последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Айрапепетянц В. А. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003. -№3. -34с.

2. Баркан А. Карандаш  в левой руке. Будь здоров.- М.: Просвещение, 2006. -112с.

3. Безруких В. А. Проблемные  дети.- М., 2000. -98-101с.

4. Безруких М. М. Информационное  письмо по обучению письму  леворуких детей// Вестник образования.-2003.-№11. -с. 323-325

5. Ефремова Н. Записки  левой рукой//Народное образование.-2002. -№9. -с. 225-230

6. Иншакова О. Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1. -с. 145-150

7. Майская А. Ребёнок-левша:  как достичь гармонии с «правым»  миром. - СПб.: Питер, 2006. - 90с.

8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики.

9. Соболева А. Левши  - особенные дети…//Начальная школа.-2007. -№1. -с. 32-37

10. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006. -472с.

11. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми// Воспитание школьников.-2003.-№2. -с. 134-136

12. Шорох-Троцкая М. Н.  Не переучивайте левшу!//Наука  и жизнь.-2002.-№8. -с. 65-72

13. Шумкина М. А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста//Начальная школа. -2006.-№2. - с. 11-15.

 


Информация о работе Леворукий ребенок. Причины возникновения леворукости. Характеристика психологических особенностей леворукого ребенка.