Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:51, реферат
Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.
1.Структура личности…………………………………………………….2
2.Личность как социокультурная реальность…………………………..8
3.Подходы к изучению личности………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………24
Использованная литература…………………………………………
Появлению бихевиоризма способс
В рамках бихевиоризма выявились два альтернативных варианта: операциональный и социальный бихевиоризм.
Операциональный бихевиоризм исходил
из позиции: в личности подлежат изучению
только те процессы, которые можно
представить через набор
По мнению Э. Толмена, личность формируется
не по классической форме бихевиоризма
«стимул - реакция», а по формуле
«стимул - организм - реакция». Составляющая
«организм» вводится через так называемые
«промежуточные переменные» - ненаблюдаемые,
но предполагаемые факторы организма,
которые фактически обусловливали
определенное поведение личност
К. Халл рассматривал психикику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной («и все же только машиной»).
По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления (психологический рисунок поведения закрепляется тем быстрее, чем чаще в повседневной жизни личности используются положительные подкрепления определенного характера) направлен на развитие операн-тного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется. Крыса получит порцию пищи лишь после того, как, побегав по ящику, нажмет специальный рычажок, находящийся внутри (первый раз это может быть случайное нажатие, но впоследствии такие действия реализуются на базе быстро формируемых условных рефлексов).
Социальный бихевиоризм
Джулиан Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.
Гештальт-психологический
У истоков данного подхода
стояли Макс Вертхеймер (1880-1943),
К. Коффка( 1886-1941), Вольфганг Келер(1887-1967), Курт Левин (1890-1947). Психическая деятельность челов
Классический
Неофрейдисты (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с 3. Фрейдом в том, что поведение человека полностью обусловлено психосексуальными факторами, а включали в этот состав и ряд социальных потребностей, мотивов, условий жизни.
Позиция Карла Юнга (1875-1961), автора аналитической психологии,
отличалась от классического психоанализа
следующими положениями:
- энергия либидо проявляется не только
в сексуальных инстинктах, но и во всем,
что в текущий момент значимо для данного
человека (карьера, деятельность, образование
и др.);
- психика человека обусловлена не только
детскими переживаниями, но и ожиданиями
будущего;
- сфера бессознательного неоднородна,
она состоит из компонентов, различающихся
по содержанию, времени накопления жизненного
опыта и возможности восстановления этого
опыта в сознании.
Альфред Адлер (1870-1937) также пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей системе, названной им «(индивидуальной психологией», он утверждал, что человек рождается с «социальным интересом», определяющим его взаимодействие с другими людьми и способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. Человек, стремящийся попасть в рай, ведет себя не так, как тот, кто никогда не задумывался об этой стороне своей жизни. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосходству и самоутверждению. Какие способы человек выбирает для достижения цели, это зависит от «стиля жизни». Стиль жизни, по Адлеру, отражает поведенческий рисунок или набор приемов решения значимых для него жизненных задач. Если же это не удается, то у человека появляется «комплекс неполноценности», для преодоления которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).
Карен Хорни (1885 - 1952) считала, что движущие мотивы поведения человека проявляются в феномене «базальной тревожности» -чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебрежительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Порожденные такой ситуацией страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности. Собственно, вся жизнь человека, его деятельность, поведение и поступки - это попытки уйти от того, что составляет суть беспокойства и тревоги. Именно на этом пути человека подстерегают различного рода неврозы.
Э. Эриксон (1902 - 1994) рассматривал жизнь
человека как постоянный поиск собственной
идентичности. Идентичность понималась
им как субъективное представление
индивида о себе, как процесс опознания
у себя того качества, на основе которого
личность может отнести себя к
какому-либо типу, группе и т.п. («кто
есть я, кем и каким я хочу стать»).
По его мнению, жизнь человека периодически
прерывается остро
Гуманистический подход к личности. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Личность следует рассматривать не как бихевиористский ящик, способный лишь реагировать на входные стимулы, а как целостное с природой образование. Человек не запрограммирован своим прошлым (как это представляют сторонники психоанализа), а открыт для самосовершенствования.
Такая позиция в значительной мере
была подготовлена работами Г. Олпорта
(1897-1967), который утверждал, что психически
нормальный человек находится не
столько под влиянием бессознательного,
сформированного (по 3. Фрейду) в детском
возрасте, сколько обусловлен мотивами
текущей и будущей
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности. По его мнению, любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.
Сторонником взгляда на личность как продукт влияния сознательных оценок повседневных ситуаций был также Карл Роджерс (1902 -1987). Он рассматривал личность с позиции изменяющегося представления индивида о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос: «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающему миру, негативный же вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет человеку реализовать в полной мере его возможности.
Когнитивный подход к личности. Представители этого подхода видели свою задачу в доказательстве решающей роли знания в поведении человека. В центре внимания теории - процессы переработки человеком информации обо всем, что его окружает (в том числе и о себе) на основе системы приобретенных знаний. Для данного направления интересны механизмы познания, которые задействуют все познавательные процессы, не ограничиваясь бихевиористской схемой «стимул - реакция». Когнитивный подход находится «на марше», привлекая в свои ряды все большее число сторонников. Будет справедливо отметить заслуги Ж. Пиаже (1896 - 1980) в этом направлении. Ведь в центре внимания его исследований оказании, когнитивные стадии развития детей.
Дж. Келли (1905 - 1967) считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию - системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя субъективный взгляд индивида на реальный мир, эта система определяет его судьбу.
У. Найсер (1928 г. р.) утверждает, что познание присутствует в любом акте человеческой деятельности: в ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, представлении, воображении и др. В связи с чем личность должна изучаться во всех этих измерениях.
П. Жане (1859-1947), назвав свой подход к личности «поведенческим», акцентировал внимание на роли саморегуляции. Саморегуляция рассматривалась им как результат постоянных контактов индивида с окружающими людьми, приобретения навыков мысли-1 ельной деятельности, эмоционального поведения и др. Именно этот опыт позволяет индивиду регулировать свое поведение и накапливать все новые и новые свойства личности. В рамках этой позиции автор выделил семь уровней поведения: простейшие рефлекторные акты; отложенные во времени перцептивные действия, включающие фазы их подготовки и завершения; элементарные социальные акты типа имитации, подражания; элементарные интеллектуальные акты; манипуляция реальными объектами; мыслительная деятельность как процесс интериоризации; созидательная трудовая деятельность.
Когнитивная психология не осталась в стороне от развития информационно-компьютерных технологий. Это заметно даже по иногда употребляемым терминам, заимствованным оттуда: «схема», «алгоритм», «объем данных», «программа».
Диспозиционный подход к личности.
Основная идея этого подхода, развиваемая
рядом зарубежных психологов, заключается
в том, что личность человека рассматривается
с позиций его
Э. Кречмер (1888-1964) и У. Шелдон стремились описать личность через телесное строение (конституцию организма) человека или соотношение компонентов телосложения. Выделенные Э.Креч-мером по этому критерию типы личностей, по его мнению, имеют не только существенные различия в поведении, но и предрасположены к определенным психическим расстройствам.
Г. Айзенк (1916 г. р.) объясняет интровертный или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Низкая активность коры, характерная для экстравертов, восполняется на уровне подсознательных процессов усилением контактов человека с внешней средой, высокая же компенсируется сокращением подобных контактов.
Информация о работе Личность, структура, как социокультурная реальность