Личность, структура, как социокультурная реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

Содержание работы

1.Структура личности…………………………………………………….2
2.Личность как социокультурная реальность…………………………..8
3.Подходы к изучению личности………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………24
Использованная литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

психология 23.09.13.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………1

Содержание

1.Структура личности…………………………………………………….2

2.Личность как социокультурная  реальность…………………………..8

3.Подходы к изучению личности………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………24

Использованная литература………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология - это наука, изучающая  объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает  внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим  человеком, а также его поведение.

Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а  отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности. Каждое из определений  личности, имеющихся в научной  литературе, заслуживает того, чтобы  его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

Данная тема актуальна для ее изучения, так со временем наряду с  основными направлениями изучения понятия «личность», появляются все  более новые направления изучения ее сторон, ее свойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия и выделяются новые уровни ее структуры.

В данной контрольной работе будут  рассмотрены основные элементы, связанные  с понятием личность. Будет дано ее определение и сравнение с  такими понятиями, как «индивид», «индивидуальность», «человек». Особое внимание отведем  личности как социокультурной реальности. Выделим и разберем структуру  личности.

 

1.Структура личности.

Понятия «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность»

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью  устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические  состояния, за исключением тех, которые  проявляются в отношении к  людям и к обществу. В понятие  «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее  устойчивыми и свидетельствуют  об индивидуальности данного человека.

«Личность» - это конкретный человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые  проявляются в общественных по природе  связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для  него самого и для окружающих людей.

«Личность» - это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

Наряду с понятием «личность» в  науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Термин «человек» относится  не к отдельно взятому человеку (в  том случае, когда сравниваются его  объем и содержание с объемом  и содержанием других понятий), а  ко всему человеческому роду. Поэтому  понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в  отличие от животных. Сюда кроме  собственно психологических свойств  также входят физические особенности  человека, его образ жизни, культура и т.п.

Человек на свет рождается человеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитие собственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура  мозга обеспечивает возможность  развития интеллекта, строение руки - перспективу  использования орудий труда и  т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид» (у животных - особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью.

Термин «индивидуальность» имеет  два близких друг к другу, но различных  значения. Одно из значений этого слова  указывает на своеобразное сочетание  человеческих свойств у данного  индивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие  интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить  и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение  термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличает от другого.

Слово «личность» - самое узкое  из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:

Во-первых, в него включаются только психологические свойства человека;

Во-вторых, в объём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психологические состояния  человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Психологическая структура  личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

 

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих  потребностей и интересов, идейных  и практических установок.

Например, доминирование  познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать  ему общественную и личную значимость.

 

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

 

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера  относят: а) моральные (чуткость, черствость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

 

Психологическая структура  личности будет неполной, если из неё  исключить процессы и состояния.

 

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

 

На основе психических  процессов образуются психические свойства, которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

 

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние зависит от свойств личности.

Личность вступает в многообразные  общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит  из разных побуждений или мотивов.

 

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база :мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.

Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.

 

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности.

Направленность  личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты Чем больше у человека способности, тем больше он сможет сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и  уровень притязаний, убеждения и  ценности), но такая детализация  возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее "Я": хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем  больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа стоят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело - их господин, душа и ум - их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа - помощники духа, а тело - воспитуемый ими ребенок.

Информация о работе Личность, структура, как социокультурная реальность