Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:51, реферат
Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.
1.Структура личности…………………………………………………….2
2.Личность как социокультурная реальность…………………………..8
3.Подходы к изучению личности………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………24
Использованная литература…………………………………………
В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Д. Кеттелла (1860¬1944), связанный с изучением черт личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к той или иной манере поведения, а набор черт данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Конечно, стабильность проявления черт неодинакова. В этом плане автор классифицировал их на базовые (свойственные только данному человеку), общие (характерные для большинства людей) и вторичные (наименее устойчивые).
Ученых, внесших вклад в развитие
названных подходов к исследованию
личности, значительно больше перечисленных.
Некоторых просто трудно отнести
к представителям той или иной
позиции, из-за сложного переплетения
в их взглядах различных подходов.
Необходим исторический взгляд на ситуацию,
в которой эти подходы
Деятельностный подход к личности. Здесь личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу, внутренне богатство личности онределяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым наполняет он эти виды деятельности.
Для понимания сущности деятельностного
подхода к личности важно отметить,что:
- эта форма активности для отдельно взятого
человека не является генетически наследуемой,
а появляется у него в результате появления
социального опыта, жизни среди людей;
- деятельность предметна, она воплощается
в ее продуктах, в ней отражаются знания,
умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
- деятельность субъектна, так как подчинена
потребностям, мотивам и целям индивида
(субъекта);
- средством освоения деятельности является
не бихевиористский рефлекс типа «стимул
- реакция», а процессы интериоризации
- экстериоризации, т. е. процессы взаимной
замены внешних (практических) и внутренних
(мыслительных) действий.
Основной акцент в деятельностном
подходе уделяется социальной сущности
личности. Иначе говоря, личность рассматривается
как совокупность социальных характеристик
(свойств, качеств), Которые человек
приобретает в предметной деятельности,
выполняя полезную общественную роль
с позиций своего положения в
обществе. Социальная среда, в которой
живет человек, занимаясь ественнополезной
деятельностью, вступая в деловые
и межличностные отношения с
другими людьми через общение, есть
источник становления его личности.
Единство взглядов на личность с пошипи
деятельностного подхода не исключает
разнообразия точек фения отечественных
психологов на отдельные важные моменты
проблемы. Основные разногласия касаются
вопросов соотношения биологического
и социального начал личности,
самого понятия личности, его соотношения
с понятиями «индивид» и «
Так, соотношение психического, биологического и социального начал в личности рассматривается со следующих позиций:
- эти начала совершенно
- психическое следует за
- психическое представляет
- психическое есть прямое
- биологическое начало есть
И хотя эти разногласия не являются антагонистическими, взаимоисключающими, они тем не менее должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции по данной проблеме.
Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М.Я. Басов (1892- 1931). По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов и, в частности, условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому - отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (первое издание) статьи «Деятельность».
Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна (1889-1960) и А. Н. Леонтьева (1903-1979). Исходной для них являлась трактовка деятельности К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же, настаивал на том, что сама деятельность должна непосредственно входить в предмет психологии своим особым содержанием.
Культурно-исторический подход к личности.
Здесь личность рассматривается как продукт
освоения индивидом ценностей культуры.
Автор подхода, Л. С. Выготский (1896-1934) нашел «ключ ко всей психологии»,
позволяющий проводить объективный анализ
высших психических функций личности
в значении слова. По его мнению, именно
слово-знак первично как относительно
практического действия, так и относительно
мышления. Он даже повторил чей-то афоризм:
«речь думает за человека». Оперируя с
этими «культурными» знаками-словами,
индивид строит свою личность.
Вначале человек был неотделимой
частью окружающей природы, которая
«шлифовала», по выражению автора, его
«натуральные» (врожденные, не требующие
волевых осознанных усилий) свойства,
позволявшие ему выживать, просто
приспосабливаться к среде. Затем
он сам стал воздействовать на природу
через орудия труда, вырабатывая
у себя высшие психические функции
(«культурные»), позволявшие ему
осуществлять осознанные действия (например,
осознанно запоминать ситуацию, явление,
предмет), полезные с точки зрения
создания благоприятных условий
своего существования. В качестве орудий
воздействия в данном подходе
рассматривались не те, которые имеют
материальную основу (камень, палка,
топор и т. п.), а так называемые психологические
знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая
человеком в землю и указывающая направление
движения. Это могли быть зарубки на деревьях
или сложенные человеком определенным
образом камни, напоминающие ему о чем-то
важном и т. д.
Исторические корни подобных знаков находятся в совместном труде. На первых порах это были звуки - команды, исходившие от тугого человека и носившие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился отдавать подобные команды себе и с помощью их управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформации внешних средств-знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь,образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.
Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности длительностей в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» здесь хотя и использовался, но не был нап0лнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.
Заключение
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен,-тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. "То чего не достаёт рабу, - писал Гегель - это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится "Я", его " Я" есть господин".
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.
Список литературы
1. Немов Р.С. Общая психология. - изд. Питер, 2007
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000
3. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов-на-Дону, 2004
4. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М., 2007
5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997
6.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 193.
7.Асмолов А. Г., Братусь Б. С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1994. №4. С. 35.
Информация о работе Личность, структура, как социокультурная реальность