Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, лекция

Описание работы

В результате успешного изучения темы Вы узнаете, что личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте.

Файлы: 1 файл

лекция мвд.docx

— 372.18 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности

 

 

В результате успешного изучения темы Вы узнаете, что личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте.

Вместе с тем, проблема личности занимает центральное место в психологии, она выступает как самостоятельная и при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки.

Изучая данную тему, Вы рассмотрите ряд важных вопросов для лучшего понимания личности преступника, мотивации преступной деятельности и прогнозирования правонарушающего поведения.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями;

социализация личности — это процесс становления личности, вхождения человека в жизнь, его подготовки и включения в отношения;

социальное в личности — это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми;

биологическое в личности — это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными;

социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам;

конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства;

направленность — психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека;

Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе;

темперамент — это природные особенности поведения человека, проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия;

характер — индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах;

акцентуации характера определяются как «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»;

способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

 

 

Для изучения темы:

— прочитайте:

Лебедев И. Б., Родин В. Ф., Мариновская И. Д., Цветков В. Л. Юридическая психология / под ред. В. Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 55—94.

Романов В. В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ, 2002. С. 180—247.

Цветков В. Л. Юридическая психология в схемах и комментариях. — М.: Щит-М, 2006. С. 89—130.

 

 

— обратите внимание на четкое уяснение основных категорий: человек, индивид, личность, индивидуальность, среди которых человек — самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание, прежде всего на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

 

 

Социальные качества личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиции. Особое внимание следует обратить на баланс ролей и статусов (как функции и места в иерархии отношений), что позволяет человеку не просто самореализоваться, но и обеспечивает выживание в социуме.

Положение и поведение личности в различных системах социальных отношений (группах, коллективах) раскрывается и через понятие конформизма (или конформного поведения). Следует уяснить, что социально-психологическая характеристика этого явления не носит столь выраженного негативно-оценочного характера, как социально-политическая. Психологический конформизм означает принятие личностью мнения и позиции социальной группы в случаях, когда возникает расхождение между мнением группы и индивида. На степень конформности влияет ряд факторов: личностные качества, степень компетентности, положение личности в группе, авторитетность, значимость группы для человека, внутригрупповые отношения и другие.

В данной теме следует обратить внимание на внешние и внутренние причины, определяющие различия между людьми, влияние наследственности, среды и воспитания на индивидуальные особенности человека, на выбор им вариантов поведения (в том числе и противоправного).

Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить себе ее сущность — это единство и взаимодействие основных компонентов и систем: направленности, социального опыта, форм отражения и самоконтроля, биологически обусловленных свойств и качеств, а также подструктур характера и способностей. Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека.

Знакомясь с материалом о темпераменте человека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов — типологических свойствах высшей нервной деятельности (учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности). Следует помнить, что темперамент характеризует динамику протекания психологической деятельности человека (скорость, силу, эмоциональность реакции).

При изучении материала о способностях надо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности.

Изучая материал о характере, необходимо уяснить его определение. Характер — это система отношений личности, проявляющаяся в типе ее поведения. Характер зависит от направленности личности и выступает в индивидуально обобщившихся способах поведения. Важным является вопрос о формировании характера и способах его коррекции, а также вопрос о типах характера.

Особого внимания заслуживает вопрос изучения психологических методов изучения личности, применение которых позволит учитывать такие психологические аспекты личности, имеющих важное значение для понимания проблем преступного поведения, его мотивации. Кроме того, все эти вопросы приобретают первостепенное значение в плане самосознания, развития и совершенствования личности сотрудника органов внутренних дел, его профессионального мастерства.

 

 

— по окончании изучения темы ответьте на следующие вопросы:

1. Каково соотношение  биологического и социального в личности?

2. Каково соотношение  характера и темперамента?

3. Раскройте криминологическое  значение отдельных видов акцентуаций  характера.

4. Что такое направленность  личности, каково ее содержание?

5. Как влияет психологическая  установка личности на деятельность  юриста?

6. Раскройте психолого-правовое  значение мотива, его соотношение  с понятием мотивации?

 

 

4.1. Основные концепции  теории личности

 

 

 

 

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего, в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Личность находится в сфере действия идеологических отношений.

 

 

 

 

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность — существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

В процессе развития теория личности в отечественной психологии прошла ряд этапов. В основе каждого этапа была абсолютизация доминирующей теории.

1917—1936 гг. — личность понимается как профиль психологических функций;

1936—1950 гг. — личность понимается как опыт жизни и деятельности человека;

1950—1960 гг. — личность — это проявление темперамента и возраста;

1960—1980 гг. — личность — совокупность отношений человека, проявляющихся в направленности.

 

 

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности. Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека. Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители Хогнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и другие).

 

 

4.2. Понятие личности  и ее психологические признаки

 

 

 

 

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями.

 

 

 

 

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

 

 

 

 

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения  человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально — и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2) степенью целостности  мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности  человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться.

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

5) спецификой соотношения  и проявления различных личностных качеств.

Информация о работе Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности