Личность в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. Человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека. Эти качества выражают его родовую сущность. Проявления этих качеств многообразны.

Содержание работы

Введение
1. Социальная природа личности
2. Понятие малой группы и ее характеристики
3. Влияние группы на поведение личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

личность в группе.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие малой группы  и ее характеристики

 

Малой группой называют небольшое  число людей, которые хорошо знают  друг друга и постоянно взаимодействуют  между собой8 [5; с. 197]

Малую группу называют еще  первичной, контактной, неформальной. Термин "малая группа" более распространен, чем "первичная группа".

Известны следующие определения малой группы:

Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Р. Мертон: малой группой  называется совокупность людей, которые  определенным образом взаимодействуют  друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами  данной группы с точки зрения других.

Р. Бейлз: малая группа - это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его.

Количество определений  малой группы в литературе приближается к ста. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как  правило, в каждом из них соединяется  несколько признаков изучаемого явления. Чаще всего ученые указывают  на следующие признаки малой группы:

1. Ограниченное число  членов группы. Верхний предел  составляет 20 человек, нижний - 2. Если  группа превышает "критическую  массу", то распадается на подгруппы,  клики, фракции. Согласно статистическим  расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек.

2. Стабильность состава.  Малая группа, в отличие от  большой, держится на индивидуальной  неповторимости и незаменимости  участников.

3. Внутренняя структура.  Она включает систему неформальных  ролей и статусов, механизм социального  контроля, санкции, нормы и правила  поведения.

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек - 11, а в группе из 7 - 120 связей.

5. Чем меньше по размерам  группа, тем интенсивнее в ней  взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют  личностный характер, формализуются  и перестают удовлетворять членов  группы. В группе из 5 человек ее  члены получают больше личного  удовлетворения, чем в группе  из 7. Группа из 5-7 человек считается  оптимальной.

6. Размеры группы зависят  от характера деятельности группы. Финансовые комитеты крупных  банков, отвечающие за конкретные  действия, обычно состоят из 6-7 человек,  а парламентские комитеты, занятые  теоретическим обсуждением вопросов, включают 14-15 человек.

7. Принадлежность к группе  побуждается надеждой найти в  ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от  большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

8. Взаимодействие в группе  лишь тогда устойчивое, когда  оно сопровождается взаимным  подкреплением участвующих в  нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы.

9. Группа предоставляет  каждому максимум доступных преимуществ,  поскольку являет собой объединение  равно полезных друг другу  индивидов. Каждый из них получает  от пребывания в данной группе  больше пользы, чем в любой  другой9.

Чем чаще и интенсивнее  взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления, имеющий вид спирали: задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те в свою очередь мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству.

Постепенно в малой  группе возникают собственные нормы  и этикет поведения, называемые неформальными (неписаные нормы). В них аккумулирован  прошлый опыт группы. Такие нормы  ценятся очень высоко и нередко  соблюдаются с большим прилежанием, нежели формальные (должностные обязанности). Чем более сплочена группа, тем  лучше выполняются неформальные нормы, и тем притягательнее группа для индивидов. По отношению к  нарушителям применяются неформальные негативные санкции.

Открытие группового феномена произвело в мировой науке  подлинную революцию. Наука обогатилась  множеством новых понятий, теорий, моделей  и экспериментов. В них описывались  такие явления, как межличностная  коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие.

Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология - пограничная дисциплина между психологией и социологией.

Структура группы определяет характер ее динамики и в свою очередь  определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих  собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей.

 

 

 

 

 

3. Влияние группы на  поведение личности

личность социальная индивид человек

В социальной психологии существует множество теорий, описывающих поведение  личности в процессе межличностное  взаимодействия. К ним относятся: бихевиоризм, теория обмена (справедливости), символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория, теория игр.

Бихевиоризм (дословный перевод термина - наука о поведении) имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальниками считаются Э. Трондайк, Дж. Уотсон, сильное влияние на которых оказали труды: известных русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Бихевиоризм отказывается от непосредственного изучения сознания. Его представители изучают человеческое поведение по схеме «стимул - реакция». На первый план, таким образом, выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, наступает закрепление данной поведенческой реакции. Отсюда следует, что манипулируя внешними раздражителями можно добиться любых нужных форм социального поведения человека. В рамках такого подхода игнорировались не только врожденные задатки, но и уникальный жизненный опыт личности, ее установки, убеждения.

Вместе  с тем, бихевиоризм оказал существенное влияние на психологию, социологию, менеджмент. Под его влиянием сформировались некоторые школы управления, в  частности, административная школа, представителями  которой являются Ф. Тейлор, Ф. Гильберт, А. Файоль, школа «человеческих отношений» - М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу. Важной задачей является изучение и адаптация отдельных положений этих теорий к условиям управления деятельностью персонала предприятия.

Развитием бихевиоризма является необихевиоризм, который представляют Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Хоманс. Традиционная схема «стимул - реакция» здесь усложняется введением промежуточных переменных.

С точки зрения управленческого  общения наибольший интерес представляет теория обмена Дж. Хоманса, согласно которой люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать взаимодействие с другими людьми устойчивым и приятным. Поведение человека во время контакта с другими людьми (т.е. взаимодействие) определяется тем, вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом. Эта теория опирается на следующие принципы:

а) чем больше вознаграждается  определенный тип поведения, тем  чаще он будет повторяться;

б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

в) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

г) когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает  меньшие усилия для их удовлетворения 10.

Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. С помощью его теории может быть описано и взаимодействие руководителя и подчиненного в управлении.

С теорией обмена перекликается  и развивает ее, так называемая, теория справедливости, которую представляют, в частности, Р. Хьюсман, Дж. Хэтфилд. В анализе взаимодействия людей они исходят из следующих аксиом:

1. Люди оценивают свои  взаимоотношения с другими путем  сравнения того, что они вкладывают  и того, что получают взамен. В  результате оценки может быть  одна из трех ситуаций:

а) они приходят к выводу, что их недооценивают, т.е. они вкладывают больше, чем получают;

б) они ощущают, что их переоценивают - получают больше, чем  вкладывают;

в) вклад оказывается равным отдаче - в этом случае взаимодействие оценивается как справедливое.

2. Неэквивалентность вклада  и отдачи приводит к возникновению  беспокойства, переживаний. Переоценка  вызывает чувство вины, недооценка  заставляет людей испытывать  обиду. Люди, которые считают себя  недооцененными, значительно меньше  удовлетворены работой.

3. Люди, неудовлетворенные  своими взаимоотношениями из-за  низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость:

а) путем уменьшения своего вклада:

- опаздывая на работу,

- сокращая объем выполняемой  работы,

- уклоняясь от выполнения  работы, «имитируя» деятельность;

б) добиваясь большей отдачи, требуя:

- увеличения зарплаты, премий,

- продвижения по службе,

- улучшения условий труда;

в) прекращая взаимоотношения (увольнение). Вместе с тем, не все  люди одинаково относятся к разнице  вклада и отдачи.

Здесь выделяются следующие  группы людей:

1) альтруисты - хотят вкладывать  больше, чем получать;

2) чувствительные к справедливости - стремятся к равновесию;

3) эгоисты - хотят получать  больше, чем вкладывать.

Теория справедливости имеет  большое практическое значение для  регулирования взаимодействия руководителя и подчиненного в процессе управления. Субъективный характер восприятия справедливости содержит большие возможности воздействия  на подчиненного. Если восприятие справедливости субъективно, то его можно изменять, оставляя неизменными внешние обстоятельства, т.е. путем информирования, убеждения  подчиненного, формирования у него других оценочных суждений. Если чувство  недооценки у подчиненного необоснованно  и не отражает действительного положения  вещей, то нужно изменить характер его  восприятия ситуации.

По мнению Р. Хьюстона и  Дж. Хэтфилда, это можно сделать двумя способами:

  1. Изменив восприятие человеком своего вклада. В управленческом общении это достигается путем сравнения процесса и результатов работы подчиненного с деятельностью его более результативных коллег. Эффективным может оказаться обращение к его деятельности на предыдущей работе, а также сопоставление его собственных возможностей с достигнутыми результатами. Полезным с этой точки зрения может оказаться пересмотр конкретных результатов работы исполнителя, которые с учетом динамичного изменения обстановки могут оказаться недостаточно удовлетворительными.
  2. Изменив восприятие отдачи. Такое изменение осуществляется посредством сравнения получаемого подчиненным вознаграждения с заработной платой других служащих. Нужно объяснить, что подчиненный может иметь в перспективе, указать на признание, которым он пользуется в коллективе, сравнить с признанием и вознаграждением на прежней работе. Подчеркнуть, что многие стремятся оказаться на его должности и были бы вполне удовлетворены тем положением и вознаграждением, которое он получает.

Наиболее близким к  теории общения, созданной отечественной  психологии является символический интеракционизм, в котором подробно исследуется интерактивная сторона общения.

Информация о работе Личность в группе