Личность в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны.

Содержание работы

Введение
1. Социальная природа личности
2. Понятие малой группы и ее характеристики
3. Влияние группы на поведение личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

личность в группе.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Социальная  природа личности 

2. Понятие малой группы и ее  характеристики

3. Влияние группы на поведение  личности

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Основанием  качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия  его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны. Это многообразие выявляется в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Социальные качества человека существуют как целостная система.

Особое  внимание к проблемам межличностного взаимодействия обусловлено их ролью  в формировании личности, развитии общественных отношений. В силу специфики  своего воздействия на личность, общение  является важнейшим фактором духовного  развития общества. Личность существует в пространстве разнообразных характерных  для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной  системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. В каждом обществе откладывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между людьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на общение. Малая группа и межличностные отношения характеризуют ближайшее социальное окружение человека.

Таким образом, существует уровень, без познания которого социальная картина  общества останется неполной. Это  личность и ее место в группе, межличностные отношения, характеризующие  ближайшее социальное окружение  человека.

Цель контрольной работы: изучение особенностей взаимодействия личности и группы.

 

1. Социальная природа  личности

 

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое  качество человека, формирующееся и  развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для  общества отношений. Имея сознание, человек  ориентируется в сложной системе  взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач1.

Мотивационная функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам  личности, как потребности, мотивы, интересы.

Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом  себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны  с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

Определение личности как  субъекта звучит так: “Личностью является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка  начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у человека развито сознание и  его высшая Форма самосознание, тем  полнее и ярче развита его личность. Психические болезни являются одновременно и болезнями сознания, и болезнями  личности. Нарушая различные стороны  сознания, они тем самым разрушают личность”2.

Все остальные определения  личности, ее свойств, отношений и  структур являются, согласно этой точке  зрения, производными от определения  личности как носителя сознания - субъекта. Среди них отмечается понятие  “я”. “Иногда понятия “личность” и “я” отождествляются, с чем, однако, согласиться нельзя. “Личность” - понятие более широкое, а “я” связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания”.

Определение личности посредством  понятия субъекта позволяет выделить комплекс важных характеристик личности. Однако сама трактовка субъекта как  носителя сознания ограничивает не только понятие субъекта, но и личности, поскольку исключает из сферы  ее психического развития бессознательные  или несознаваемые переживания, мотивы, установки и т.д. Впрочем, даже и при таком расширении понятия  личности оно не исчерпывается лишь психологическими характеристиками, поскольку  ее статус и социальные функции сами являются определителями этих характеристик.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем  своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поощрения и обусловливающих  их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами  морали, права и другими явлениями  общественного развития. Они ориентированы  на определенные эталоны общественного  поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта  исторического процесса. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому субъект деятельности - личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Говоря о том, что субъект  деятельности - личность, мы должны иметь  в виду, что оба эти определения  человека взаимосвязаны в такой  мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается  посредством определенных деятельностей  в обществе. Именно личность, а не организм человека, не природный индивид, рассматриваемый в сфере биологических  законов, - носитель свойств человека как субъекта. Поэтому для обнаружения  этих свойств необходимо исследовать  человека как личность в системе  общественных отношений.

Сложнейшая целостная  структура человека как субъекта раскрывается лишь на социальном уровне развития человека как личности. Уровень  активности человека и социальный уровень  его существования в общем совпадают. Однако уже из противоречия между развитием деятельности и реальным положением человека в обществе видно, что совпадение субъекта и личности относительно. Больше того, именно расхождение между ними' составляет главнейшую психологическую форму человеческой истории. Ранг личности, ее масштаб и роль в классовом антагонистическом обществе определяются множеством факторов, не имеющих никакого отношения к продуктивности основных деятельностей 3.

Один из факторов обусловливающий  обособление в человеке личности и субъекта, это позиции личности в обществе, в сложной системе  иерархии отношений. Всякого рода привилегии (сословные, расовые, национальные, профессиональные и т. д.) определяют престиж, репутацию  и популярность личности независимо от ее личных свойств и вклада в  общественное развитие.

Активность личности может  выступать и в форме использования  этих привилегий как средства воздействия  на других людей и присвоения продуктов  их деятельности силой привилегий. В такой позиции свойства субъекта не имеют какого-либо значения для  личности, объективно формирующейся  согласно экстремистской и агрессивной  стратегии присвоения путем отчуждения продуктов деятельности других людей, а подчас и их потенциалов.

Важно подчеркнуть, что в  единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе, так или иначе взаимосвязана  с характеристиками человека как  личности, то есть члена определенного  общества, сословия, профессиональной группы и т. д.

Личность как общественный индивид не есть отдельная (саморегулирующаяся) система, не есть единичный элемент общества, из совокупности которых строится и с помощью которых функционирует общество 4.

Такой структурной единицей, “элементом” общества является не отдельный человеческий индивид  с его отношениями к обществу, а группа, взаимоответственные связи которой внутри нее и между другими группами, к обществу в целом создают коллектив.

Каждая группа (малая или  большая) имеет структуру и инструкции, определяющие функции и роль каждого  ее представителя.

Понятие человека не ограничивается понятием личности, и, безусловно, прав был А.С. Maкaрeнкo, полагавший, что отношение личности к обществу осуществляется посредством коллектива, равно как и отношение общества к личности осуществляется через коллектив. Тем более если проводить такое ограничение последовательно, личность не входит в какие-либо связи с природой, абиотическими и биотическими факторами окружающей среды помимо тех или иных общественных функций по использованию или охране природных ресурсов общества5.

Эстетическое отношение  к природе связано с общим  типом общественных отношений и  нравственными идеалами личности как  члена определенного класса, сословия, профессии и т. д. Больше того, личность, непосредственно связанная со структурой своей группы и общества, не входит в непосредственные связи и с  природой данного индивида, за исключением  некоторых из его свойств. К таким  исключениям можно отнести возрастно-половые  свойства при родной организации  человека. Поэтому личность является только социальным образованием, объектом и субъектом исторического процесса. Ни социологические, ни биосоциальные концепции не могут раскрыть ее сущность и свойства, существующие в форме многообразных общественных отношений.

Формирование личности путем  интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.

Приведем ряд характеристик  личности, ее основных параметров. Личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество  ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в  социальной структуре общества. Принадлежность личности к определенной группе в  социальной структуре общества составляет другое основное ее определение, с которым  непосредственно связано положение  личности в обществе. Отсюда также  следуют экономическое состояние  и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации) правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных, ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т. д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность6.

Таким образом, все перечисленные  выше характеристики личности есть действительно  характеристики и общественных отношений  и функций, ими определяемых. Для  этих характеристик не всегда существенны  свойства человека как субъекта и  почти не имеют значения природные  свойства человека как индивида. Любые  из них могут быть включены в любые  из социальных связей.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного  общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения  и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы  нормами морали, права и другими  явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию господствующей идеологии. В современной  зарубежной психологии личности и социальной психологии широко распространены представления  о личности как известном наборе ролей, которые она играет в обществе. Это представление превращает “роль” в первичный феномен личности, определяющий меру его из начального конфликта с обществом. На самом  деле конкретная “роль” личности запрограммирована, задана довольно жестко той общественной функцией, которую она со всей необходимостью выполняет в определенной социальной ситуации развития. Переход от одной  функции к другой, от одного уровня обязанностей и прав к другому совершается по мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции.

Каждое общество и государство  регулируют эти переходы определенными  возрастными индексами права: избирательного, трудового, уголовного и т. д. То, что  почти всегда во всех системах законодательства, несмотря на их принципиальные классовые  различия, не совпадают эти возрастные индексы (например, избирательного права, получения паспорта, уголовной ответственности, разные меры определения трудоспособности рабочих, подростков и молодых людей), свидетельствует об учете неравномерного характера развития “ролей” личности одного и того же формирующегося человека 7.

Кроме возрастных индексов, характеризующих нижние пределы  правоспособности, трудоспособности человека, существуют верхние пределы в  смене “ролей” личности. Все  это важные моменты развития человека как общественного индивида, участвующего в различных социальных структурах, но находящегося всегда в определенной фазе психофизиологического развития.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Личность в группе