Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:55, реферат
Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.
I. Введение.
1. Идея целостности и системный подход в изучении человека
II. Основная часть.
1. Общие представления и понятия о личности
2. История изучения личности
3. Представление о психологической сущности личности
4. Индивидуальность и ее проявления
5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
6. Индивидуальные особенности мышления и интеллектуальный потенциал личности
III. Заключение.
1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке
Литература.
Естественно, что есть люди догадливые. Догадка - это практически тоже самое, что и сообразительность, только осуществляется она еще быстрее, чтобы догадаться, не надо долго рассуждать. Мысль в догадке, видимо, проходит все этапы рассуждения, но в свернутом виде. По ходу размышления человек оперирует уже сложившимися обобщениями, исключающими необходимость анализа во многих звеньях. Продуктивность мышления в этом случае зависит от автоматизированности процессов свертывания, тренировки ума на догадку.
Критичность ума - это умение
человека объективно оценивать свои
и чужие мысли, тщательно и
всесторонне проверять все
Качественное превосходство человеческого разума представляет собой способность выйти за рамки очевидного, за пределы конкретных параметров действительности. Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал - это, прежде всего, связь возможностей и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.
Интеллектуальный потенциал - это системное свойство, имеющее множественное и разноуровневые определения. Понять интеллектуальный потенциал человека можно на основе взаимосвязей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект - личность.
Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Интеллектуальный потенциал
- это своеобразное опережающее отражение
действительности, качественно новые
элементы и запасы функций, необходимые
для перехода системы интеллекта
на новый уровень
Интеллект - в переводе с латинского intellectus - понимание, познание; intellectum - разум. Поэтому по своему психологическому содержанию "интеллект" относится к нечетко определенным понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие "интеллект" сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к речевому мышлению, значением и личностным смыслом и к предельно широко трактуемому "познанию" как неотъемлемому, существенному свойству сознания и общей способности к осознанию того, как субъект воспринимается и оценивается другими индивидами и группами. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.
В истории исследований интеллекта человека можно выделить два главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Первый связан с именем Ж. Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект (механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром). Источник развития интеллекта - в нем самом, а источником развития является актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту.
Другой подход отражен в работах А. Баллона, Л.С. Выготского, Дж. Брунера и других. Ключевым для этих исследований был вопрос о опосредованиях общением интеллектуального развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека. Дж. Брунер писал: "нельзя достичь объяснения развития, не привлекая для этого особенности культуры, природу языка, внутреннюю логику детского мышления и характер эволюционной истории человечества" [8. 316].
Совершенно оригинальный
подход к пониманию интеллекта был
предложен Б.Г. Ананьевым, который
отводил интеллекту особое место
в общей совокупности потенциалов
человеческого развития. Интеллект
он рассматривал как многоуровневую
организацию познавательных сил, охватывающую
психофизиологические процессы состояния
и свойства личности. Они являются
своеобразными эквивалентами
Для оценки наличного состояния
системы интеллекта, продуктивности
интеллектуальной деятельности в данный
период жизни человека используется
понятие интеллектуального
Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, но обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.
III.Заключение.
1. Культурно-исторические аспекты и психоанализ в XX веке.
Родившийся попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение, - родную культуру.
Принципы работы разума одинаковы во всех культурах и во всей исторические эпохи. Первобытная и современная научная система мышления являются просто различными стратегиями, при помощи которых человек рационально постигает природу. Обе стратегии направлены на получение объективного знания о мире, обе упорядочивают, классифицируют и систематизируют информацию, обе создают логически последовательные системы.
Основное различие между ними заключается в используемом при мышлении материале. Так, примитивные системы классификации основаны на непосредственно видимых и ощущаемых качествах объектов. Современная наука в большей мере опирается на свойства, вытекающие из необходимых отношений, которые входят в структуру объектов, подлежащих классификации.
Данные о бесконечном
разнообразии различных культур
свидетельствуют о
Таким образом, интерпретация поведения человека связана, прежде всего, с той культурной средой, представителем которой он является. Поведение всегда имеет контекст, ясный для ближайшего окружения и часто недоступным для понимания посторонними. Одни и те же понятия, жесты, мимика в разных культурах могут иметь разные, а иногда и противоположные значения.
Таким образом, при общении
представителей разных культур могут
иметь место неправильная интерпретация
их поведения и трудности
Важно осознать зависимость собственного мышления и поведения от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта, иначе наше понимание будет лишь приписыванием привычных нам, значений тем или иным явлениям, в то время как истинный смысл будет скрыт в контексте той культуры, в которой эти явления возникают.
Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму индивидуальных представлений, индивидуального понимания ситуации. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом - попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда люди понимают уникальность образа жизни других, глубинное различие духовных основ своей и чужой культуры. Лишь такой подход дает возможность осознать и уникальность образа жизни и духа своей собственной культуры, а значит и лучше понять себя самого.
Отсюда возникает общая идея: ценить свое культурное своеобразие, терпимо, положительно относиться к различиям и осознавать степень человеческого родства в мире.
Психология начала XX века была сложным и противоречивым явлением, где наряду с продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимает философские рационалистические измышления как о чистом духе, способном, в принципе, до конца просветить самое себя и окружающий мир.
Эмпирическая психология полагала, что психическое переживание, в конечном счете, определяется закрепленными за ними нервными процессами, и всякая высшая психическая форма может быть, без остатка, разложена на эти процессы.
Дальнейшее развитие психологических
знаний в современном зарубежном
мире характеризуется несколькими
тенденциями. Одна из них заключается
в постепенном стирании границ между
разными школами и
Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически полезной областью знаний. Кроме традиционной для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике - везде, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.
Третья тенденция состоит
в расширении и обогащении как
понятийного, так и методологического
аппарата психологических исследований
за счет тех наук, с которыми психология
входит в контакт при решении
разнообразных научных и
С 80-х годов начался
процесс перестройки советской
психологической науки, ее интеграция
(проникновение) в мировое психологическое
знание. С одной стороны этот процесс
характеризуется теми же тенденциями,
которые были отмечены выше в современной
зарубежной психологии, а с другой
- имеет свои особенности, связанные
с социально-политической ситуацией
в нашей стране. Началась и активно
идет ломка сложившихся
Литература.
1. Ананьев Б.Г. "Проблемы психологии личности" Москва, 1977.
2. Ананьев Б.Г. "О проблемах современного человекознания" Москва, 1977.
3. Асмолов А.Г. "Культурно-историческая психология и конструирование миров" Москва-Воронеж, 1996. 4. Бодалев А.А. "Личность и общение" Москва, 1983.
5. Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" Москва, 1988.
6. Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность"
Москва, 1975.
7. Немов Р.С. "Общие основы психологии в 3 томах" том 1. Москва, 1995
8. Рубинштейн С.Л. "Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. Психология личности. Тексты"
Москва, 1982.
9. Хрестоматия. Психология
личности в трудах