Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, лекция

Описание работы

В результате успешного изучения темы Вы узнаете, что личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте.

Файлы: 1 файл

лекция мвд.docx

— 372.18 Кб (Скачать файл)

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность — это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.

 

 

4.3. Соотношение  понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность»

 

 

 

 

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно. Самое широкое понятие человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens. Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т. п. Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.

Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель  человеческой общности; выходящее  за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

 

 

 

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.

Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т. п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий).

 

 

4.4. Социализация  личности. Социальная роль, статус  позиция

 

 

 

 

Каждый человек входит в какую-либо социальную общность (семью, группу, учебный или трудовой коллектив и т. д.), которая определяет его функции и роль. Ролей, как и групп, к которым принадлежит личность, много: муж, отец, сотрудник и т. п.

Социальная роль — это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Нормативная роль сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.

Интероризованная роль — такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.

 

 

 

 

Выполнять роль каждый человек может по-разному. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека.

Каждый из нас играет в жизни множество ролей. С одной стороны, роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют, в у каждом из нас.

Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца традиционного исполнения его роли и моментально сказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что творилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности. Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются.

Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков. Но нередко бывает, что бабушка записывается на курсы вязания, увлекается садоводством, живет своей жизнью, то ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным.

Сыграть роль — не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями. Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей. Достаточно высокий уровень личностной зрелости предполагает выход за пределы собственно ролевого поведения, т. е. возможность «надситуативной активности» личности (подролевого поведения). Каждой роли соответствует свой статус.

Статус — это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий — низкий).

В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.

Балансы статусов не соответствуют ролям: чем выше статус на работе, тем ниже он в других системах и наоборот.

Социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам («мои роли меня устраивают» или «все я делаю не так»).

 

 

4.5. Конформизм  и его значение

 

 

 

 

Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

На уровень конформизма влияют различные факторы, в том числе:

— характеристика самого человека;

— возраст (в юности конформизм максимален относительно сверстников);

— пол (женщины более конформны);

— профессия (военные — более конформны, музыканты — менее);

— уверенность в себе;

— статус человека в группе и ее размер;

— степень согласия большинства;

— характеристика проблемы.

 

 

Степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и субъективной, переживаемое субъектом. Реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы; значимость (авторитетность) группы для индивида; его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников, взаимоотношения и т. д.

Давление группы будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для индивида принадлежность к данной группе, чем строже групповая дисциплина и чем больше данное расхождение затрагивает основные групповые ценности.

Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для личности, неизбежно затрагивает ее ценностные ориентации и самоуважение. Ведь человек не может ежесекундно проверять и вывешивать свои слова, мысли, очень многие его действия являются автоматическими. Делая то, что принято в его кругу, он считает это само собой разумеющимся. Но как быть, если вдруг возникает расхождение?

В этой ситуации и сказывается, что личность не есть простая функция частной «социальной роли», что в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и даже неосознанный жизненный опыт.

Отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных условиях еще не дают оснований считать человека психологически конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко структурированной роди и самостоятельность — в другой, допускающей более широкую вариативность.

Многое зависит и от уровня компетентности. Более способные, и что особенно важно, осознающие свои способности люди в своих суждениях ориентируются преимущественно на собственное мнение, хотя расхождение с группой в какой-то мере снижает их самооценку. Менее компетентные и способные, напротив, ориентируются преимущественно на чужое мнение, а главным критерием самооценки служит для них совпадение с мнением большинства, т. е. налицо конформное поведение. В детстве 100% конформизм (до 12 лет). Но: критические периоды:

— 2,5—3 г. — «Я сам»;

— 5 лет — нонконформизм.

— подростковый возраст — нонконформизм;

— юношество — до 20—23 лет — конформная реакция, так как это период вхождения в общество как социального субъекта;

— зрелость — после 35 лет и до 50 лет — нонконформизм;

— старость — конформизм, так как человеку надо выжить и он очень зависит от окружающих.

 

 

При стабильном развитии общества — нужны конформисты, в периоды кризисов — нужны нонкоформисты (и до вхождения в период стабилизации). Конформизм нельзя рассматривать однобоко, это явление имеет две стороны: позитивную и негативную.

 

 

4.6. Общая характеристика  и содержание основных компонентов структуры личности

 

 

Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя: потребности; мотивы; цели; ценностные ориентации; интересы; идеалы; убеждения; мировоззрения.

При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

 

 

 

 

Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека — объединяет: свойства темперамента; половые и возрастные свойства личности; ее патологические, так называемые «органические» изменения. Кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подструктура форм отражения и самоконтроля — объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений; восприятия; памяти; представлений; внимания; воображения; мышления; речи; эмоций; чувств; воли. В этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Информация о работе Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности