Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:55, реферат
Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.
I. Введение.
1. Идея целостности и системный подход в изучении человека
II. Основная часть.
1. Общие представления и понятия о личности
2. История изучения личности
3. Представление о психологической сущности личности
4. Индивидуальность и ее проявления
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
6. Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности
III. Заключение.
1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке
Литература.
Личность, по мнению Леонтьева
- это психологическое
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву,
отражает, во-первых, целостность и
неделимость отдельной особи
данного биологического вида, во-вторых,
особенности конкретного
Они дают следующие определение личности: "личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде" [8. 358].
Понятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду своеобразия, уникальность индивиду, т.е. индивидуальность. Однако понятие индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслов совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив но к ним не сводимы.
4. Индивидуальность и ее проявления.
Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность - сочетание психологических
особенностей человека, составляющих
его своеобразие, его отличие
от других людей. Индивидуальность проявляется
в чертах характера, темперамента, привычках,
преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях,
индивидуальном стиле деятельности.
Подобно тому, как понятия индивид
и личность не тождественны, личность
и индивидуальность в свою очередь
образуют единство, но не тождество. Если
черты индивидуальности не представлены
в системе межличностных
Понятие индивидуальности (от лат. individuum - неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации.
Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство
и изучается его проявление на
разных уровнях психической
В качестве индикатора может
рассматриваться связь как
Наконец признаком индивидуальности
могут выступить более крупные
аспекты характеристик
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур - индивид, личность, субъект деятельности - имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез. Основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) - история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографических и исторических датах, происходящими событиями. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.
К событиям внешней среды
относятся, объективные, независящие
от субъекта изменения "исторические
события, изменения в составе
родственников и др.". События
поведения представляют собой поступки
человека. Если впечатления действительности
породили переживания, повлиявшие на ход
жизненного пути, то такие впечатления
являются событиями. Наиболее отчетливо
такая природа событий
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. "Вызревание" поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношения человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать, таким образом, новые обстоятельства жизни. Период между вызреванием поступка и его действенном проявлении может быть различным, а иногда и не получить внешнего проявления. В этом случае низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. Человек в этом случае выступает пассивным носителем обстоятельств. В том и другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды, "позволяет строить себя изнутри". Таким образом, личность является "вершиной" психологических свойств, а индивидуальность - "глубиной" личности и субъекта в деятельности.
Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие.
Рассматривая личность как "мой" внутренний, неповторимый мир, можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция связана
с пониманием индивидуальности как
единичности. Индивидуальность в этом
случае понимается как неповторимое
сочетание разных по степени выраженности,
но присущих всем без исключения людям,
то есть общих личностных черт. Однако
очень ярко выраженная черта - это
гипертрофия, приближение к границе
нормы и патологии, в потенции
- патология. С этой точки зрения,
чем ярче выражена индивидуальность,
тем ближе человек к патологии.
Как считают психиатры: нет акцентуации
(выделение одной
Вторая традиция - понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности, и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.
Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт, и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
Третья традиция - понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд "индивид - субъект деятельности - личность", то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик и вместе с тем одновременно - формально - динамическими особенностями их проявления; способности как субъективные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирование отношений личности и, с другой стороны определяют способы реализации этих отношений.
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовывать свою индивидуальность (Р. Мэй) [7. 304]. Характер, как единое целое личности по отношению к индивидуальности является балансом функцией сохранения "обеспечения безопасности" за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).
Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъективные характеристики, специфические для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.
Сфера бытия индивидуальности
- "мой" мир, внутренний мир, который
как изначальная данность сформировался
в ходе развития личности. По мере того
как индивидуум личностно относится
к окружающему внешнему и социальному,
"нашему" миру, они становятся
частью "моего" мира, мира внутреннего,
втягиваются в него, становятся "событийными"
миру внутреннему. Таким образом, "мой",
внутренний мир приобретает
Развитие личности означает проникновение, расширение "моего" мира во временном, пространственном и социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный социализированный индивид является формально - динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения "моего" мира за счет этого - разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.