Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:42, реферат
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
Человеческое общество в целях познания закономерной его возникновения и развития может рассматриваться в качестве единого организма, вмещающего в себя массу элементов, каждым из которых является отдельный человек.
Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
3. Свобода и ответственность личности.
4. Личность в правовом государстве.
Заключение.
Список используемой литературы
Содержание
Введение.
Заключение.
Список используемой литературы
Введение
Проблемы личности, личности и общества до сих пор окончательно не разрешены. Многие ученые и философы пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
Человеческое общество в целях познания закономерной его возникновения и развития может рассматриваться в качестве единого организма, вмещающего в себя массу элементов, каждым из которых является отдельный человек. В реальности, каждый человек индивидуален, и может быть «растворен» в обществе только для построения самых общих теоретических конструкций. Человечество исключительно многообразно. Двух полностью похожих друг на друга своими физическими данными и психикой людей не существует, в отличие от коллективов других животных – муравьев, пчел, рыбных стай и т.п. В философии человек является отдельным и особым объектом философского познания и осмысления. Для подчеркивания индивидуальности этого объекта традиционно используются три термина и соответствующих им понятий: индивид, индивидуальность и личность. В своей работе я попытаюсь изучить данные понятия и разобраться в отношениях, складывающихся между обществом и личностью.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность «особой личности» составляет не ее физические данные, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Термин «индивид»
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение. (рис. 1)
Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.
Развитие индивидуальности
играет важную роль в истории человечества
как одно из необходимых условий
его прогресса. Индивидуализация и
совершенствование личности неразрывно
связаны с преобразованием
Личность - это динамическая,
относительно устойчивая целостная
система интеллектуально-
Познание структуры личности возможно как в общеисторическом плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой. Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической деятельности.
Понятие личности имеет смысл только в социальном контексте. Без общества нет личности, поскольку отдельного индивида личностью признает не он сам. Личностью его признают другие, окружающие его люди, с которыми данный индивид вступает в отношения. Не обязательно непосредственные, но даже информационные. Мы можем никогда не встречать Иванова, но мы знаем о нем, как о личности. Человек как личность раскрывается в своих поступках, т.е. в своих намеренных или произвольных актах поведения, которые всегда отражаются на условиях жизни других людей, которые являются значимыми для возникновения, развития или прекращения каких-либо общественных отношений. Незначительность или незначимость поступков не позволяет определить индивида как личность. При этом, конечно, значение поступков личности может быть не только позитивным, но и негативным. Современное понимание личности является заслугой философии Нового времени, в частности, благодаря работам великого немецкого философа Иммануила Канта, который определил личность через понятия самодисциплины, самообладания и способности быть хозяином самому себе. Важнейшая кантовская категория для раскрытия понятия личности – это автономия. Т.е. с одной стороны человек независим в своих поступках, а с другой – подчиняет себя и свои поступки своему собственному внутреннему этическому закону, осознанным для себя моральным нормам.
В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и проступков. Социальная структура личности формируется в производственной деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
Для характеристики личности используется понятие «структура личности», которая включает в себя:
Исходная ступень в
анализе личности – потребности. Потребность
– нужда в чем-либо, противоречия между
наличным и необходимым.
Потребности бывают: материальные и духовные,
первичные и вторичные.
Американский социолог А. Маслоу предложил
иерархию человеческих потребностей,
которая состоит из пяти уровней:
Первые две группы потребностей
Маслоу считает первичными и врожденными,
три остальные –
Следующий компонент структуры личности – интерес – представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей. Потребности и интересы личности лежат в основе ее мотивов.
Мотив – внутренний побудитель к действию. Мотив следует отличать от стимула – внешнего побудителя индивида к действию.
Ценностные ориентации –
объекты и идеи, которые являются значимыми
для индивида. Они формируются посредством
избирательного усвоения ценностей общества,
в котором живет человек.
Ценный для индивида объект не всегда
является реально нужным, необходимым
человеку. Индивид оценивает предмет,
не соотнося его прямо и непосредственно
со своими потребностями и интересами
(которые он может и не вполне осознавать),
пропуская через призму распространенных
в данном обществе ценностных критериев,
идеалов, готовых оценок, стереотипов
обыденного сознания, представлений о
должном, справедливом, прекрасном, полезном
и т.д. Однако процесс формирования ценностного
сознания это не односторонний процесс,
личность критически относится к «готовым»
ценностям, проверяет их на собственном
жизненном опыте. Таким образом, ценностное
сознание – это сложный, многомерный духовный
феномен, в котором присутствуют как общераспространенные
ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно,
на веру, так и ценностные представления,
принятые и проверенные личным опытом,
собственные оценки, собственные ценностные
суждения.