Личность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
Человеческое общество в целях познания закономерной его возникновения и развития может рассматриваться в качестве единого организма, вмещающего в себя массу элементов, каждым из которых является отдельный человек.

Содержание работы

Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
3. Свобода и ответственность личности.
4. Личность в правовом государстве.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Одобряемые цели

Одобряемые средства

1. Конформизм              

+

+

2. Инновация

+

_

3. Ритуализм

_

+

4. Ретритизм

_

_

5. Бунт

_

_


Виды девиантного поведения (по Р. Мертону) (рис. 3)

 
             Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства.

Ритуализм предполагает отрицание  целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Например, бюрократ, фанатично преданный своему делу, становится жертвой бюрократической  системы и спивается от отчаяния.

Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек  одновременно отвергает и цели, и  социально одобряемые средства их достижения. Например, бродяги, алкоголики, наркоманы  и т.д.  
Бунт тоже отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология.  
 

3. Свобода и ответственность личности.

Индивид и общество находятся  в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид  есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно  и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может  выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и  условиях ускоренного развития цивилизации  роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с  этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования  точки зрения объяснения взаимосвязи  свободы и необходимости ее признания  их органической взаимосвязи принадлежит  Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического  единства свободы и необходимости  с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости  исходит из признания объективной  необходимости как первичного, а  воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания  и интересы не всегда совпадают с  интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных  случаях так, чтобы не нарушать интересов  общества, в противном случае ему  грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все  глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в  виде законодательных актов о  правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это  одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются  миллиардами и каждую минуту на земле  сталкиваются их интересы, права и  свободы.

Неразделимы и такие понятия  как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность  перед обществом по закону, принятому  обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально - правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность  устанавливается не формальным путем  выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени  сознания вины и возможности исправления  в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов  общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного  развития истории.

 

4. Личность в правовом государстве.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед  законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового  государства.

Развитие человеческой цивилизации  требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция  правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время  правового беспредела, когда права  и свободы личности ничем не гарантировались  и не защищались. Общество имеет  новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в  завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство  гарантирует личности его права  и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом  в условиях полной демократии.

Правовое государство  является своего рода сочетанием свободы  и ответственности, когда человек  полностью свободен в моральном  и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает  ответственность - с другой стороны.

Правовое государство  и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и  смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями  и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство  предполагает закрепление интересов  личности на первом месте, устраняет  неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает  все условия для абсолютного  равенства всех членов общества перед  законом независимо от происхождения, положения в обществе.

 

 

Заключение

Каждый человек должен стремиться к целостности (интегральности) своего развития. Целостный (интегральный) человек - всесторонне и гармонически развитый индивид, т. е. глубоко знающий свою специальность, хорошо понимающий основы смежных наук и профессий, ориентирующийся в достижениях науки, техники и культуры и на основе всего этого концентрирующий свою деятельность на решении определенной задачи. Хотя понятие «целостно развитый человек» достаточно абстрактно, и в реальности таких людей известно весьма мало, и, видимо, не будет индивидов, которые смогут добиться одинаково больших успехов во всех основных сферах человеческой деятельности. Одним из важнейших качеств целостного (интегрального) человека является полное раскрытие своей индивидуальности, всех способностей, дарований, творческих сил в какой-либо основной и близкой ему социально значимой деятельности.

Социальный механизм формирования такого должен учитывать 3 основных элемента, образующих структуру интегральной природы: Я, тело и мир человека. Я  есть не что иное, как внутренний, психический, духовный мир, его субъективная реальность, которая фиксирует место  человека в мире, его отношение  к миру, его роль в истории общества.

 

Список используемой литературы

  1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994.
  2. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
  3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. - М., 1999.
  4. Кравченко Е.П. Социология. – М., 1999.
  5. Лавриненко В.Н. Социология. М., 1998.
  6. Общая психология: Учеб. Пособ. / Под ред. В.В. Богословского. – М.:, 2002. 
    7.      Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2000.  
    8.      Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М., 2003. 
    9.      Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 2000.

 


Информация о работе Личность в правовом государстве