Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, лекция

Описание работы

В результате успешного изучения темы Вы узнаете, что личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте.

Файлы: 1 файл

лекция мвд.docx

— 372.18 Кб (Скачать файл)

Истероидный тип. Главная черта — эгоцентризм, жажда внимания к себе и все основные качества личности такого типа питаются этой доминирующей чертой. Постоянная рисовка и позерство, демонстративное поведение характерны для таких людей, им чужды глубокие искренние чувства. Основная цель — привлечь к себе внимание. Неустойчивый тип. Такие люди с детства непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, в то же время они трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом, за ними все время приходится следить. Люди этого типа обнаруживают полное безволие при выполнении любой работы, любых обязанностей, требований долга, достижении поставленных перед ними целей. Характерна повышенная тяга таких людей к времяпровождению, связанному с удовольствиями, развлечениями, праздностью, бездельем. Они проявляют равнодушие к собственному будущему, живут сегодняшним днем, стараются избежать трудностей и неприятностей. Черты неустойчивой акцентуации с возрастом плохо сглаживаются, возможно формирование психопатии.

Конформный тип. Главная черта людей этого типа — приспособленчество к своему непосредственному окружению. Такой человек становится тем, кем его делает микросреда.

 

 

4.15. Способности

 

 

Способности совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека.

Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки.

Задатки — это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений.

К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

 

 

 

 

Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности — понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности. Специальные способности — способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

Общие способности — это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Талант — высшая степень одаренности, реализованная в определенной области.

Гениальность — высшая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.

Таким образом, способности — мера ответственности свойств личности требованиям конкретной деятельности.

 

 

Для подготовки к семинару.

Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению вопросы:

1. Социально-правовое содержание  психологических свойств и качеств личности как объекта познания в сфере деятельности органов внутренних дел (понятие, соотношение со смежными понятиями, роли, статусы, позиция).

2. Социально-психологическая  оценка конформизма личности.

3. Основные компоненты  психологической структуры личности.

4. Психологическая характеристика  направленности личности. Влияние  направленности на выбор личностью  вариантов поведения в сфере правопорядка.

5. Учет особенностей направленности  личности при решении юристом  задач правоприменительной деятельности.

6. Индивидуально-психологические  особенности личности, их влияние  на поведение людей в сфере правопорядка.

7. Психологические методы  изучения личности.

8. Учет юристом индивидуально-психологических  особенностей личности при определении  тактики осуществления профессиональных  действий.

 

 

Решите задачи из практикума

 

 

Оформите Ваши решения и передайте преподавателю.

Задача 4.1. Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какого человека можно считать личностью?» Дайте свое определение понятию «личность».

 

 

Задача 4.2. Напишите, пожалуйста, небольшую социально-психологическую характеристику на известных литературных персонажей.

 

 

Литературный герой

Социальная роль, социальный статус, социальная позиция

Глеб Жеглов

 
 
 

Евгений Онегин

 
 
 

Золушка

 
 
 

 

 

 

Задача 4.3. Напишите, пожалуйста, известные Вам факторы, влияющие на конформность поведения.

С какими проявлениями конформизма сталкивается в своей профессионально деятельности сотрудник правоохранительных органов?

 

 

Задача 4.4. Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте, какие мотивы лежали в основе совершенных преступлений?

«Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана — вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность — уже совершил столько кражи никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево — надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится как может — делает свой «бизнес». Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен».

 

 

Задача 4.5. Подберите пример для каждого типа характера.

 

 

Тип характера

Пример

1. Гармонически целостный

 
 
 

2. Внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой

 
 
 

3. Конфликтный с пониженной адаптацией

 
 
 

4. Вариативный

 
 
 

 

 

 

Задача 4.6. Чем, на Ваш взгляд, отличаются между собой акцентуация характера и психопатия личности?

 

 

Задача 4.7. Напишите, пожалуйста, как бы повели себя в представленных ниже ситуациях люди с разными видами темперамента.

Ситуации:

а) проверка документов в час пик сотрудником милиции по охране метрополитена, когда опаздываешь на работу;

б) увольнение с работы;

в) паника в помещении, охваченном пожаром.

 

 

Задача 4.8. Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям: «способность», «одаренность», «талант», «гениальность».

 

 

Задача 4.9. В чем, на Ваш взгляд заключается криминальный талант?

 

 

Задача 4.10. Как Вы думаете, какими специальными способностями должен обладать человек, желающий работать в органах правопорядка?

 

 

Задача 4.11. Раскройте, пожалуйста, содержание различных типов мотивации выбора профессии юриста.

 

 

Тип мотивации

Характеристика + пример

Адекватный

 
 
 

Ситуативный 

 
 
 

Инфантильный (романтический)

 
 
 

Компенсаторный

 
 
 

Корыстный

 
 
 

 

 


Информация о работе Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности