Личность и индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.

Содержание работы

I. Введение.
1. Идея целостности и системный подход в изучении человека

II. Основная часть.
1. Общие представления и понятия о личности
2. История изучения личности
3. Представление о психологической сущности личности
4. Индивидуальность и ее проявления
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
6. Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности

III. Заключение.
1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке
Литература.

Файлы: 1 файл

психология личности.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

Естественно, что есть люди догадливые. Догадка - это практически  тоже самое, что и сообразительность, только осуществляется она еще быстрее, чтобы догадаться, не надо долго рассуждать. Мысль в догадке, видимо, проходит все этапы рассуждения, но в свернутом виде. По ходу размышления человек оперирует уже сложившимися обобщениями, исключающими необходимость анализа во многих звеньях. Продуктивность мышления в этом случае зависит от автоматизированности процессов свертывания, тренировки ума на догадку.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и  всесторонне проверять все выдвигаемые  положения и выводы. Человек с  критическим складом ума никогда  не расценивает свои высказывания как  абсолютно верные, непогрешимые и  исчерпывающие. И если окажется, что  его суждения не соответствуют действительности, то он, не колеблясь, отбросит их, и будет  искать новые пути решения.

Качественное превосходство  человеческого разума представляет собой способность выйти за рамки  очевидного, за пределы конкретных параметров действительности. Интеллект  и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал - это, прежде всего, связь  возможностей и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими  силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.

Интеллектуальный потенциал - это системное свойство, имеющее  множественное и разноуровневые определения. Понять интеллектуальный потенциал человека можно на основе взаимосвязей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект - личность.

Формируется и накапливается  он в ходе развития человека как  индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Интеллектуальный потенциал - это своеобразное опережающее отражение  действительности, качественно новые  элементы и запасы функций, необходимые  для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования.

Интеллект - в переводе с  латинского intellectus - понимание, познание; intellectum - разум. Поэтому по своему психологическому содержанию "интеллект" относится к нечетко определенным понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие "интеллект" сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к речевому мышлению, значением и личностным смыслом и к предельно широко трактуемому "познанию" как неотъемлемому, существенному свойству сознания и общей способности к осознанию того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами и группами. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

В истории исследований интеллекта человека можно выделить два главных  подхода взаимно обогащающих  друг друга. Первый связан с именем Ж. Пиаже. В его исследованиях  было показано, каким огромным природным  потенциалом развития обладает интеллект (механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром). Источник развития интеллекта - в нем самом, а источником развития является актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту.

Другой подход отражен  в работах А. Баллона, Л.С. Выготского, Дж. Брунера и других. Ключевым для этих исследований был вопрос о опосредованиях общением интеллектуального развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека. Дж. Брунер писал: "нельзя достичь объяснения развития, не привлекая для этого особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества" [8. 316].

Совершенно оригинальный подход к пониманию интеллекта был  предложен Б.Г. Ананьевым, который  отводил интеллекту особое место  в общей совокупности потенциалов  человеческого развития. Интеллект  он рассматривал как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния  и свойства личности. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности  и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности  для здоровья человека [1. 316-319].

Для оценки наличного состояния  системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.

Понятие интеллектуального  потенциала в определенной степени  перекрывает понятие статуса, но обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые  интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального  потенциала отражает разные классы психических  свойств и механизмов, которые  определяют прогрессивные изменения  интеллекта, движущие силы интеллектуального  развития.

 

III.Заключение.

 

1. Культурно-исторические  аспекты и психоанализ в XX веке.

 

Родившийся попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение, - родную культуру.

Принципы работы разума одинаковы  во всех культурах и во всей исторические эпохи. Первобытная и современная  научная система мышления являются просто различными стратегиями, при  помощи которых человек рационально  постигает природу. Обе стратегии  направлены на получение объективного знания о мире, обе упорядочивают, классифицируют и систематизируют  информацию, обе создают логически  последовательные системы.

Основное различие между  ними заключается в используемом при мышлении материале. Так, примитивные  системы классификации основаны на непосредственно видимых и  ощущаемых качествах объектов. Современная наука в большей мере опирается на свойства, вытекающие из необходимых отношений, которые входят в структуру объектов, подлежащих классификации.

Данные о бесконечном  разнообразии различных культур  свидетельствуют о существовании  универсальных операций человеческого  ума. Интеллектуальная одаренность  народов одинакова - все дело в  опыте, достигаемом людьми.

Таким образом, интерпретация  поведения человека связана, прежде всего, с той культурной средой, представителем которой он является. Поведение всегда имеет контекст, ясный для ближайшего окружения и часто недоступным для понимания посторонними. Одни и те же понятия, жесты, мимика в разных культурах могут иметь разные, а иногда и противоположные значения.

Таким образом, при общении  представителей разных культур могут  иметь место неправильная интерпретация  их поведения и трудности взаимопонимания. Особенно часто иллюзия ясности  распространяется на те явления, на которые невозможно взглянуть со стороны.

Важно осознать зависимость  собственного мышления и поведения  от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта, иначе наше понимание будет  лишь приписыванием привычных нам, значений тем или иным явлениям, в то время как истинный смысл будет скрыт в контексте той культуры, в которой эти явления возникают.

Человеку свойственно  смотреть на других людей сквозь призму индивидуальных представлений, индивидуального  понимания ситуации. Однако это односторонний  подход. Он должен быть дополнен противоположным  процессом - попыткой увидеть себя глазами  других. Это возможно в том случае, когда люди понимают уникальность образа жизни других, глубинное различие духовных основ своей и чужой  культуры. Лишь такой подход дает возможность  осознать и уникальность образа жизни  и духа своей собственной культуры, а значит и лучше понять себя самого.

Отсюда возникает общая  идея: ценить свое культурное своеобразие, терпимо, положительно относиться к  различиям и осознавать степень  человеческого родства в мире.

Психология начала XX века была сложным и противоречивым явлением, где наряду с продолжающимися  попытками чисто механического  объяснения человеческой психики большое  место занимает философские рационалистические измышления как о чистом духе, способном, в принципе, до конца просветить самое себя и окружающий мир.

Эмпирическая психология полагала, что психическое переживание, в конечном счете, определяется закрепленными  за ними нервными процессами, и всякая высшая психическая форма может  быть, без остатка, разложена на эти  процессы.

Дальнейшее развитие психологических  знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими  тенденциями. Одна из них заключается  в постепенном стирании границ между  разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых  сознательно стремятся интегрировать  знания, накопленные в разных психологических  концепциях.

Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит  за рамки академической науки  и становится практически полезной областью знаний. Кроме традиционной для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике - везде, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.

Третья тенденция состоит  в расширении и обогащении как  понятийного, так и методологического  аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении  разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного  ей обещает, усиливающийся контакт  с кибернетикой и вычислительной техникой.

С 80-х годов начался  процесс перестройки советской  психологической науки, ее интеграция (проникновение) в мировое психологическое  знание. С одной стороны этот процесс  характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены выше в современной  зарубежной психологии, а с другой - имеет свои особенности, связанные  с социально-политической ситуацией  в нашей стране. Началась и активно  идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных  структур и замена их новыми. Все  это обнадеживает и позволяет  надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место  в мире.

 

Литература.

 

1. Ананьев Б.Г. "Проблемы  психологии личности" Москва, 1977.

2. Ананьев Б.Г. "О проблемах  современного человекознания" Москва, 1977.

3. Асмолов А.Г. "Культурно-историческая психология и конструирование миров" Москва-Воронеж, 1996. 4. Бодалев А.А. "Личность и общение" Москва, 1983.

5. Берн Э. "Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры" Москва, 1988.

6. Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность"

    Москва, 1975.

7. Немов Р.С. "Общие основы психологии в 3 томах" том 1. Москва, 1995

8. Рубинштейн С.Л. "Теоретические  вопросы психологии и проблемы  личности. Психология личности. Тексты"

    Москва, 1982.

9. Хрестоматия. Психология  личности в трудах отечественных  психологов. Санкт-Петербург, 2000.


Информация о работе Личность и индивидуальность