Личность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
Человеческое общество в целях познания закономерной его возникновения и развития может рассматриваться в качестве единого организма, вмещающего в себя массу элементов, каждым из которых является отдельный человек.

Содержание работы

Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
3. Свобода и ответственность личности.
4. Личность в правовом государстве.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.

  1. Индивид, индивидуальность, личность.
  2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
  3. Свобода и ответственность личности.
  4. Личность в правовом государстве.

Заключение.

Список используемой литературы

 

Введение

Проблемы личности, личности и общества до сих пор окончательно не разрешены. Многие ученые и философы пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все  актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается  на страницах книг и журналов.

Человеческое общество в  целях познания закономерной его  возникновения и развития может  рассматриваться в качестве единого  организма, вмещающего в себя массу  элементов, каждым из которых является отдельный человек. В реальности, каждый человек индивидуален, и может быть «растворен» в обществе только для построения самых общих теоретических конструкций. Человечество исключительно многообразно. Двух полностью похожих друг на друга своими физическими данными и психикой людей не существует, в отличие от коллективов других животных – муравьев, пчел, рыбных стай и т.п. В философии человек является отдельным и особым объектом философского познания и осмысления. Для подчеркивания индивидуальности этого объекта традиционно используются три термина и соответствующих им понятий: индивид, индивидуальность и личность. В своей работе я попытаюсь изучить данные понятия и разобраться в отношениях, складывающихся между обществом и личностью.

 

 

1. Индивид, индивидуальность, личность.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность «особой личности» составляет не ее физические данные, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Термин «индивид» употребляется  прежде всего для обозначения  всякого отдельно взятого представителя  человеческого рода. Индивид – это единичный человек, но понимаемый в целом, т.е. без указания на его уникальные, только ему присущие телесные и душевные качества. Индивид – это человек, вычлененный из группы подобных ему субъектов. Различия людей как индивидов заключаются в различиях между общественными группами, к которым принадлежат индивиды (например, естествоиспытатель, творческий работник, сельский житель, городской). Также термин индивид используется для определения того, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях (например, в каждом индивиде баскетбольной команды выражен типический признак исключительно высокого роста). С помощью понятия «индивид» подчеркивается зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.). Например, подразумевая индивида, мы говорим о члене трудового коллектива, спортивной команды, студенческого курса. В отличие, например, от коллективов муравьев или пчел, где биологический статус организма определен навсегда – например, рабочий муравей, пчела-охранник, человек не привязан жестко к своей социальной группе. С момента рождения человека окружают обуславливающие его поведение факторы – принадлежность к определенной религии или к социальной группе (например, к городскому населению), но человек всегда способен преодолеть эти факторы и выбрать для себя другие условия жизни, изменить свое поведение. Несводимость человека к его социально-групповому положению, независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой персональный облик - все это фиксируется уже не с помощью понятия индивида, а с помощью близких и взаимосвязанных понятий индивидуальности и личности. Человек - продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида подразумевает человека как продукта, то понятия индивидуальности и личности акцентируют внимание на том, что благодаря своему поведенческому выбору данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» приводит к тому, что они нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Однако понятия индивидуальности и личности фиксируют разные аспекты человеческого бытия. В индивидуальности отмечается самобытность, особенность, уникальность человека, его дарования, таланты, навыки. В личности же мы подчеркиваем самостоятельность. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение. (рис. 1)

Важная роль природных  задатков, врожденных особенностей в  развитии индивида опосредована социальными  факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное  или более общее, родовой жизни  человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий  его прогресса. Индивидуализация и  совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой  против индивидуализма и созданием  условий сотрудничества и взаимопомощи в обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности  определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная  система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального  и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает  как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры  отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных  факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического  внедрения, в ее сознание многообразных  внешних воздействий, а итог той  внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в  практической деятельности.

Понятие личности имеет смысл  только в социальном контексте. Без  общества нет личности, поскольку  отдельного индивида личностью признает не он сам. Личностью его признают другие, окружающие его люди, с которыми данный индивид вступает в отношения. Не обязательно непосредственные, но даже информационные. Мы можем никогда  не встречать Иванова, но мы знаем  о нем, как о личности. Человек  как личность раскрывается в своих  поступках, т.е. в своих намеренных или произвольных актах поведения, которые всегда отражаются на условиях жизни других людей, которые являются значимыми для возникновения, развития или прекращения каких-либо общественных отношений. Незначительность или незначимость поступков не позволяет определить индивида как личность. При этом, конечно, значение поступков личности может быть не только позитивным, но и негативным. Современное понимание  личности является заслугой философии  Нового времени, в частности, благодаря  работам великого немецкого философа Иммануила Канта, который определил  личность через понятия самодисциплины, самообладания и способности  быть хозяином самому себе. Важнейшая  кантовская категория для раскрытия  понятия личности – это автономия. Т.е. с одной стороны человек  независим в своих поступках, а с другой – подчиняет себя и свои поступки своему собственному внутреннему этическому закону, осознанным для себя моральным нормам.

В зависимости от характера  общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность  оказывать большее или меньшее  влияние на факторы его развития. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

 

2. Социальный статус  и социальная роль. Типы личности. Социализация.

Для характеристики личности используется понятие «структура личности», которая включает в себя:

  1. Потребности
  2. Интересы
  3. Мотивы
  4. Ценностные ориентации
  5. Социальные установки
  6. Убеждения, мировоззренческие принципы.

Исходная ступень в  анализе личности – потребности. Потребность – нужда в чем-либо, противоречия между наличным и необходимым. 
Потребности бывают: материальные и духовные, первичные и вторичные. 
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

  1. Физиологические потребности (потребности в пище, воздухе, движении, сексе и пр.).
  2. Экзистенциальные потребности (потребности в самосохранении, в уверенности в завтрашнем дне).
  3. Социальные потребности (потребности в принадлежности к коллективу, в общении).
  4. Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте).
  5. Духовные (самовыражение через творчество).

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после  удовлетворения потребностей предыдущего  уровня. Таким образом, Маслоу при  помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход  человека от биологического состояния  к социальному.

Иерархия человеческих потребностей по А.Маслоу. (рис. 2)

Следующий компонент структуры  личности – интерес – представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей. Потребности и интересы личности лежат в основе ее мотивов.

Мотив – внутренний побудитель к действию. Мотив следует отличать от стимула – внешнего побудителя индивида к действию.

Ценностные ориентации – объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида. Они формируются посредством избирательного усвоения ценностей общества, в котором живет человек. 
Ценный для индивида объект не всегда является реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

Информация о работе Личность в правовом государстве