Личность в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.
Человеческое общество в целях познания закономерной его возникновения и развития может рассматриваться в качестве единого организма, вмещающего в себя массу элементов, каждым из которых является отдельный человек.

Содержание работы

Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Социализация.
3. Свобода и ответственность личности.
4. Личность в правовом государстве.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 Изучение места человека в обществе, его связь с ним осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус человека – его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус предполагает совокупность определенных прав и обязанностей.

Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения  человека в обществе, включающую в  себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д. Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:

  1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
  2. Объемом власти и авторитета.
  3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
  4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
  5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.

Выделяют несколько видов  социальных статусов. 
Приобретенный статус – статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир). 
Предписанный статус – статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец). 
Смешанный статус – статус, полученный человеком по независящими от него обстоятельствам (например, безработный, инвалид). 
Главный статус – статус, оказывающий существенное влияние на выполнение индивидом всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека. Главный статус меняется на протяжении жизни человека, он связан с субъективным признанием важности для индивида на определенном жизненном этапе того или иного социального статуса. Например, на этапе профессионального самоопределения, в качестве главного статуса может выступать статус студента, после рождения детей главным статусом становится статус отца, после обретения детьми материальной независимости главный статус – представитель профессии (врач, юрист, инженер и т.д.). Социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Это поведение человека, имеющего соответствующий социальный статус.

Поскольку поведение человека, занимающего определенный статус может иметь несколько аспектов (например, студент может быть слушателем лекций, экспериментатором в лаборатории, старостой, участником студенческих конференций, неформальным лидером, практикантом и т.д.), часто вместо понятия социальной роли используют понятие ролевой набор. Т.е. рассматривают эти разные аспекты как маленькие самостоятельные роли. С этой точки зрения одному статусу принадлежат несколько социальных ролей.  
Т. Парсонс предложил пять характеристик социальных ролей:

  1. Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств.
  2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, другие роли завоевываются.
  3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между ребенком и родителями устанавливаются отношения более широкого плана.
  4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, врач обязан оказать неотложную медицинскую помощь своему пациенту.
  5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, например, что предприниматель поглощен собственными интересами – получением максимальной прибыли. Но предполагается, что работник службы занятости трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая  роль включает какое-нибудь сочетание  этих характеристик. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, как человек реально выполняет свою роль. Главным связующим звеном между ними служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему, каждый по-своему интерпретирует и истолковывает роль. Роль – это обобщенный шаблон, который наполняет содержанием конкретный человек.

Ситуация, связанная с  необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной, двух или более  ролей, называют ролевым конфликтом. Виды ролевых конфликтов:

  1. Межличностные ролевые конфликты – противоречия между ролями, проигрываемыми разными индивидами (например, роли правонарушителя и работника органов внутренних дел).
  2. Внутриличностные ролевые конфликты – противоречия внутри роли или между ролями, проигрываемыми одним индивидом. Внутриличностные ролевые конфликты бывают также двух видов:
  3. Внутриролевые (например, к студенту предъявляются противоречивые требования в процессе обучения, и он вынужден выбирать, писать реферат по философии, выполнять самостоятельную работу по социологии или работать над курсовым проектом);
  4. Межролевые (например, роли менеджера компании и отца семейства предъявляют противоречивые требования к индивиду).

Существует несколько  способов разрешения ролевых конфликтов:

  1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).
  2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).
  3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).
  4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно выполненную роль на других).

Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

  1. Идеальный – тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся.
  2. Базисный – тип личности, который необходим для оптимального развития общества на данном этапе.
  3. Модальный – тип личности, который является наиболее распространенным в данном обществе.

 В отличие от живых организмов, стоящих на низших ступенях эволюционной лестницы, человеческий младенец не способен выжить без помощи других. Для того чтобы самостоятельно жить в обществе, новорожденный должен научиться понимать самого себя, приобрести навыки общения, усвоить множество правил, по которым живет это общество. Другими словами, ребенок должен социализироваться.

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. 
Социализация охватывает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, воздействующие на личность. 
Этапы социализации:

  1. Первичная социализация (усвоение норм ребенком).
  2. Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).

Первичная и вторичная  социализация имеют следующие различия:

  1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
  3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков.
  4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует мотивацию их поведения.

Социализация протекает  под влиянием агентов социализации. Агентами социализации являются:

    • родители, сверстники, учителя, средства массовой информации (первичная социализация);
    • начальники, коллеги, политические лидеры, религиозные организации, средства массовой информации (вторичная социализация).

Социализация начинается  с формирования личности. Как это происходит? 
Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джоржа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» является продуктом социальным и формируется оно в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит три стадии.

  1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.
  2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г. Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я»-социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).
  3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «генерализированного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

Все эти стадии относятся  к первичной социализации. 
Этапу вторичной социализации согласно Дж. Г. Миду соответствует 4-я стадия 
         4. Стадия ориентации на «обобщенного другого». Это обобщение требований всех людей которые окружают человека, упорядочение этих требований и выработку в соответствии с ними схемы жизни. 
Процесс социализации не заканчивается с взрослением ребенка, он продолжается всю жизнь человека, ибо меняется общество, человек входит в новые социальные группы, к которым необходимо приспосабливаться. 
При попадании индивида в новую для него социальную среду, будь-то поступление на работу, переезд на новое место жительства или постперестроечные изменения, возникает необходимость в его социализации. В любом из этих случаев индивид проживает ряд моментов, которые называют структурой социализации:

  1. Адаптация – приспособление к новым условиям, ролям, нормам.
  2. Интериоризация – принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека.

Социальная активность –  продуцирование новых норм, ценностей, превращение человека в субъект  социальных отношений.

Механизмы социализации:  
1.                 Имитация – осознанные попытки ребенка копировать поведение взрослых.  
2.                 Идентификация – отождествление себя с личностью одного из родителей.  
3.                 Чувство вины и стыда – негативные механизмы, которые запрещают некоторые модели поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.  
Теории, объясняющие причины возникновения девиаций:  
1.                 Биологические теории. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.  
2.                 Психологические теории – Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.  
3.                 Социологические теории:  
1). Теория аномии Дюркгейма – Девиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм;  
2). Теория аномии Р. Мертона – девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.  
3). Культурологические теории – причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры  
4). Теория стигмации (клеймения) – девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.  
5). Конфликтология – девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Конформизм предполагает согласие с целями общества и законными  средствами их достижения. Молодой  человек или девушка, которые  получают хорошее образование, находят  престижную работу и продвигаются по служебной лестнице – олицетворение  конформизма. Конформизм представляет собой единственный вид недевиантного поведения.

Информация о работе Личность в правовом государстве