Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:10, контрольная работа
Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны.
Введение
1. Социальная природа личности
2. Понятие малой группы и ее характеристики
3. Влияние группы на поведение личности
Заключение
Список литературы
2. Понятие малой группы и ее характеристики
Малой группой называют небольшое
число людей, которые хорошо знают
друг друга и постоянно
Малую группу называют еще первичной, контактной, неформальной. Термин "малая группа" более распространен, чем "первичная группа".
Известны следующие определения малой группы:
Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.
Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Р. Бейлз: малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.
Количество определений малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления. Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:
1. Ограниченное число
членов группы. Верхний предел
составляет 20 человек, нижний - 2. Если
группа превышает "критическую
массу", то распадается на подгруппы,
клики, фракции. Согласно
2. Стабильность состава.
Малая группа, в отличие от
большой, держится на
3. Внутренняя структура.
Она включает систему
4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - 11, а в группе из 7 - 120 связей.
5. Чем меньше по размерам
группа, тем интенсивнее в ней
взаимодействие. Чем крупнее группа,
тем чаще отношения теряют
личностный характер, формализуются
и перестают удовлетворять
6. Размеры группы зависят
от характера деятельности
7. Принадлежность к группе
побуждается надеждой найти в
ней удовлетворение личных
8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.
9. Группа предоставляет
каждому максимум доступных
Чем чаще и интенсивнее
взаимодействие, тем сильнее взаимные
чувства. Возникает своеобразный эффект
накопления, имеющий вид спирали:
задания стимулируют
Постепенно в малой
группе возникают собственные нормы
и этикет поведения, называемые неформальными
(неписаные нормы). В них аккумулирован
прошлый опыт группы. Такие нормы
ценятся очень высоко и нередко
соблюдаются с большим
Открытие группового феномена произвело в мировой науке подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие.
Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология - пограничная дисциплина между психологией и социологией.
Структура группы определяет характер ее динамики и в свою очередь определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей.
3. Влияние группы на поведение личности
личность социальная индивид человек
В социальной психологии существует множество теорий, описывающих поведение личности в процессе межличностное взаимодействия. К ним относятся: бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр.
Бихевиоризм (дословный перевод термина - наука о поведении) имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальниками считаются Э. Трондайк, Дж. Уотсон, сильное влияние на которых оказали труды: известных русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме «стимул - реакция». На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения.
Вместе с тем, бихевиоризм оказал существенное влияние на психологию, социологию, менеджмент. Под его влиянием сформировались некоторые школы управления, в частности, административная школа, представителями которой являются Ф. Тейлор, Ф. Гильберт, А. Файоль, школа «человеческих отношений» - М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Важной задачей является изучение и адаптация отдельных положений этих теорий к условиям управления деятельностью персонала предприятия.
Развитием бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Хоманс. Традиционная схема «стимул - реакция» здесь усложняется введением промежуточных переменных.
С точки зрения управленческого общения наибольший интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:
а) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;
в) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
г) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньшие усилия для их удовлетворения 10.
Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. С помощью его теории может быть описано и взаимодействие руководителя и подчиненного в управлении.
С теорией обмена перекликается и развивает ее, так называемая, теория справедливости, которую представляют, в частности, Р. Хьюсман, Дж. Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:
1. Люди оценивают свои
взаимоотношения с другими
а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;
б) они ощущают, что их переоценивают - получают больше, чем вкладывают;
в) вклад оказывается равным отдаче - в этом случае взаимодействие оценивается как справедливое.
2. Неэквивалентность вклада
и отдачи приводит к
3. Люди, неудовлетворенные
своими взаимоотношениями из-
а) путем уменьшения своего вклада:
- опаздывая на работу,
- сокращая объем выполняемой работы,
- уклоняясь от выполнения работы, «имитируя» деятельность;
б) добиваясь большей отдачи, требуя:
- увеличения зарплаты, премий,
- продвижения по службе,
- улучшения условий труда;
в) прекращая взаимоотношения (увольнение). Вместе с тем, не все люди одинаково относятся к разнице вклада и отдачи.
Здесь выделяются следующие группы людей:
1) альтруисты - хотят вкладывать больше, чем получать;
2) чувствительные к
3) эгоисты - хотят получать больше, чем вкладывать.
Теория справедливости имеет
большое практическое значение для
регулирования взаимодействия руководителя
и подчиненного в процессе управления.
Субъективный характер восприятия справедливости
содержит большие возможности
По мнению Р. Хьюстона и Дж. Хэтфилда, это можно сделать двумя способами:
Наиболее близким к теории общения, созданной отечественной психологии является символический интеракционизм, в котором подробно исследуется интерактивная сторона общения.